Напоминание

Экология здорового тела.


Автор: Курышев Владимир Васильевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ №2 г. Хвалынска
Населённый пункт: город Хвалынск, Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экология здорового тела.
Раздел: среднее образование





Назад





Экология здорового тела.
Что такое экология тела? Ассоциативное мышление подскажет нам, что данное понятие как-то связано со здоровьем, со здоровым образом жизни, и это окажется верным предположением. Экология как наука занимается изучением взаимоотношений живой и неживой природы. Предметом исследования экологии тела является функционирование организма человека и его взаимодействие с окружающим миром. Наше тело – это целая неизведанная экосистема. Если мы хотим изменить баланс сил в природе, то первое, с чего стоит начать – это с понимания и изменения самих себя. «Я мыслю, значит, я существую», - сказал когда-то великий математик и философ Рене Декарт. Экология тела начинается с экологии души. Стать правдивым по отношению к себе – это первый шаг к познанию своего «Я». Что же такое здоровье? В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. Профессор И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Он пишет, что “здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации”. Академик П.Л. Капица тесно связывает здоровье с “качеством” людей данного общества, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению заболеваний, преступности и наркомании. Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека. Здоровье состоит из ряда составляющих , таких как
физическое, психическое,

социальное и духовное здоровье
. Так, к числу основных факторов, влияющих на
физическое здоровье
, относятся: правильное питание, регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание, гигиенические процедуры.
На психическое здоровье
в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Социальное здоровье
личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на
духовное здоровье
, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, определяемая теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Следует подчеркнуть, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно,
так как все они находятся в

тесной взаимосвязи.
Итак, как уже отмечалось, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них, по мнению многих ученых, занимает
физическое воспитание
. Оно является одним из способов достижения гармонии человека. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Активный здоровый образ жизни является неотъемлемой частью жизни любого современного человека. К счастью, уходит то время, когда крутым считалась сигарета в зубах и бутылка пива в руках. Сейчас все больше людей, особенно среди молодежи отказываются от вредных привычек, выбирая занятия спортом. Быть здоровым становится
модно!
Спорт и здоровый образ жизни неразрывно связаны друг с другом. Это подтверждает знаменитая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух!» С этим нельзя поспорить: как правило, спортсмены
– решительные и целеустремленные люди
, постоянно идущие вперед и
добивающиеся результатов не только в спорте , но и в жизни
. Положительное влияние спорта на здоровье и характер человека никогда не подлежало сомнению и уже давно научно доказано. -Здоровье является неоценимым достоянием для каждого человека и всего общества в целом, а физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики многий заболеваний человека и оказывает огромное влияние на становление личности. Оно помогает преодолевать трудности и решать различные жизненные задачи. Здоровье помогает нам переносить значительные перегрузки, обеспечивает долгую и активную жизнь. О влиянии физической культуры и спорта
на здоровье
можно говорить долго. Я лишь напомню те факты, которые доступны к пониманию каждому: 1. при регулярных занятиях физической культурой и спортом улучшается осанка. Это способствует правильному расположению всех человеческих органов;
2. кости и связки становятся эластичнее и прочнее, что уменьшает риск травм при падениях и сильных ушибах. Постоянные умеренные занятия спортом оказывают положительное влияние на суставы; 3. при регулярных занятиях физической культурой происходит конфигурация дыхательной системы. Люди, занимающиеся спортом, гораздо реже болеют бронхо- легочными заболеваниями; 4. занятия физической культурой и спортом оказывают стимулирующее действие на работу сердца. Оно становится более выносливым, а значит, снижается возможность инсультов и инфарктов в пожилом возрасте; 5. физические упражнения улучшают кровообращение, доставляя в большем количестве кислород, питательные вещества и микроэлементы в мозг, что увеличивает физическую и умственную работоспособность; 6. физическая культура и спорт помогают не только чувствовать, но и выглядеть лучше: обеспечивают красивую подтянутую фигуру, избегая гиподинамии - "чумы 21 века"; 7. регулярные физические нагрузки снимают стресс, улучшают настроение, укрепляя ЦНС. Может быть поэтому люди, занимающиеся спортом с юношеских лет, даже в пожилом возрасте выглядят молодо, меньше страдают нервными заболеваниями и чаще улыбаются.
Формирование экологии здорового тела на уроках физкультуры и

