Автор: Курышев Владимир Васильевич Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МОУ СОШ №2 г. Хвалынска Населённый пункт: город Хвалынск, Саратовской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Экология здорового тела. Раздел: среднее образование
Экология здорового тела.
Что такое экология тела? Ассоциативное мышление подскажет нам, что данное понятие
как-то связано со здоровьем, со здоровым образом жизни, и это окажется верным
предположением.
Экология как наука занимается изучением взаимоотношений живой и неживой природы.
Предметом исследования экологии тела является функционирование организма человека и
его взаимодействие с окружающим миром. Наше тело – это целая неизведанная
экосистема. Если мы хотим изменить баланс сил в природе, то первое, с чего стоит начать
– это с понимания и изменения самих себя.
«Я мыслю, значит, я существую», - сказал когда-то великий математик и философ Рене
Декарт. Экология тела начинается с экологии души. Стать правдивым по отношению к
себе – это первый шаг к познанию своего «Я».
Что же такое здоровье?
В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье
представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние
полного социального и духовного благополучия.
Профессор И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а
физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные
отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Он пишет, что “здоровье
человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях
резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника
сенсорной, вербальной и структурной информации”.
Академик П.Л. Капица тесно связывает здоровье с “качеством” людей данного общества, о
котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению заболеваний,
преступности и наркомании.
Итак,
здоровье
рассматривается
как
интегративная
характеристика
личности,
охватывающая
как
её
внутренний
мир,
так
и
всё
своеобразие
взаимоотношений
с
окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный
аспекты;
как
состояние
равновесия,
баланса
между
адаптационными
возможностями
человека
и
постоянно
меняющимися
условиями
среды.
Причем,
его
не
следует
рассматривать
как
самоцель;
оно
является
лишь
средством
для
наиболее
полной
реализации жизненного потенциала человека.
Здоровье состоит из ряда составляющих , таких как физическое, психическое,
социальное и духовное здоровье .
Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье , относятся:
правильное питание, регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание,
гигиенические процедуры.
На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к
себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные
особенности. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно
характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью
эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и
профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным
статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации
(экономическим, социальным и психологическим условиям).
И, наконец, на духовное здоровье , являющееся предназначением жизни, влияет высокая
нравственность, определяемая теми моральными принципами, которые являются основой
социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.
Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего,
сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие
нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни, осмысленность и
наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром,
Любовь и Вера.
Следует подчеркнуть, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на
каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в
тесной взаимосвязи.
Итак, как уже отмечалось, здоровье человека зависит от многих факторов:
наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы
здравоохранения. Но особое место среди них, по мнению многих ученых, занимает
физическое воспитание . Оно является одним из способов достижения гармонии
человека. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой,
которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению
здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности.
Активный здоровый образ жизни является неотъемлемой частью жизни любого
современного человека. К счастью, уходит то время, когда крутым считалась сигарета в
зубах и бутылка пива в руках. Сейчас все больше людей, особенно среди молодежи
отказываются от вредных привычек, выбирая занятия спортом. Быть здоровым становится
модно!
Спорт и здоровый образ жизни неразрывно связаны друг с другом. Это подтверждает
знаменитая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух!» С этим нельзя поспорить: как
правило, спортсмены – решительные и целеустремленные люди , постоянно идущие
вперед и добивающиеся результатов не только в спорте , но и в жизни . Положительное
влияние спорта на здоровье и характер человека никогда не подлежало сомнению и уже
давно научно доказано.
-Здоровье является неоценимым достоянием для каждого человека и всего общества в
целом, а физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики
многий заболеваний человека и оказывает огромное влияние на становление личности.
Оно помогает преодолевать трудности и решать различные жизненные задачи. Здоровье
помогает нам переносить значительные перегрузки, обеспечивает долгую и активную
жизнь.
О влиянии физической культуры и спорта на здоровье можно говорить долго. Я лишь
напомню те факты, которые доступны к пониманию каждому:
1.
при регулярных занятиях физической культурой и спортом улучшается осанка. Это
способствует правильному расположению всех человеческих органов;
2.
кости и связки становятся эластичнее и прочнее, что уменьшает риск травм при
падениях и сильных ушибах. Постоянные умеренные занятия спортом оказывают
положительное влияние на суставы;
3.
при регулярных занятиях физической культурой происходит конфигурация
дыхательной системы. Люди, занимающиеся спортом, гораздо реже болеют бронхо-
легочными заболеваниями;
4.
занятия физической культурой и спортом оказывают стимулирующее действие на
работу сердца. Оно становится более выносливым, а значит, снижается
возможность инсультов и инфарктов в пожилом возрасте;
5.
