"Работа по развитию речи на уроках русского языка"
Автор: Кобзев Олег Сергеевич Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: СПб ГБУЗ "Детский санаторий - Реабилитационный центр "Детские дюны" школа Населённый пункт: Санкт - Петербург Наименование материала: статья Тема: "Работа по развитию речи на уроках русского языка" Раздел: среднее образование
Статья на тему «Работа по развитию речи на уроках русского языка»
Учитель: Кобзев Олег Сергеевич
В учебниках русского языка заданий, направленных на подготовку детей к экзаменам,
практически нет. Требования новые, а учебники старые.
Самое сложное – это усвоение детьми речевых знаний. Уроков развития речи и уроков
литературы недостаточно, поэтому я к каждому литературному тексту составляю
дополнительные задания.
Например, стихотворение С.Я. Маршака
-Докажите, что текст относится к художественному стилю
-С помощью каких средств выразительности автор создаёт образ осенней природы?
Докажите.
- Какие слова передают жалость поэта к умирающей природе? Докажите.
Более высокий уровень заданий для сильных учеников:
- Докажите, что в этом стихотворении лирическому герою удаётся проникнуть в тайны
природы.
Неслучайно во всех вопросах звучит требование доказать свою точку зрения. Часто мы
довольствуемся односложными ответами. А когда приходит время экзамена, дети не могут,
потому что не умеют аргументировать свои мысли.
Сравнивая тексты К. Паустовского и И.Бунина, учитель может задать вопрос: «Докажите,
что писатели, рассказывая о природе, говорят о любви к родине».
Можно дать задание по текстам С.Маршака и Л. Пантелеева составить текст-рассуждение,
тезисом которого будет утверждение: «С.Маршак и Л. Пантелеев используют одинаковые
средства выразительности для создания образа осенней природы».
Стихотворение А. Яшина «После дождя». Можно понаблюдать за таким приёмом, как
аллитерация.
- Какие согласные звуки чаще всего встречаются в стихотворении? ( ш, с). Приём
аллитерации.
Уже в 5-6 классах можно дать понятие публицистического текста, потому что тексты
данного стиля в учебниках встречаются.
Учащиеся должны усвоить, что публицисты рассказывают о реальной жизни и поднимают
общественно значимые проблемы. Слово «проблема» часто ассоциируется как что-то
отрицательное. Дети должны усвоить, что синоним к слову «проблема» -
сложный
вопрос, требующий изучения, разрешения, который задает себе и всем нам автор по какой-
либо теме.
Текст о Смоленске «Щит Москвы»
Можно дать несколько высказываний о Родине.
Какое высказывание соответствует идее текста.
Г. Р. Державин: «Самое лучшее предназначение есть защищать своё Отечество».
К. Д. Ушинского: «Много есть на свете кроме России всяких хороших государств и
земель, но одна у человека родная мать – одна у него родина …».
Д.С. Лихачёв: «Любовь к своей Родине - …это – и любовь к своему городу, к своей
местности, к памятникам её культуры, гордость своей историей».
Константин Паустовский: «Человеку никак нельзя жить без Родины , как нельзя жить без
сердца».
В заданиях ЕГЭ есть такое задание:
1.
Первое упоминание о Смоленске (он старше многих русских городов) в летописи
относится к восемьсот шестьдесят третьему году.
На Смоленщине много строили из дерева. В период экономического расцвета стали
возводить каменные сооружения ,которые красотой своей ни в чём не уступали
сооружениям других великих городов.
2.
Первое упоминание о Смоленске (он старше многих русских городов) в летописи
относится к восемьсот шестьдесят третьему году. Это был один из крупнейших
городов Руси, контролировавший торговые пути с севера в Византию.
На Смоленщине много строили из дерева. В период экономического расцвета стали
возводить каменные сооружения ,которые красотой своей ни в чём не уступали
сооружениям других великих городов.
3.
Смоленск был крупнейшим из городов Руси.
Смоленщина – лесная сторона. А в пору экономического расцвета стали возводить
каменные сооружения ,которые красотой своей ни в чём не уступали сооружениям
других великих городов.
Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. М. Н.
Кожина