внеурочной деятельности учащихся.
Генеральная цель предмета физкультуры- формирование физической культуры личности. Основным средством достижения этой цели являются 3-часовые уроки физкультуры. Согласно требованиям ФГОС –федерального государственного образовательного стандарта, в каждом классе вводятся обязательные спортивные занятия 1 раз в неделю во внеурочное время. Эти занятия используются для игр на свежем воздухе, прогулок, что благоприятно сказывается на здоровье учащихся и чередует смену деятельности в группах продленного дня. Остановлюсь на самом любимом внеурочном мероприятии-
походе.
В нашей школе уже 2 года действует экологическая тропа под названием «Тропа моего детства». Этот маршрут начинается от школы, выходит на западную окраину города, поднимается на г. Каланча, а там по гребню возвышенности, через г. Пыхтун, спускается к роднику «Водопойный», который берет начало в долине, у начала подъма, выходя из толщи меловых отложений. Протяженность маршрута примерно 4 км., Перепад высот 318м. над уровнем р. Волга. Учащиеся, проходя этот маршрут, преодолевают естественные неровности рельефа- равнины, подъемы, спуски, пересеченную местность. При этом, участники похода испытывают физические нагрузки, направленные на формирование выносливости организма, а также развивают силу воли. Во время похода проводятся наблюдения за состоянием утомленности и усталости. Не секрет, что регулярно занимающиеся спортом
учащиеся, посещающие спортивные кружки, преодолевают этот маршрут легче неподготовленных ребят. Проходя отрезки пр.500м., мы делаем остановки и измеряем пульс. Как правило, он составляет 120-170 уд\мин., что соответствует средней и повышенной интенсивности нагрузки. Пульс восстанавливается через 5 минут отдыха. Отмечается такой момент, что физически подготовленные учащиеся преодолевают подъемы за меньшее время, уходя вперед, чем остальные ребята и
взрослые.
Следовательно, каждый выбирает темп движения по своим физическим возможностям. На остановках мы любуемся красотами Хвалынских окрестностей, которые открываются при подъеме на возвышенности. Известно, что положительные эмоции благоприятно сказываются на самочувствии и восстановлении организма после физической нагрузки (психическое и духовное здоровье). Придя к роднику, мы в первую очередь облагораживаем его( социальная деятельность): убираем ненужную растительность, сухую траву, прочищаем русло, складируем и закапываем бытовой мусор от «любителей пикников на природе». Сделав своё нужное и благородное дело, участники похода садятся покушать принесенные в рюкзаках продукты. еще интересный факт: за несколько походов искоренено единоличное потребление только своей принесенной пищи. Теперь «стол» является общим для всех. В этом проявляется воспитательный процесс коллективизма. После приема пищи проводим конкурсы, игры, эстафеты. Например, во время похода с нашими гостями,
учащимися шк.№1,
мы устраивали конкурс чтецов, рассказывая стихотворения о родном крае и природе. В походе формируются все универсальные учебные действия(УУД)- личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Прослеживается межпредметная связь- физкультура, технология, физика, биология и др. Не менее интересен и лыжный поход по этому маршруту, но одновременно и сложен. Зимний поход более экстремален, где действуют такие неблагоприятные факторы, как морозная погода, передвижение по снежной целине, подъемы и спуски, вероятность падений, добавим риск обморожения и мокрая одежда и обувь. Поэтому, в такой поход ходят учащиеся прекрасно владеющие лыжами и самые подготовленные. Количество участников лыжных походов меньше, чем пеших, но эмоций и острых ощущений на мой взгляд больше. Воспоминания от таких походов надолго остаются в памяти детей, побуждая их к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом. Приглашаю всех посетить нашу школьную экологическую тропу «Тропа моего детства». СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


В раздел образования