физические упражнения улучшают кровообращение, доставляя в большем
количестве кислород, питательные вещества и микроэлементы в мозг, что
увеличивает физическую и умственную работоспособность;
6.
физическая культура и спорт помогают не только чувствовать, но и выглядеть
лучше: обеспечивают красивую подтянутую фигуру, избегая гиподинамии - "чумы
21 века";
7.
регулярные физические нагрузки снимают стресс, улучшают настроение, укрепляя
ЦНС. Может быть поэтому люди, занимающиеся спортом с юношеских лет, даже в
пожилом возрасте выглядят молодо, меньше страдают нервными заболеваниями и
чаще улыбаются.
Формирование экологии здорового тела на уроках физкультуры и
внеурочной деятельности учащихся.
Генеральная цель предмета физкультуры- формирование физической культуры личности.
Основным средством достижения этой цели являются 3-часовые уроки физкультуры.
Согласно требованиям ФГОС –федерального государственного образовательного
стандарта, в каждом классе вводятся обязательные спортивные занятия 1 раз в неделю во
внеурочное время. Эти занятия используются для игр на свежем воздухе, прогулок, что
благоприятно сказывается на здоровье учащихся и чередует смену деятельности в группах
продленного дня.
Остановлюсь на самом любимом внеурочном мероприятии- походе.
В нашей школе уже 2 года действует экологическая тропа под названием «Тропа моего
детства». Этот маршрут начинается от школы, выходит на западную окраину города,
поднимается на г. Каланча, а там по гребню возвышенности, через г. Пыхтун, спускается к
роднику «Водопойный», который берет начало в долине, у начала подъма, выходя из
толщи меловых отложений. Протяженность маршрута примерно 4 км., Перепад высот
318м. над уровнем р. Волга.
Учащиеся, проходя этот маршрут, преодолевают естественные неровности рельефа-
равнины, подъемы, спуски, пересеченную местность. При этом, участники похода
испытывают физические нагрузки, направленные на формирование выносливости
организма, а также развивают силу воли. Во время похода проводятся наблюдения за
состоянием утомленности и усталости. Не секрет, что регулярно занимающиеся спортом
учащиеся, посещающие спортивные кружки, преодолевают этот маршрут легче
неподготовленных ребят. Проходя отрезки пр.500м., мы делаем остановки и измеряем
пульс. Как правило, он составляет 120-170 уд\мин., что соответствует средней и
повышенной интенсивности нагрузки. Пульс восстанавливается через 5 минут отдыха.
Отмечается такой момент, что физически подготовленные учащиеся преодолевают
подъемы за меньшее время, уходя вперед, чем остальные ребята и взрослые.
Следовательно, каждый выбирает темп движения по своим физическим возможностям.
На остановках мы любуемся красотами Хвалынских окрестностей, которые
открываются при подъеме на возвышенности. Известно, что положительные эмоции
благоприятно сказываются на самочувствии и восстановлении организма после
физической нагрузки (психическое и духовное здоровье).
Придя к роднику, мы в первую очередь облагораживаем его( социальная деятельность):
убираем ненужную растительность, сухую траву, прочищаем русло, складируем и
закапываем бытовой мусор от «любителей пикников на природе». Сделав своё нужное и
благородное дело, участники похода садятся покушать принесенные в рюкзаках продукты.
еще интересный факт: за несколько походов искоренено единоличное потребление только
своей принесенной пищи. Теперь «стол» является общим для всех. В этом проявляется
воспитательный процесс коллективизма. После приема пищи проводим конкурсы, игры,
эстафеты. Например, во время похода с нашими гостями, учащимися шк.№1, мы
устраивали конкурс чтецов, рассказывая стихотворения о родном крае и природе.
В походе формируются все универсальные учебные действия(УУД)- личностные,
регулятивные, познавательные, коммуникативные. Прослеживается межпредметная связь-
физкультура, технология, физика, биология и др.
Не менее интересен и лыжный поход по этому маршруту, но одновременно и сложен.
Зимний поход более экстремален, где действуют такие неблагоприятные факторы, как
морозная погода, передвижение по снежной целине, подъемы и спуски, вероятность
падений, добавим риск обморожения и мокрая одежда и обувь. Поэтому, в такой поход
ходят учащиеся прекрасно владеющие лыжами и самые подготовленные. Количество
участников лыжных походов меньше, чем пеших, но эмоций и острых ощущений на мой
взгляд больше. Воспоминания от таких походов надолго остаются в памяти детей,
побуждая их к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом. Приглашаю всех
посетить нашу школьную экологическую тропу «Тропа моего детства».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!