Напоминание

"Работа по развитию речи на уроках русского языка"


Автор: Кобзев Олег Сергеевич
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: СПб ГБУЗ "Детский санаторий - Реабилитационный центр "Детские дюны" школа
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Работа по развитию речи на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад





Статья на тему «Работа по развитию речи на уроках русского языка»
Учитель: Кобзев Олег Сергеевич В учебниках русского языка заданий, направленных на подготовку детей к экзаменам, практически нет. Требования новые, а учебники старые. Самое сложное – это усвоение детьми речевых знаний. Уроков развития речи и уроков литературы недостаточно, поэтому я к каждому литературному тексту составляю дополнительные задания. Например, стихотворение С.Я. Маршака -Докажите, что текст относится к художественному стилю -С помощью каких средств выразительности автор создаёт образ осенней природы? Докажите. - Какие слова передают жалость поэта к умирающей природе? Докажите. Более высокий уровень заданий для сильных учеников: - Докажите, что в этом стихотворении лирическому герою удаётся проникнуть в тайны природы. Неслучайно во всех вопросах звучит требование доказать свою точку зрения. Часто мы довольствуемся односложными ответами. А когда приходит время экзамена, дети не могут, потому что не умеют аргументировать свои мысли. Сравнивая тексты К. Паустовского и И.Бунина, учитель может задать вопрос: «Докажите, что писатели, рассказывая о природе, говорят о любви к родине».
Можно дать задание по текстам С.Маршака и Л. Пантелеева составить текст-рассуждение, тезисом которого будет утверждение: «С.Маршак и Л. Пантелеев используют одинаковые средства выразительности для создания образа осенней природы». Стихотворение А. Яшина «После дождя». Можно понаблюдать за таким приёмом, как аллитерация.
- Какие согласные звуки чаще всего встречаются в стихотворении? ( ш, с). Приём аллитерации. Уже в 5-6 классах можно дать понятие публицистического текста, потому что тексты данного стиля в учебниках встречаются. Учащиеся должны усвоить, что публицисты рассказывают о реальной жизни и поднимают общественно значимые проблемы. Слово «проблема» часто ассоциируется как что-то отрицательное. Дети должны усвоить, что синоним к слову «проблема» - сложный вопрос, требующий изучения, разрешения, который задает себе и всем нам автор по какой- либо теме. Текст о Смоленске «Щит Москвы» Можно дать несколько высказываний о Родине. Какое высказывание соответствует идее текста. Г. Р. Державин: «Самое лучшее предназначение есть защищать своё Отечество». К. Д. Ушинского: «Много есть на свете кроме
России
всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него
родина
…». Д.С. Лихачёв: «Любовь к своей Родине - …это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам её культуры, гордость своей историей». Константин Паустовский: «Человеку никак нельзя жить без
Родины
, как нельзя жить без сердца». В заданиях ЕГЭ есть такое задание: 1. Первое упоминание о Смоленске (он старше многих русских городов) в летописи относится к восемьсот шестьдесят третьему году. На Смоленщине много строили из дерева. В период экономического расцвета стали возводить каменные сооружения ,которые красотой своей ни в чём не уступали сооружениям других великих городов.
2. Первое упоминание о Смоленске (он старше многих русских городов) в летописи относится к восемьсот шестьдесят третьему году. Это был один из крупнейших городов Руси, контролировавший торговые пути с севера в Византию. На Смоленщине много строили из дерева. В период экономического расцвета стали возводить каменные сооружения ,которые красотой своей ни в чём не уступали сооружениям других великих городов. 3. Смоленск был крупнейшим из городов Руси. Смоленщина – лесная сторона. А в пору экономического расцвета стали возводить каменные сооружения ,которые красотой своей ни в чём не уступали сооружениям других великих городов. Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. М. Н. Кожина


В раздел образования