Напоминание

О братьях и сестрах. Помочь детям жить дружно.


Автор: Еремеева Наталья Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГБУСО Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: О братьях и сестрах. Помочь детям жить дружно.
Раздел: дополнительное образование





Назад




О братьях и сестрах. Помочь детям жить дружно. Родителям немало хлопот доставляют ссоры между детьми — родными братьями и сестрами. Если в семье двое или больше детей, конфликты становятся неизбежными. Причинами для ссор могут стать как игрушки, так и борьба за родительское внимание и любовь. Детские обиды оставляют глубокий след в душе ребенка и даже во взрослом возрасте между детьми может остаться неприязнь и дух соперничества. Многое зависит и от самих родителей, от того, как они относятся к каждому из детей и их ссорам. Не настаивайте на том, что братья и сестры должны любить друг друга.
Признайте право на существование негативных чувств
. Они имеют право злиться друг на друга, обижаться, негодовать. Задача родителей в этом случае не стыдить ребенка («Как ты можешь так говорить? Это же твой родной брат!») и не отрицать его чувства и не призывать к «худому миру» («Брат и сестра должны любить друг друга, а вы деретесь из-за пустяков!»). Это не сделает их отношения крепче, но даст им понять, что они чувствуют что-то не то, не так, неправильно, и из-за этого мама ими недовольна. Дети копят в себе негатив по отношению к брату или сестре и он вырывается наружу неожиданно, казалось бы из-за пустяка. Помогите детям проговорить свои чувства, дайте возможность высказаться каждому, не перебивая и не навязывая «правильные» слова и чувства. Словами отразите чувства каждого ребенка («Ты зол на него за то, что он сломал твою башню!», «Никому не нравится, когда его вещи берут без разрешения!»). Предложите детям вместе подумать, как выйти из сложной ситуации.
Каждый

ребенок

должен

несколько

раз

в

неделю

оставаться

с

вами

наедине
. Личное общение эмоционально питает ребенка, учит быть более терпимым к своим братьям и сестрам. Ребенок вряд ли станет драться с сестрой за внимание родителя, если знает, что вы обязательно пообщаетесь с ним, поиграете и выслушаете. Установите время для личного общения и не пропускайте его.
Общаясь с одним ребенком, не говорите о другом.
Когда вы проводите время с одним из детей - говорите о нем, о его переживаниях, успехах, планах. Если вы в разговоре всё время вспоминаете брата или сестру, или спрашиваете о нем, то ребенок ощущает, что брат все равно отвлекает внимание мамы, даже не смотря на то, что его нет сейчас рядом. Это создаст напряжение между вами и ребенком и обострит конкуренцию между детьми.

Не поддавайтесь соблазну сравнивать
. Вместо того чтобы неодобрительно сравнивать детей друг с другом («Твоя сестра себя так не ведет!» ), говорите ребенку только о том поведении, которое вам не нравится («Мне не нравится, когда дети не убирают за собой игрушки!»).
Не навязывайте детям конкретное положение в «семейном созвездии»
(старший, младший, средний). Дайте каждому ребенку возможность ощутить привилегии и ответственность. Братьев и сестер глубоко обижает, когда родители требуют от них, чтобы они всегда занимали в семье одно и то же положение («Помоги младшему!», «Ты же старший – ты должен быть ответственней!»). Не потакайте младшим в их капризах и несостоятельности. Не стоит перекладывать на старшего ребенка родительские заботы о младших детях, помните: старшие – тоже
дети
, и они так же хотят вашей заботы и участия. Порядок рождения изменить невозможно. Но мы не можем требовать от детей, чтобы они вечно играли свои роли в соответствии с этим порядком. Пример одной мамы: «мои дочки (девять и пять лет) — классический пример гиперответственной старшей и «вечного ребенка» младшей. В эту субботу я решилась на то, чего никогда не делала раньше. Я позвонила сестре и попросила поменяться со мной… детьми. Сказала, что возьму ее двухлетнюю дочку, если она заберет мою девятилетнюю и позволит ей поиграть со своими сестрами-подростками. Обе мои девочки получили возможность поменяться ролями. Младшая целый день играла «старшую сестру», занимаясь с двухлетней малышкой. Она вела себя очень серьезно и по-взрослому. А моя девятилетняя вернулась домой в полном восторге от того, как добры были по отношению к ней сестры. Они отдали ей свои старые украшения, сделали прическу и научили танцевать макарену. Ей понравилось быть в центре внимания».
Не

зацикливайтесь

на

«общности».
Образ семьи, получающей удовольствие от общения, очень привлекателен. Но для некоторых детей утомительно проводить много времени в обществе брата или сестры. Если в отношениях между вашими детьми возникли напряженность и раздражение, не стоит настаивать на «общности». Это лишь еще сильнее отдалит их друг от друга. Лучше придумайте другие виды общения детей и взрослых: мать может пойти с одним ребенком гулять, а отец останется дома с другим; отец может пойти с одним ребенком гулять, а мать останется дома с другим; все отправятся в зоопарк, там разделятся и встретятся за обедом; займитесь чем угодно, лишь бы дать друг другу достаточно пространства.

Каждый

ребенок

должен

знать,

что

обладает

качествами,

которые

восхищают его братьев и сестер
. Очень часто дети ведут себя как заклятые враги, не понимая, что в глубине души брат или сестра восхищаются ими. Все люди разные и у каждого есть талант, задача родителе – разглядеть талант каждого своего ребенка и помочь ему раскрыться. Не следует отдавать детей в одну секцию, потому что это удобно для вас, провоцируя, таким образом, их на конкуренцию. Пусть дети занимаются разными видами деятельности, интересными для них. Подчеркивайте индивидуальность, уникальность и талант каждого ребенка, не сравнивая друг с другом и другими детьми. Человеческим отношениям мы учимся в семье. То, как мы общаемся с детьми сами и как учим их взаимодействовать друг с другом, даже в самых сложных ситуациях, может стать для них нашим лучшим подарком. По материалам книги Адель Фабер, Элейн Мазлиш Братья и сестры. Как помочь детям жить дружно.


В раздел образования