актуальность коррекции звукопроизношения у дошкольников
Автор: Мажинская Татьяна Николаевна Должность: заместитель заведующего по вмр Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 20" Населённый пункт: г. Березники Пермский край Наименование материала: статья Тема: актуальность коррекции звукопроизношения у дошкольников Раздел: дошкольное образование
АКТУАЛЬНОСТЬ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития
детей. Когда
речь ребенка богата и правильна, ему легче высказать свои
мысли,
его
возможности
в
познании
окружающей
действительности
становятся
более
широкими,
общение
со
сверстниками
и
взрослыми
становится более содержательным и полноценным. Активнее происходит
его психическое развитие.
В
настоящее
время
в
образовательных
учреждениях
и
в
семье
формирование
у
детей
фонетически
четкой
речи,
дающей
возможность
речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, является одной
из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному
языку.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что чисто возрастные
своеобразия
звукопроизношения,
являющиеся
нормой
его
становления,
наблюдаются теперь лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальное
приходится
на
его
патологические
формы,
которые
не
могут
пройти
с
возрастом.
И
теперь,
именно
по
этой
причине
в
первые
классы
школ
поступают свыше 52% детей с дефектами звукопроизношения [1, 5].
Актуальность вопроса формирования звукопроизношения у детей с
нарушениями речи определяется тем, какую роль в психическом развитии
ребенка
и
готовности
его
к
обучению
в
школе
играeт
правильная
речь.
Многочисленными
изучениями
отечественных
исследователей
в
области
дефектологии и логопедии А.Н. Гвоздевым, Н.И. Жинкиным, Г.А. Каше, P.E.
Левиной, О.В. Правдиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой,
Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской подробно освещена проблема формирования
правильной речи, в особенности звукопроизношения.
Успешное формирование правильного произношения зависит от
способности
ребенка
к
анализу
и
синтезу
звуков,
т.е.
от
определенного
уровня
развития
фонематического
слуха,
обеспечивающего
восприятие
фонем данного языка. Нельзя оставить без внимания, что сложное нарушение
звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных нарушений
и
вызвать
различные
дефекты
устной
и
письменной
речи
ребенка.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не
воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию и сходные
по артикуляции звуки речи.
Среди наиболее часто встречающихся нарушений речи, можно назвать
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). Это нарушение Р.Е.
Левиной
т рактует ся
как
нарушение
проце сс а
ф о рм и р о ва н и и
произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Такие расстройства создают в развитии фонематического слуха и
фонематического восприятия серьёзные препятствия для успешного усвоения
программного
материала
по
чтению
и
письму,
так
как
оказываются
недостаточно
сформированными
практические
обобщения
о
звуковом
составе
слова,
которые
у
ребёнка
с
нормальным
речевым
развитием
вырабатываются в дошкольном возрасте.
Фонематические дефекты сами собой не исчезают. Своевременно не
выявленные
и
не
устранённые
нарушения
закрепляются,
становятся
стойкими. Именно поэтому ребёнок испытывает значительные затруднения в
процессе овладения произносительной стороной речи, овладения грамотой,
письмом и чтением и, как следствие, программой начального обучения в
целом.
Фонетико-фонематическое недоразвитие может также спровоцировать
возникновение
психологических
особенностей
(сте снительно сть,
замкнутость,
нерешительность,
замедленная
включаемость
в
ситуацию
общения,
нежелание
поддерживать
беседу,
неумение
вслушиваться
в
звучащую
речь).
Такие
дети
стараются
меньше
говорить,
замыкаются,
нарушается коммуникативная функция речи.
Все вышесказанное дает нам право говорить о том, что на сегодняшний
день
особую
актуальность
обрели
вопросы
коррекции
нарушений
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
.
Уже в дошкольном возрасте можно обнаружить и предупредить
возникновение
характерных
фонетико-фонематических
процессов
недоразвития
речи.
Преодоление
фонетико-фонематического
недоразвития
достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции
звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Поскольку в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является
ведущей, при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи
у детей старшего дошкольного возраста использование дидактических игр,
сказочных
сюжетов
способствует
более
быстрому
и
эффективному
преодолению речевых расстройств. Такие приемы освобождают детей от
утомления, длительной неподвижности и большой концентрации внимания
на логопедических занятиях, разнообразные приемы помогают чередовать
виды речевой работы и повышают эффективность коррекционной работы.
Одним из существенных направлений коррекционного обучения является
автоматизация звукопроизношения.