система работы воспитателя по формированию представлений о времени в старшей группе ДОУ
Автор: Тенькаева Нина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №62 Населённый пункт: г. Балаково Саратовская область Наименование материала: статья Тема: система работы воспитателя по формированию представлений о времени в старшей группе ДОУ Раздел: дошкольное образование
СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
ВРЕМЕНИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ.
Детям в старшем дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим
ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначать в речи,
чувствовать его длительность, менять ритм и темп своих действий в зависимости от
времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для
развития таких качеств, как организованность, собранность, целенаправленность,
точность необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Как
объективная реальность времени очень специфично. Оно всегда в движении, оно
нематериально, и дети сомневаются в его существовании, так как не могут его «увидеть».
(Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр и др.). Необходимо «показать» ребенку время, его единицы
(минуты, час, сутки, неделю, месяц, год), его существенные характеристики (текучесть,
непрерывность, необратимость), научить свободно оперировать этими понятиями,
конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная
деятельность. «Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через
практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней
эту сторону жизни».
Осознавая важность проблемы, считаем, что ознакомление детей с единицами измерения
должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знания одних
интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием
для ознакомления со следующими и раскрывали бы существенные характеристики
времени.
Данная система адаптирована в нашем ДОУ с 2011года. В его основу положен опыт
работы дошкольного учреждения №62 «Золотая рыбка» г. Балаково. В результате данной
работы мы увидели, что детям доступно установление последовательности событий во
времени, если регулярно проводить занятия, не упускать каждого момента и связывать
действия человека с временными интервалами. Дошкольники живо интересуются
календарем, когда используется красочные иллюстрации с изображением месяцев в
разных костюмах. Использование различного красочного, нестандартного дидактического
материала помогает детям научиться определять и запоминать названия дней недели и
месяцев. Наиболее доступным для установления временных отношений являются
знакомый детям материал, о котором у них есть определенный запас знаний.
Полученные за год положительные результаты убеждают нас в том, что данная система
работы позволяет сформировать у детей не только познавательную активность, но и
творческое начало. Дошкольники начинают использовать полученные знания при
создании творческих рисунков и сказочных текстов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2001. – 336с.
2.
Владимирова Т.В. Формирование у старших дошкольников представлений о
некоторых свойствах времени. – Ульяновск: ГПО «Печатный двор»,1999. – 32с.
3.
Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1977. – с.173