Игры и задания по профилактики нарушений чтения и письма у детей с ТНР.
Автор: Исмаилова Елнура Аббасовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ№85 Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: Статья Тема: Игры и задания по профилактики нарушений чтения и письма у детей с ТНР. Раздел: дошкольное образование
Игры и задания по профилактики нарушений чтения и письма у детей с
ТНР.
Учитель-логопед
I-квалификационной категории
МБДОУ №85
Исмилова Елнура Аббасовна
г. Мурманск
Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей
дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования
грамматически правильной устной и письменной речи является работа по
предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников. Логопед должен понимать, что
профилактика дисграфии, дислексии является актуальной проблемой в современном
модернизированном мире. Если раньше ребенок шел в школу и не мог писать и читать, то
это считалось нормой. Но в наше время ребенку, который не умеет читать, очень сложно
ориентироваться в окружающем мире. Предупреждение нарушений чтения и письма
одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях
дошкольного образовательного учреждения.
В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и
нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи —
это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения
чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным
материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую
школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает
большие трудности в обучении чтению и письму.
Затруднения и ошибки у детей с ОНР в первую очередь связаны с недостаточным
овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков,
неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать
правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых
графических знаков.
У ребёнка с логопедическим диагнозом нет чётких представлений о том, из каких
звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые
звуко - слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по
аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.Чем более бедны
представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки
чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и
различением звуков, входящих в их состав. Отсутствие чёткого звукового образа слова
затрудняет формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения. Для
правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении
необходимо, чтобы звуковой состав был достаточно чёток и ребёнок умел их правильно
произносить.
Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи
открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу.
Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны
осуществляться комплексно.
Приоритетные направления логопедической работы:
1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи.
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение
слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков
элементарного звукового анализа.
2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки
в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из
слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных,
так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие
и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение
объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков
в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического
умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с
помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов.
Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа
над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам,
сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных
рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
В группах для детей с тяжелыми нарушениями речи обучение рассчитано на два года,
поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии
целесообразно разделить на два этапа:
1. Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез
сочетаний, слогов и слов.
2. Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко -буквенный анализ и синтез
слогов и слов. Анализ текстов и предложений.
ПРОБУДИТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ПОМОГАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ИГРЫ И
ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ.
Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания
звуков.
Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного
из ряда других.
Игра «Стучалочка»(Звуки я скачать хочу и по мячику стучу).
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического
восприятия.
Игра Игра «Красный-гласный. Синий-нет. Что за звук? Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания,
быстроты мышления.
Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
•
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развития внимания, быстроты мышления.
Игра «Тихо-громко»(Мы катались по горам, пели тут и пели там).
Цель закрепление
артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой
голоса.
Игра Игра «Мяч передай, слово называй».
•
Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.
Игра Игра «Мяч поймай, слово составляй».
Цель: составление слов и их анализ.
Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развития внимания, быстроты мышления.
Игра «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков – называй».
Цель: Определение последовательности и количества звуков в слове.
Игра «Парашютисты».
Цель: учить слиять гласные звуки, не прерывая голоска, автоматизация прямых и
обратных слогов, развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.
Игра «Перевертыши».
Цель: чтение трехзвуковых, пятизвуковых слов и их анализ.
Игра «Кто быстрее всех придет, тот и слово назовет».
Цель: чтение и анализ слов.
Игра:"Буковка да буковка"
Цель: Профилактика нарушений чтения и письма.
Соотнесение букв по сходным элементам. Развитие зрительного внимания.
Задание: Допиши нужные элементы у букв.
Игра:"Буковка в окошках"
Цель: Профилактика нарушений чтения и письма.
Соотнесение букв по сходным элементам. Развитие зрительного внимания.
Задание: Допиши нужные элементы букв.
Игра:"Крепкие орешки"
Цель: Профилактика нарушений чтения и письма.
Различение букв со схожими элементами.
Задание. Выбери одну из букв со схожими элементами ,вставь букву в слово, чтобы получилось
понятное слово.
ТРОПИНОЧКИ
Игра:"Слов больше чем букв"
Цель: Профилактика нарушений чтения и письма.
Развитие пространственной ориентировки (прослеживание по линиям для составления коротких
слов.
Задание: Соедини буквы по линиям в любом направлении, можно составить не менее 20 слов.
Игра:"Кто пятый"
Цель: Профилактика нарушений чтения и письма. Развитие пространственной ориентировки
(прослеживание по линиям для составления коротких слов.
ЧУДО-БУКВЫ
Игра:"Волшебные пенёчки"
Цель: Профилактика нарушений чтения и письма.
Воспроизведение контура буквы с помощью натяжения резинки
Задание: Натяни буковку на пенёчки с помощью резинок.
Игра:"Необычная проволока"
Цель: : Профилактика нарушений чтения и письма Воспроизведение контура буквы с помощью
проволоки.
Игра:"Знаток"
Цель: Профилактика нарушений чтения и письма.
Развитие концентрации и распределение внимания. (Умение прослеживать слоги в строчку и в
столбик)
Задание: Найди слог в...... столбике. Найди слог в........ строчке.
Усложнение для сильных детей. Найди слог в...... столбике, и в........ строчке, прочитай какое слово
получилось.
Игра: "Чуда - Пазлы "
Цель: Профилактика
нарушений чтения и письма.
Складывание полного
изображения буквы из
разрезанных кусочков.
Задание: Собери карточку, чтобы получилась буква.
Игра: "Внимательные глазки"
Цель: Профилактика нарушений чтения и письма.
Тренировка внимания, наблюдательности, ориентировки букв в пространстве, запоминание
изображения.
Задание: Найди сколько букв спряталось? Сколько букв стоят правильно? Сколько букв лежат?
Игра:" На доске"
Цель: Профилактика нарушений чтения и письма.
Развитие зрительного внимания, ориентировка букв в пространстве.
Задание: Смотри внимательно, сосчитай сколько здесь букв.......?
Игра:"Сравни буквы"
Цель: : Профилактика нарушений
чтения и письма.
Различать понятия (широкий
-узкий, тонкий -толстый,
высокий -низкий)
Задание: Выбери только высокие
буквы, только широкие
буквы, только узкие буквы.
Игра:"Домино"
Цель: Профилактика нарушений чтения и письма. Запомнить изображение букв. Уметь придумать
слова на выложенную букву.
Задание: В игре участвуют от 2 до5 детей. Первым начинает тот, у кого на карточке одинаковые
буквы, при этом называет слово, игра продолжается по часовой стрелке. Выиграл тот, у кого
закончились карточки.
Игра:"Я учу буквы"
Цель: Профилактика нарушений чтения и письма
. Запомнить изображение букв. Уметь
придумать слова на выложенную букву.
Задание: Назови картиночки, какой одинаковый звук начинает все слова? Выбери нужную букву.
Игра:"Чуткие пальчики"
Цель: : Профилактика нарушений чтения и письма.
Различать буквы на ощуп с закрытыми глазами.
Задание: Закрой глазки, потрогай, какая буква ?
Игра: "Киндер- Сюрприз"
Цель: : Профилактика нарушений чтения и письма.
Звука - буквенный анализ на уровне слов.
Задание: Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
.....Собери слово из букв