Напоминание

Гласные и, а, у после шипящих.


Автор: Филева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №23 имени А.С.Пушкина
Населённый пункт: Город Архангельск
Наименование материала: конспект урока русского языка для учащихся 2 класса
Тема: Гласные и, а, у после шипящих.
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка 2 класс УМК «Школа 2100» Тема: «Гласные и, а, у после шипящих» Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. Цель: закрепить навык написания гласных и, а, у после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу. Задачи: 1. совершенствовать навыки сознательного правописания букв и, а, у после шипящих 2. развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, воображение 3. способствовать воспитанию любви к родному языку, к языку Александра Сергеевича Пушкина. Формировать УУД: Личностные: - проявляет интерес к процессу письма - заинтересованность в получении консультации-совета с целью улучшения учебных результатов. Регулятивные УУД: -определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно - сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям , выработанный в классе; -оценивает действия, ориентируясь на его содержательные основания - Коммуникативные УУД: - оформляет свою мысль в устной и письменной речи; - обосновывает высказанное суждение; - старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе; - умеет задавать уточняющие вопросы. - Познавательные УУД: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; - находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы .
Предполагаемые результаты: - предметные: в результате освоения данной темы ученик овладеет умениями писать слова с изученными буквосочетаниями, приводить примеры слов с данными сочетаниями, видеть данные орфограммы в письменной речи Метапредметные: Регулятивные УУД: -в результате ученик умеет определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; Коммуникативные УУД: -высказывать своё предположение; -уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-
слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах поведения и общения в коллективе и следовать им: Познавательные УУД: -уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; -расширять новые знания: находить изученную информацию в художественной литературе: Личностные УУД: -уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Оборудование: карточки-пословицы в разрезанном виде, карточки с текстом из сказки А.С. Пушкина. Формы организации: фронтальная, парная, групповая Ход урока. I.Орг. момент: Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку. Вот и зазвонил звонок Начинается урок. Сегодняшний урок я начну со стихов:
Его стихи, поэмы, сказки, Мы не устанем повторять И жизни солнечные краски В них будем находить опять. О ком идёт речь и кому будет посвящён урок? (-Александру Сергеевичу Пушкину) Открывается портрет А.С.Пушкина II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Работа в тетрадях: 1. Чистописание: 2. Съела жил чудо (на доске) Посмотрите на эти слова. Почему я выделила зелёным цветом некоторые буквы в словах? (Дети отвечают, что это выделены орфограммы) Что такое орфограмма? (Дети дают определение орфограмме) Как вы думаете, какое слово лишнее? (-Лишнее слово съела, потому что в нём есть орфограмма, которую мы ещё не изучали.) А остальные орфограммы вам известны? (-Да. Буквы и, у, а после шипящих). Запишите эти слова. Выделите орфограммы. Слово
съела
учитель убирает с доски. Поставьте цель урока. Нам помогут слова – помощники (на доске):
Научимся

Повторим
( Дети с помощью учителя, опираясь на слова-помощники ставят цель урока: повторить написание слова с этой орфограммой, запомнить сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу) III. Обобщение и систематизация знаний. 1.Работа в паре. - Сказки А.С.Пушкина учат добру, воспитывают любовь, борьбу за справедливость, верность, преодоление препятствий. Сейчас мы будем работать в парах. Какие правила парной и групповой работы вы знаете? (Высказывания ребят) Парам предлагается составить разрезанные пословицы (Приложение №1) - Ребята, ваша задача: составить из слов пословицы, записать их в тетрадь

Жадность беде начало
.
Белые ручки чужие труды любят.
Подчеркните орфограммы. Проверка : открывается верный вариант составленных пословиц, дети сравнивают с написанным на доске. -Кто верно составил пословицы? Поставьте себе на полях зелёный кружок, он означает, что вы составили и написали правильно предложения-пословицы, выделяя орфограммы. К каким сказкам подходят эти пословицы? («Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке») Учитель рассказывает об истории этих сказок. (Приложение №2) 2. Работа в группе. Перед вами текст. (Приложение №3) Из какого произведения эти строчки? («Сказка о царе Салтане…») Учитель рассказывает об истории сказки (Приложение №2) Князю лебе..ь отвеч..ет: «Вот что, князь, тебя смущ..ет? Не туж.., душа моя, Это ч..до знаю я» Ваша задача: вставьте в текст на листе нужные орфограммы. Проверка: одна из групп зачитывает вставленные орфограммы. Кто не ошибся? Оценивание: -Поставьте зелёный кружок на листе, кто считает, что знает какие гласные нужно вставлять после шипящих и без труда с этим справился. 3. Творческое задание. А кто любит сказки А.С. Пушкина? А чем они вам нравятся? (Высказывания детей) -Составьте несколько сказках Пушкина на основе опорных слов:
восхищают, расширяют, учат, оживляют
Проверка: 2-3 ученика читают свои работы.
1V. Итог урока. Какая цель урока стояла перед нами? Достигли ли мы её? Кто на уроке заработал зелёные кружочки? Молодцы! А кто нет? А что у вас не получилось? (Высказывания детей) А что нужно для этого делать? (-Не спешить, больше упражняться) V. Домашнее задание: -Повторить орфограмму «Написание гласных а, у, и после шипящих». Найдите и запишите 8-10 слов из сказок Пушкина на пройденную орфограмму. Спасибо за работу на уроке! А закончить мне хочется урок стихами А.Волобуева «Сказки Пушкина» «Если очень захотеть В сказке можно очутиться У героев старых сказок Можем всю жизнь учиться Как прекрасно добрым быть Как со злом бороться надо Как в житейском море плыть Чтоб в конце ждала награда Читайте Пушкина друзья Читайте сказки И будет жизнь тогда полна тепла и ласки Читайте Пушкина всегда,- Вот вам и подсказка, И пронесёте сквозь года вы радость сказки!
Приложение №1 Жадност ь беде начало Белые ручки чужие труды любят Приложение №2 1. «Сказка о рыбаке и рыбке» Написана в 1833 г. Впервые напечатана в 1835 году. Сюжет сказки основан на основе померанской сказке «О рыбаке и его жене» из сборника сказок братьев Гримм, с которой имеет одну сюжетную линию. 2. «Сказка о попе и его работнике Балде» При жизни поэта не печаталась. Написана в Болдине 13 сентября 1830 года. Основой послужила русская народная сказка, записанная в Михайловском. Напечатана была в 1840 году. 3. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» написана осенью в Болдине. Сюжет весьма схож с сюжетом сказки братьев Гримм «Белоснежка» 4. «Сказкак о царе Салтане» создана в 1831 году, издана впервые в 1832 году. Использованы герои из народной сказки. 5. «Сказка о золотом петушке» написана в 1834 году,а в 1835 году была напечатана .
Приложение №3 Князю лебе..ь отвеч..ет: «Вот что, князь, тебя смущ..ет? Не туж.., душа м..я, Это ч..до знаю я» Группа №1 Князю лебе..ь отвеч..ет: «Вот что, князь, тебя смущ..ет? Не туж.., душа м..я, Это ч..до знаю я» Группа №2 Князю лебе..ь отвеч..ет: «Вот что, князь, тебя смущ..ет? Не туж.., душа м..я, Это ч..до знаю я» Группа №3 Князю лебе..ь отвеч..ет: «Вот что, князь, тебя смущ..ет? Не туж.., душа м..я, Это ч..до знаю я» Группа №4




В раздел образования