Автор: Горбунова Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 81 д/с "Мальвина" Населённый пункт: г. Сургут Тюменская область Наименование материала: статья Тема: Жить во времени Раздел: дошкольное образование
Жить во времени !
Время
—
это
одна
из
важных
составляющих
реальности,
в
которой
мы
существуем.
Все
явления
окружающего
мира
протекают
во
времени.
Оно
организует
и
регулирует
нашу
жизнь
и
деятельность,
мы
подчинены
его
течению, хотя порой не замечаем этого.
Современная жизнь характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой
ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии,
специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать,
рациональнее
использовать
и
гораздо
больше
ценить.
Нынешние
производственные
технологии
также
рассчитаны
на
высокую
культуру
временных восприятий человека. Поэтому современным людям необходимо
быстро
реагировать
на
время,
гибко
перестраивая
свое
поведение
и
деятельность
с
учетом
крайней
нестабильности
жизни,
протекающей
в
постоянно меняющихся условиях.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену
общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться
во
времени
дает
детям
возможность
успешно
развиваться,
овладевать
различными
видами
деятельности,
познавать
окружающий
мир
и,
таким
образом, готовиться к школе. Уровень развития временных представлений у
детей является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к
школе
и
выявляется
посредством
педагогической
и
психологической
диагностики.
Многие
положительные
качества
возникают
и
развиваются
бла годаря
планированию
ребенком
своей
деятельности
во
времени,
например:
целенаправленность, собранность, организованность и т.д. В игровой, бытовой,
познавательной
деятельности
дети
учатся
регулировать
темп,
ритм
своих
действий, учитывать фактор времени.
В
повседневной
жизни
ребенок
постоянно
сталкивается
с
различ ными
временными
категориями,
которыми
пользуются
взрослые
в
своей
речи
и
общении,
видит
календарь,
часы.
Умение
определять
время,
правильно
используя слова для его обозначения, чувствовать его длительность является
содержанием развития интеллекта ребенка и его математических навыков.
Время
—
очень
сложный
объект
познания.
Оно
является
философским
понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая
вечное
развитие
природы,
общества,
человеческого
сознания.
Категория
времени не дана уму ребенка изначально. Представление о нем возникает в
процессе жизни на основе его личного опыта.
Слово
«время»
происходит
от
древнерусского
«веремя»,
что
означает
«вращение». Это понятие включает в себя длительность событий и явлений, их
последовательность,
прерывность
и
непрерывность,
ритмичность
и
периодичность, связь настоящего с прошлым и будущим. Время имеет ряд
особенностей;
Оно характеризуется текучестью: ни одна, даже самая маленькая, единица
времени не может быть воспринята сразу, «одномоментно», а только в своем
последовательном течении, т. е. фиксируется начало какого-либо события, а
когда наступает его конец, то вначале можно лишь вспомнить.
Время
—
необратимо:
нельзя
вернуть
тот
момент,
который
прошел.
Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами.
Время
недоступно
непосредственному
созерцанию:
его
«не
вид
но», «не слышно»; оно не имеет наглядных форм.
С о
временем
нельзя
совершать
какие-либо
действия .
Лю бые
действия
протекают
во
времени,
но
не
со
временем.
Время
можно
только прожить.
С л о ве с н ы е
о б о зн ач е н и я
в р е м е н и
у с л о в н ы ,
от н о с и т е л ь н ы ,
н е
стабильны
и
носят
переходный
характер
(утро
становится
днем,
а
день, в свою очередь, вечером).
Время -т это направленная величина (вектор). Определение времени опирается
на общепринятую систему мер — эталонов: секунда, минута, час, сутки, месяц,
год, век. Каждая из этих единиц имеет определенное числовое выражение.
Отправной точкой, от которой ведется отсчет времени, является настоящее
(«сейчас»),
которое
разделяет
время
на
предшествующее
ему
прошлое
и
последующее будущее. Система мер с постоянной точкой отсчета позволяет
людям успешно ориентироваться во времени.
Время может быть таким же раздражителем, как любой другой: свет, звук,
температура. Возможна выработка условных рефлексов на время. Считается,
что
любой
анализатор,
с
помощью
которого
воспринимаются
различные
свойства
предметов,
отражает
и
их
временные
особенности.
Специального
анализатора для восприятия времени у человека нет, но кинестетический и
слуховой анализаторы играют ведущую роль в восприятии времени.
Помимо двигательных и слуховых ощущений, при восприятии времени особое
значение
имеют
внутренние
органические
ощущения.
Ритм
движений
при
ходьбе, биение сердца, дыхательные движения сигнализируют о той или иной
длительности этих явлений.
Различные свойства времени отражаются с помощью комплекса анализаторов,
работающих как единая система. В отличие от взрослого у ребенка пока еше нет
слаженности в работе анализаторов.
