Применение информационных технологий в экологическом образовании младших школьников
Автор: Маркарова Татьяна Радчиковна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Гимназия №4 Ворошиловского района Волгограда" Населённый пункт: Волгоград Наименование материала: статья Тема: Применение информационных технологий в экологическом образовании младших школьников Раздел: начальное образование
Применение информационных технологий в экологическом
образовании младших школьников
Маркарова Татьяна Радчиковна,
учитель начальных классов
МОУ Гимназии №4 Ворошиловского района Волгограда
В трудных экологических условиях, сложившихся в России, от каждого
человека требуется особая ответственность во взаимоотношениях с природным
окружением, которую принято называть экологической ответственностью.
Осознание самоценности природы, ее объективного права на существование
вне зависимости от желания или необходимости общества, отдельного человека -
вот те ориентиры, которые служат задачам экологического образования, и
должны быть направлены на формирование экологического мировоззрения
учащихся.
Современные
вариативные
программы
обучения
младших
школьников по дисциплине «Окружающий мир» подчеркивают приоритет
формирования
экологических
знаний,
экологической
культуры,
экологосообразного поведения в природе. Обществом востребован экологично
личностный
выпускник
школы,
выступающий
активным
субъектом
Педагогического
процесса,
способный
к
практическим
действиям
по
улучшению природного окружения. Сформировать экологическую личность,
которая стремиться быть экологически умеренной в потребности общения с
дикой природой и в тоже время экологически активной в ее охране - одна из
главных задач современного образовании, начало которому закладывается в
дошкольном и начальном его звене.
Однако,
современное
образование
требует
и
современного
подхода
в
обучении
младших
школьников,
одним
из
направлений
которого
могут
служить
информационные
технологии.
Они
имеют
определенные
педагогические цели, включающие: развитие личности обучаемого, подготовку
к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного
общения, развитие навыков в исследовательской деятельности (1), которое
необходимо
в
изучении
мира
природы.
Отличительной
чертой
любого
младшего школьника является интерес к окружающему миру, потребность его к
приобретению новых знаний о неживой и живой природе. Это связано с тем, что
ребенок ежедневно сталкивается с природными объектами, с явлениями,
которые вызывают массу вопросов. Да и преподавание строится в режиме
"готового знания," т.е. детям с первого дня обучения в школе предлагается
определенная
информация
для
усвоения,
запоминания
и
дальнейшего
воспроизведения
на
уроке.
Поэтому
оказывается
совершенно
невостребованным
богатый
«внеучебный»
опыт
учащихся,
который
они
приобретают в своей обыденной жизни, наблюдая за окружающей природной
жизнью. (3)
Для поддержания искреннего интереса ребенка к окружающему миру, к
родной
природе,
формирования
экологической
культуры
был
создан
мультимедийный учебно-методический проект «Удивительный мир моря». В
основе
проектной
деятельности
лежит
развитие
познавательных
навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
формирование
критического и творческого мышления.
Логика разработки проекта диктует определенную структуру проективных
умений в педагогической деятельности (4), на основе которых построен проект,
осуществляемый учащимися совместно с учителем.
1.Планирование индивидуальной работы с целью преодоления слабости
знаний о природе и развития у младшеклассников способностей к наблюдениям
явлений окружающего природного мира.
2. Отбор видов деятельности, соответствующий поставленным задачам, и
планирование системы творческих дел.
3.Планирование способов создания личностно - развивающей среды и
поддержание связи с родителями.
4.Учет потребностей и интересов учащихся, возможностей материальной
базы, опыта и личностно - деловых качеств учителя.
5. Отбор содержания, выбор формы, методов и средств педагогического
процесса в их оптимальном сочетании.
Учебно-методический
проект
«Удивительный
"
мир
моря»
охватывает
несколько
тем
предмета
«Окружающий
мир»
по
программе
3
класса,
который в процессе своей разработки был призван формировать навыки в
сфере самостоятельной познавательной деятельности, работы с большими
объемами информации; умения работать в группе; воспитывать любовь к
природе; воспитывать экологическую культуру. Проблема (от греч. problema
-задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический
вопрос, требующий
изучения
и
разрешения.
В
основе
проблемы,
как
п р а в и л о , находится
противоречие
между
возможностью
(слабые
природоведческие знания) и необходимостью (найти ответ); наличием и
отсутствием достаточного материала в школьных учебных пособиях; целью
(ответить
на поставленные вопросы) и средствами (недостаток опыта).
Осознание проблемы как возможности разрешить трудности и противоречия,
возникшие в данной ситуации, средствами научного знания и приобретения
опыта - необходимое условие и норма в выполнении разработанного проекта.
Поставив перед учащимися основополагающий вопрос: «Какую роль в
жизни человека играет море?», была создана проблемная ситуация, которую
детям предстояло решить. Для овладения проблемной ситуацией ученик или
группа (коллектив) должны найти и использовать новые для себя средства и
способы деятельности, одним из важнейших компонентов которой является
мотивация
к
овладению
проблемной
ситуацией.
