Напоминание

"Влияние музыки на гармоничное развитие детей через занятия хореографией"


Автор: Дзебисашвили Павел Георгиевич
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДТДиМ"Гармония"
Населённый пункт: г.Братск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Влияние музыки на гармоничное развитие детей через занятия хореографией"
Раздел: дополнительное образование





Назад





«Влияние музыки на гармоничное развитие детей через занятия хореографией».
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний, а гармоничное разностороннее развитие личности,дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Хореография - это искусство, любимое детьми, оно приобщает маленького человека к миру Прекрасного, способствует его гармоничному развитию, развивает музыкальную память, музыкальный кругозор, физическую силу, выносливость, раскрывает творческие способности. Хореографическое искусство и музыка «связаны» многими нитями. Музыка даёт пластике ритмическую основу, она определяет её эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Про музыку справедливо говорят, что она душа танца. Хореографическое искусство приобрело широкое распространение в образовательных учреждениях. Хореографические коллективы в учреждениях дополнительного образования показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков. Обучение хореографии в учреждениях дополнительного образования целесообразно начинать с занятий по ритмике. Занятия ритмикой служат начальным этапом для занятий хореографией. Во Дворце Творчества, где я работаю концертмейстером, есть такие группы, в которых дети занимаются с пяти лет. Ребята с нетерпением ждут очередного занятия и с большим желанием бегут на него. С первых занятий у детей активизируется связь между музыкой и движением. Первостепенной задачей на уроках ритмики является музыкально-ритмическое воспитание. Музыкально – ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления: обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, усвоения музыкальных знаний; формирования умения подчинять движения музыке. Ребята сразу должны понять и уяснить простые правила: музыка - хозяйка на занятиях, без неё не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях; музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания. Выполнение всех движений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Музыка воздействует на эмоции, создаёт у детей определённое настроение, влияет на выразительность детских движений. В соответствии с разным характером музыки движения детей приобретают разный характер. Они могут быть чёткими, энергичными и лёгкими, мягкими, плавными, спокойными. А музыка должна быть яркой, эмоциональной и понятной детям, тогда она будет способствовать усвоению танцевальных движений. Я подбираю несложные мелодии с прозрачной, ясной фактурой, жанровой определённостью: марш, полька, вальс и др. Как
правило, занятия ритмики у детей проходят в игровой форме. Игровая деятельность более доступна, понятна и интересна им. В играх дети знакомятся с такими понятиями как:
Характер музыки
(весёлый, грустный, спокойный, торжественный )
Жанр музыки
(марш, песня, танец)
Музыкальные регистры:
игра « Кто живёт в лесу»
Сильные и слабые доли:
чередование хлопков рук с ударами ног - игра « умный платочек»
Понятие темпа
: ходьба и бег в разных темпах (игра «солнышко и дождик»)
Строение музыкальной фразы:
игра «Лужа». Акцентируем конец музыкально - танцевальной фразы такими движениями, как притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги. У детей хорошо развито воображение, поэтому они с удовольствием изображают что- либо или кого- либо. Наши воспитанники охотно играют в игру «Угадай, кто я». Далее мы усложняем задачу – нужно передать характер: хитрой лисы, трусливого зайца, большого медведя. Здесь мне приходиться быстро импровизировать, подбирать выразительные отрывки музыкального материала, чтобы помочь более точно передать образ. Бывают у нас и уроки природоведения на занятиях. Мы с ребятами «идём на прогулку в лес», где определённые танцевальные движения обретают другой смысл. Например, упражнение для рук и т.д. И вот уже скучный тренаж превращается в удовольствие. Игровые моменты дают возможность раскрыть характер ребёнка, его артистические данные, развить воображение, научить выдумке и сообразительности и при систематическом обращении к музыкальным играм дети всё активней предлагают собственные варианты движений под музыку. Игры снимают и разряжают напряжение во время занятий, переключают внимание, организуют детей, сплачивают между собой. Все действия детей, будь то игра или какое-либо хореографическое движение, сопровождает музыка. Дети невольно обращают внимание на это. Музыкальное развитие идёт по возрастающей линии. Ребята накапливают не только хореографические знания и умения, но и музыкальные. Бывает, в отсутствие педагога (это выезды на конкурсы) я один провожу занятия, в этих случаях стараюсьбольше рассказать ребятам о строении музыкальной фразы, метро - ритме, темпах, что впоследствии необходимо для танцев. Так, например, если для детей младшего возраста я подбираю музыку с чётким, простым ритмом, несложной мелодией, ясной фактурой, жанровой определённостью( марш, полька, вальс), то в подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности. Значит необходимо повышать и уровень музыкального материала. На этом этапе появляется более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм. Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставляло удовольствие своей гармоничностью. Поэтому музыкальный репертуар построен на лучших образцах русской и зарубежной музыки. Это отрывки из балетов: Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Адана, Пуни, Минкуса и т. д За много лет работы в классе хореографии мною накоплен музыкальный багаж. Но для меня очень важно каждый раз, подбирая музыкальный репертуар, чётко и конкретно представлять себе, как то или иное упражнение будет ложиться на музыку. Музыкальное сопровождение на деле всегда должно помогать танцевать.
Во Дворце Творчества я работаю с разными хореографическими коллективами .. Это коллективы, работающие в разных танцевальных направлениях. Один из них - это ансамбль современного танца, другой - ансамбль, работающий в классическом и народном направлении. И я, как музыкант, должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре. Но какое бы направление ни выбрал педагог - хореограф, основой основ остаётся классический танец. Занятия классическим танцем - это необыкновенно трудоёмкая и сложная учебная работа, которая совершенствует детей, развивает их физически, музыкально и духовно. А результатом этой работы является участие коллективов в конкурсах различных уровней и выступления на различных городских мероприятиях. Музыкальное воспитание является одной из важнейших составляющих гармоничного развития детей, которое представляет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное. Музыка способствует гармонизации и развитию всех духовных способностей ребёнка и тесно связана с нравственным воспитанием. Благодаря музыке дети интуитивно тянутся к добру.


В раздел образования