Автор: Лузун Мария Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Д/с "Умка" Населённый пункт: г.Абакан Наименование материала: статья Тема: Фольклор - сокровищница русского народа Раздел: дошкольное образование
Лузун Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ «Д/с «Умка», г. Абакан
Фольклор - сокровищница русского народа
«Русский народ создал огромную изустную
литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки,
веселые песни, торжественные былины –
говорившиеся нараспев, под звон струн –
о славных подвигах богатырей, защитников земли...»
Л.Н. Толстой
Становление человека как гражданина, на мой взгляд, должно начинаться с его
малой родины. Любовь к большому надо прививать с малого. Чувство родины начинается
с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает
отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют
огромную роль в становлении личности юного патриота. Воспитание патриотических
чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая
включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному
городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в
неё устное народное творчество. Поэтому при организации и проведении фольклорных
праздников важно целенаправленно акцентировать внимание дошкольников на культурных
особенностях и фольклорных традициях русского народа, стремиться к тому, чтобы дети
понимали и осознавали эти особенности.
Фольклор - сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни
ребенка, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную
работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей
речи». Тем не менее, именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его
отличия
от
других.
Особенно
ярко
патриотизм
действующих
лиц
фольклорных
произведений представлен в жанре былин. В центре сюжета обычно героический подвиг
богатыря, основного героя произведений этого жанра, битва (а чаще поединок) с врагами
русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-
великана. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства. В
образе
богатыря
воплощается
мощь
русского
народа
(богатырь
всегда
побеждает
противника), народное представление об идеальном герое. Богатырь - это всегда воин-
патриот.
Былины содержат обширный материал о жизни русского народа его занятиями,
обучение
детей
разным ремеслам.
Созданы монументальные
образы
самоотверженных
героев,
храбрых
воинов, доблести
и
беспримерной
силы
воли.
Эталоном
мужества,
справедливости, патриотизма силы - эти образы богатырей:
Илья Муромец
-
один
из
главных
героев
древнерусского былинного
эпоса, богатырь,
воплощающий
общий
народный
идеал
героя-воина. Подвигам Ильи
Муромца посвящено более полутора десятков оригинальных былин. Среди тех, кого
одолел Илья, — Идолище Поганое, некий змей, Калин-царь и многие другие.
В отличие от Ильи Муромца, Добрыня Никитич — приближённый к киевскому
князю человек, выполняющий его поручения. Добрыня имеет склонность к дипломатии и
берётся за те задания, от которых по каким-то причинам отказываются его друзья. Самый
знаменитый противник Добрыни — Змей, более известный как Змей-Горыныч, из плена
которого богатырь освобождает племянницу князя Забаву Путятишну.
Алёша Попович — самый сомнительный персонаж из «классической тройки»
богатырей. Сын ростовского попа, Алёша хвастлив, кичлив, лукав, порой позволяет себе
недопустимые шутки, за что порицается своими товарищами.
Микула Селянинович, как и Святогор, не состоит на какой-либо службе у князя и
не является воином. Но, в отличие от Святогора, Микула Селянинович занят общественно-
полезным делом — он богатырь-пахарь.
Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских
богатырей
как
защитников
народа.
Они
раскрывают
общественные
нравственно-
эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах
жизненная основа соединена с вымыслом. Они обладают торжественно-патетическим
тоном,
их
стиль
соответствует
назначению
прославить
необыкновенных
людей
и
величественные события истории.
Завет богатырей к нам, своим потомкам:
- Защищать свою Родину, беречь её;
- Защищать слабых, бедных, стариков и детей;
- Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными;
- Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
Таким образом приобщение детей к былинам является средством формирования у
них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, «мы не
должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке,
живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены
воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как
отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим
личность.
Список литературы:
1. Антонов Ю. Е. Левина Л. В., Розова О. В. Как научить детей любить Родину. / М., 2005.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. / М., 2008.
3. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры. / Волгоград, 2008.
4. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому
воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Жарков, А. Д. Растите детей патриотами. / М., - 1980.