Проблемные
вопросы:
«Почему вода в море соленая?», «Живут ли в море тезки обитателей Земли?»,
«Как спасти море?» определили направление поиска ответов на вопросы.
Именно поиск знаний из различных источников и скорость их нахождения
позволили осуществить мотивационную составляющую проекта.
Класс
был
разделен
на
группы,
каждая
из
которой
занималась
исследованием вопросов одной темы. Учащиеся с интересом включились в
поисковую
и
исследовательскую
деятельность,
итогом
которой
стали
творческие отчеты (презентации, публикации).
Во время работы над презентацией «Первые мореплаватели» учащиеся
познакомились с всемирно известными мореплавателями и их открытиями.
Дети
изучили
содержание
и
рисунки
карт,
некоторые
записи
путешественников, учились объективно оценивать отобранный материал,
считаться с мнением других и принимать его во внимание в совместной -
деятельности.
В презентации «Море и человек» представлены материалы о том, что море не
только лечит, но и кормит человека. В ходе работы учащиеся познакомились с
произведениями поэтов и художников, воспевающих море в своих стихах и
картинах, учились работать с большим объемом информации и выбирать,
только самые существенные сведения.
Для
публикации «Удивительные обитатели моря» учащиеся увлеченно
искали материалы о морских животных и их сухопутных тезках. В процессе
работы у учащихся формировался феномен идентификации, т. е. понимание
тождественности, похожести всех живых существ на Земле. Изучая признаки
различных живых организмов, школьники научились находить различия между
ними, а также сделать вывод об уникальности каждого и его праве на
существование.
Публикация «Море
и
транспорт» о
пассажирских,
военных
и
транспортных кораблях еще раз проиллюстрировала важную роль моря в жизни
человека.
Познание окружающего мира связано с такими психологическими осо-
бенностями ребенка младшего школьного возраста, как доброжелательность,
открытость,
позитивная
рефлексия.
Особенно
важен
уровень
развития
эмпатических чувств, потому что именно они лежат в основе гуманного
отношения
ко
всему
живому,
правильных
взаимоотношений
человека
с
окружающим
миром.
Эти
чувства
проявились
очень
ярко
при
создании
странички сайта «Защитим море», где даны описания исчезнувших морских
обитателей
и
занесенных
в
Красную
книгу
животных.
К
описаниям
представлены рисунки на тему: «Мы
рисуем
море», оформленные в виде
презентации.
Работая над проектом, учитель не должен забывать, что экологические
знания усваиваются и запоминаются гораздо лучше, когда в процессе его
выполнения
младший
школьник
включается
в
игровую
деятельность,
объектами которой являются планеты, минералы, климатические факторы или
растения, животные. Игра, с одной стороны, стимулирует познавательную
деятельность учащихся, с другой не создает психологического дискомфорта: в
игре мобилизуются интеллектуальные силы ребенка, облегчается выполнение
задания; создаются условия для возникновения и развития познавательных
мотивов и интересов учащихся. Несмотря на то, что в игре поддерживается
высокое эмоционально-интеллектуальное напряжение, играющий свободен. В
игре стимулируется такое важное ограничение свободы, как материальная или
моральная
ответственность
за
совершенную
ошибку,
каждый
получает
объективную
возможность
экспериментировать
со
своим
поведением,
исследовать альтернативные варианты решений. А.С. Макаренко писал: «Игра
имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у
взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во
многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего
деятеля происходит, прежде всего, в игре» (2) Исходя из этого, в проект были
включены также загадки о морских обитателях, кроссворд «Океаны и моря».
Очень важно для младшеклассников оценка их участия в проекте, поэтому были
разработаны критерии оценки работы учащихся, из которых лучшие были
награждены грамотами.
Созданные
к
УМП
учебно-методические
материалы,
активизировали
самостоятельные
исследования
учащихся,
их
воображение
и
творческие
способности, а также помогали осваивать современные информационные
технологии. Материалы, собранные в проекте, направлены на повышение
эффективности учебного процесса. В них включены примеры самостоятельных
работ учащихся (исследовательских, поисковых, творческих), оформленные в
виде буклетов, информационных бюллетеней, презентаций и веб-сайтов,
вспомогательных и методических разработок. Учебно-методический проект
может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе, как с
учащимися класса - разработчика, так и с учениками других школ с помощью
электронной почты и Интернета.
Литература.
1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.- М:
Издательский центр «Академия», 2004. - С. 124
2.Макаренко А.С. Избранные сочинения. - М.: Просвещение, 1987.
3. Орехова Т.Ф. Влияние современного педагогического процесс на
здоровье учащихся и учителей. Ж. " Начальная школа плюс до и после," 2002,
№ 10.-С. 17
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред.
С.А.Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 101