В различении времени огромную роль играют циклические природные явления:
заход и восход солнца, морские приливы и отливы, смена дня и ночи и многое
другое. Важнейшие системы организма человека также работают циклично.
Мозг задень получает раздражения, утомляется, затем восстанавливает свою
работоспособность. Пищеварительный канал периодически то занят пищей, то
освобождается от нее и т. д. Любое состояние человеческого органа фиксиру-
ется в больших полушариях мозга. Это и является основанием для того, чтобы
отличать один момент времени от другого.
Таким образом, сам жизненный процесс, совершающийся в организме и вне
его,
с
постоянными
циклами,
ритмами,
темпом
является
основой
для
переживания времени.
В
жизни
животных
ориентировка
во
времени
тоже
имеет
существенное
значение. Многие из них обладают умением безошибочно совершать жизненно
важные действия в строго определенное время. Но только человек способен
определять
время,
рассчитывать
его,
управлять
своими
действиями
в
зависимости от времени. Он приобрел самую настоящую власть над временем.
Это произошло потому, что время получило выражение в числе и слове.
Таким образом, у животных ориентировка во времени имеет биологический
характер, совершается на основе деятельности первой сигнальной системы (по
И. П. Павлову). У человека эта ориентировка опирается на первую и вторую
сигнальные
системы
одновременно
и
превращается
в
сложный
процесс
восприятия времени.
Восприятие времени есть отражение объективной длительности, скорости и
последовательности явлений.
В
восприятии
времени
можно
выделить
две
формы:
непосред ственное
восприятие длительности и собственно восприятие времени. Непосредственное
восприятие
временной
длительности
—
это
способность
чувствовать
и
оценивать
время
без
всяких
вспомогательных
средств.
Эта
способность
получила
название
«чувство
времени»
и
проявляется
в
деятельности
как
ощущение темпа, ритма и скорости.
«Чувство
времени»
начинает
формироваться
с
самого
раннего
возраста
на
основе
опыта
и
обучения
и
совершенствуется
на
протяжении
всей
жизни
человека.
Развитое
«чувство
времени»
выполняет
роль
регулятора
деятельности.
Освоение времени ребенком идет медленно и трудно. Причины этого:
-своеобразие времени как формы проявления реальности;
-несформированность у ребенка механизмов познания времени;
особенности
детского
мышления
и
познавательной
деятельности
в
раннем
возрасте;
- н е б о л ь ш о й
о п ы т
п р ож и в а н и я
р е б е н ком
ж и з н и
в о
в р е м е н и .
Трудности в освоении времени детьми носят и объективный, и субъективный
характер.
Долгое
время
господствовало
мнение
о
принципиальной
невозможности
познания
времени
маленькими
детьми.
Однако
имеющиеся
трудности
не
следует
преувеличивать.
В
настоящее
время
они
успешно
преодолеваются
благодаря
современной
методике,
которая
способна
«приручать»
самые
сложные понятия, представляя их детям в более доступной форме.
Собственно
восприятие
времени
—
более
сложная
форма
его
отражения,
включающая
знание
и
использование
единиц
измерения.
В
этом
случае
привлекается
общечеловеческий
опыт
восприятия
и
оценки
различных
параметров времени. Этот опыт зафиксирован в словесно-понятийной форме —
в виде системы знаний об эталонах (мерах времени).
Обе формы тесно связаны между собой: «чувство времени» является более
развитым,
если
человек
в
совершенстве
владеет
эталонами
времени.
Восприятие же времени включает в себя «чувство времени» как необходимую
составляющую.
В восприятии времени выделяются: восприятие временной длительности и
восприятие временной последовательности. И то и другое может протекать на
чувственном (непосредственном) или рациональном (опосредованном) уровнях.
Они тесно связаны между собой и могут взаимопроникать друг в друга
Ориентировка
во
времени
жизненно
необходима
ребенку.
Временные
п р ед с т а вл е н и я
о ка з ы ва ют
п ол ож и т е л ь н о е
вл и я н и е
н а
о б щ е е
умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к
школе.
Несмотря на то что жизнь и деятельность детей изначально
протекают во времени, представления о нем возникают у них сравнительно
поздно. Существуют многочисленные трудности при освоении ребенком
временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени:
его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм,
относительностью словесных обозначений времени.
Освоение
детьми
времени
осуществляется
во
взаимосвязи
чувственного
и
л о г и ч е с к о г о :
р а з в и т о е
« ч у в с т в о
в р е м е н и »
п р е д п о л а г а е т
знание
системы
единиц
его
измерения.
Совершенствование
временных
ориентировок
у
ребенка
должно
строиться
на
прочной
с е н с о р
ной
основе
и
содержать
доступные
для
каждого
возрастного
периода
временные категории.
Воспитатель высшей категории: Горбунова Ирина Владимировна