Напоминание

Как учить ребенка читать


Автор: Котугина Ирина Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - детский сад №2
Населённый пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Статья
Тема: Как учить ребенка читать
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учитель-дефектолог Котугина Ирина Анатольевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 2, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Как учить ребенка читать
Современные родители хотят видеть малыша умным, одарённым, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли не с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребёнок должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать? Прежде всего ребёнок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребёнка. Перечислим их.
Зрительное,

пространственное

восприятие
помогает узнавать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева направо, сверху вниз.
Зрительное внимание, память
способствуют удержанию в поле зрения необходимого объёма зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.
Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память
необходимы для различения между собой звуков речи, удержания в памяти их последовательности.
Кинестетическое (мышечное) восприятие
формирует произносительные образы звуков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.
Способность
соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребёнку:
 Услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;  Соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;  Правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит про себя;  Написать букву и правильно прочитать.
Способность
к языковому анализу и синтезу помогает:  Выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;  Слог из слова;  Слово из предложения;  Соединять звуки в слог;  Составлять из слогов слово;  Из слов предложения. Конечно, учить читать и писать ребёнка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ребёнка. Для успешного обучения приведём несколько советов. Учить ребёнка читать и писать нужно с 4 лет. 1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить», их так и называют – гласные. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с тем, как произносятся согласные. Попробуйте пропеть, протянуть звуки [п], [н]. Эти звуки нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, чтобы их не пели, не кричали, их так и называют – согласные. Названия букв произносите коротко, как звуки – Б [б], П [п], М [м], а не Мэ, Пэ. 2. Учите ребёнка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков. Задания и вопросы  Хлопни, когда услышишь звук [а] среди других звуков.  Хлопни, когда услышишь в слоге заданный звук.  Найди и назови картинки, в названии которых ты услышишь заданный звук.  Хлопни, когда услышишь в слове заданный звук.  Какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесённых словах?  Кто больше назовёт слов на звук [а]?  Что могли бы рассказать о себе звуки [а], [о], а что расскажут о себе звуки [п], [б] при встрече друг с другом? И так со всеми звуками.
3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим и пишем [А-А-А]. Задания и вопросы  Какой звук я произнесла?  Как ты определил, что это звук [а]?  Да, ты его услышал. Это буква А, которая обозначает произнесённый мною звук. На что похожа эта буква?  Давай слепим её из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.  Сколько и каких палочек нужно для буквы А.  Одинаковой длины или разной?  Найди и покажи эту букву среди других букв.  Зачеркни все буквы А. И так со всеми буквами. 4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните, что слово можно обозначить полоской, разделив её на три части (начало, середина и конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова). Гласный звук можно обозначить красным квадратом. Задания и вопросы  Произнеси слово автобус.  Какой первый звук в этом слове? Звук [а].  Какой это звук? Гласный.  Обозначаем его красным квадратиком. Куда мы положим квадратик в нашем слове? В начале слова. 5. Ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки. Задания и вопросы  Послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки [п] – [п’], [т] – [т’].  Как произносятся первые звуки? Твёрдо.  А как вторые? Мягко. Можно послушать, как произносятся твёрдые и мягкие звуки в словах пушинка – пёрышко.
Твёрдые согласные звуки мы обозначим синим цветом, они произносятся твёрдо, они такие же твёрдые, как лёд. Мягкие звуки мы произносим мягко, они такие же мягкие, как травка, обозначим их каким цветом? Зелёным. Поиграйте с этими звуками. Вспомните слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твёрдый, а в другом – мягкий (лук – люк). 6. Мы знаем, что согласные звуки бывают твёрдыми, как лёд, и мягкими, как травка. Задания и вопросы  Послушай звуки, закрыв ушки ладошками [п] – [б]; [т] – [д]; [c] – [з].  Когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что слышишь? Ничего.  Мы знаем, что он согласный, твёрдый, теперь знаем, что он ещё и глухой звук.  Когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь?  Правильно, как будто звенит колокольчик. Мы знаем, что этот звук согласный, твёрдый, а теперь мы узнали, что он звонкий, как колокольчик. Когда ребёнок научится слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков, образованию слогов. 7. Покажите ребёнку разницу в произнесении слов и отдельных звуков. Задания и вопросы  Легко ли понять друг друга, если будем говорить так: «М-е-н-я з-о-в-у-т Р-и-т-а». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга: «Меня зовут Рита». Поэтому, когда мы читаем, звуки у нас не рассыпаются. Обучение чтению начинается с чтения слогов. Если это закрытый слог, объясняйте так: «Произноси первый звук и, потянув его, произноси сразу второй - АП». При открытом слоге: «Сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произноси второй – ПА».
8. Обратите внимание на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками [а], [о], [у], [ы], [э], они кроме [ч], [щ], - твёрдые, когда они «дружат» с гласными звуками [и], [е], [ё], [ю], [я], кроме [ж], [ш], [ц], - мягкие. Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребёнком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребёнку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на). Запомните:  Звуки [ж], [ш], [ц] – всегда твёрдые;  Звуки [ч], [щ] – всегда мягкие;  Звук [й] – мягкий, согласный. 9. Все гласные второго ряда [е], [ё], [ю], [я] произносите кратко, не растягивая. Поиграйте в игру «Волшебные звуки» и покажите ребёнку, как с помощью гласных согласные из твёрдых превращаются в мягкие и наоборот, кроме перечисленных выше звуков. 10.Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребёнка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги. 11.Читая с ребёнком первые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитанного.
Обучая детей чтению, учитывайте очень важный момент – развитие

мелкой моторики необходимо для успешного обучения ребёнка письму.


В раздел образования