"Влияние музыки на гармоничное развитие детей через занятия хореографией"
Автор: Дзебисашвили Павел Георгиевич Должность: концертмейстер Учебное заведение: МБУДО "ДТДиМ"Гармония" Населённый пункт: г.Братск, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Влияние музыки на гармоничное развитие детей через занятия хореографией" Раздел: дополнительное образование
«Влияние музыки на гармоничное развитие детей через занятия хореографией».
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене
ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний,
а гармоничное разностороннее развитие личности,дающее возможность реализации уникальных
возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная
адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает
всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше
внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя
оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография
занимает особое место. Хореография - это искусство, любимое детьми, оно приобщает
маленького человека к миру Прекрасного, способствует его гармоничному развитию, развивает
музыкальную память, музыкальный кругозор, физическую силу, выносливость, раскрывает
творческие способности. Хореографическое искусство и музыка «связаны» многими нитями.
Музыка даёт пластике ритмическую основу, она определяет её эмоциональный строй, характер,
образную выразительность. Про музыку справедливо говорят, что она душа танца.
Хореографическое искусство приобрело широкое распространение в образовательных
учреждениях. Хореографические коллективы в учреждениях дополнительного образования
показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и
подростков.
Обучение хореографии в учреждениях дополнительного образования целесообразно начинать с
занятий по ритмике. Занятия ритмикой служат начальным этапом для занятий хореографией. Во
Дворце Творчества, где я работаю концертмейстером, есть такие группы, в которых дети
занимаются с пяти лет. Ребята с нетерпением ждут очередного занятия и с большим желанием
бегут на него. С первых занятий у детей активизируется связь между музыкой и движением.
Первостепенной задачей на уроках ритмики является музыкально-ритмическое воспитание.
Музыкально – ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления:
обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, усвоения
музыкальных знаний; формирования умения подчинять движения музыке.
Ребята сразу должны понять и уяснить простые правила: музыка - хозяйка на занятиях, без неё не
может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях; музыку надо слушать
с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием
звучания.
Выполнение всех движений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей
правильного понимания характера движений. Между музыкой и движением при одновременном
их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Музыка воздействует на эмоции,
создаёт у детей определённое настроение, влияет на выразительность детских движений. В
соответствии с разным характером музыки движения детей приобретают разный характер. Они
могут быть чёткими, энергичными и лёгкими, мягкими, плавными, спокойными. А музыка должна
быть яркой, эмоциональной и понятной детям, тогда она будет способствовать усвоению
танцевальных движений. Я подбираю несложные мелодии с прозрачной, ясной фактурой,
жанровой определённостью: марш, полька, вальс и др. Как
правило, занятия ритмики у детей проходят в игровой форме. Игровая деятельность более
доступна, понятна и интересна им. В играх дети знакомятся с такими понятиями как:
Характер музыки (весёлый, грустный, спокойный, торжественный )
Жанр музыки (марш, песня, танец)
Музыкальные регистры: игра « Кто живёт в лесу»
Сильные и слабые доли: чередование хлопков рук с ударами ног - игра « умный платочек»
Понятие темпа : ходьба и бег в разных темпах (игра «солнышко и дождик»)
Строение музыкальной фразы: игра «Лужа». Акцентируем конец музыкально - танцевальной
фразы такими движениями, как притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги. У детей
хорошо развито воображение, поэтому они с удовольствием изображают что- либо или кого-
либо. Наши воспитанники охотно играют в игру «Угадай, кто я». Далее мы усложняем задачу –
нужно передать характер: хитрой лисы, трусливого зайца, большого медведя. Здесь мне
приходиться быстро импровизировать, подбирать выразительные отрывки музыкального
материала, чтобы помочь более точно передать образ. Бывают у нас и уроки природоведения на
занятиях.
Мы с ребятами «идём на прогулку в лес», где определённые танцевальные движения обретают
другой смысл. Например, упражнение для рук и т.д. И вот уже скучный тренаж превращается в
удовольствие. Игровые моменты дают возможность раскрыть характер ребёнка, его
артистические данные, развить воображение, научить выдумке и сообразительности и при
систематическом обращении к музыкальным играм дети всё активней предлагают собственные
варианты движений под музыку. Игры снимают и разряжают напряжение во время занятий,
переключают внимание, организуют детей, сплачивают между собой.
Все действия детей, будь то игра или какое-либо хореографическое движение, сопровождает
музыка. Дети невольно обращают внимание на это. Музыкальное развитие идёт по возрастающей
линии. Ребята накапливают не только хореографические знания и умения, но и музыкальные.
Бывает, в отсутствие педагога (это выезды на конкурсы) я один провожу занятия, в этих случаях
стараюсьбольше рассказать ребятам о строении музыкальной фразы, метро - ритме, темпах, что
впоследствии необходимо для танцев. Так, например, если для детей младшего возраста я
подбираю музыку с чётким, простым ритмом, несложной мелодией, ясной фактурой, жанровой
определённостью( марш, полька, вальс), то в подростковом возрасте у детей происходит
осознание своих возможностей, утверждение себя как личности. Значит необходимо повышать и
уровень музыкального материала. На этом этапе появляется более сложная фактура, развитая
мелодия, неоднозначный ритм. Главным критерием отбора музыкального материала является
степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставляло
удовольствие своей гармоничностью. Поэтому музыкальный репертуар построен на лучших
образцах русской и зарубежной музыки. Это отрывки из балетов: Чайковского, Глазунова,
Прокофьева, Адана, Пуни, Минкуса и т. д
За много лет работы в классе хореографии мною накоплен музыкальный багаж. Но для меня
очень важно каждый раз, подбирая музыкальный репертуар, чётко и конкретно представлять
себе, как то или иное упражнение будет ложиться на музыку. Музыкальное сопровождение на
деле всегда должно помогать танцевать.
Во Дворце Творчества я работаю с разными хореографическими коллективами .. Это
коллективы, работающие в разных танцевальных направлениях. Один из них - это ансамбль
современного танца, другой - ансамбль, работающий в классическом и народном направлении. И
я, как музыкант, должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в
любом танцевальном жанре. Но какое бы направление ни выбрал педагог - хореограф, основой
основ остаётся классический танец. Занятия классическим танцем - это необыкновенно
трудоёмкая и сложная учебная работа, которая совершенствует детей, развивает их физически,
музыкально и духовно. А результатом этой работы является участие коллективов в конкурсах
различных уровней и выступления на различных городских мероприятиях.
Музыкальное воспитание является одной из важнейших составляющих гармоничного развития
детей, которое представляет собой целенаправленный процесс формирования творчески
активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное. Музыка способствует
гармонизации и развитию всех духовных способностей ребёнка и тесно связана с нравственным
воспитанием. Благодаря музыке дети интуитивно тянутся к добру.