Напоминание

"Лес, мы твои друзья"


Автор: Лобанова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №5 "Звездочка"
Населённый пункт: п.Власиха Московская обл.
Наименование материала: конспект по ознакомлению с окружающим миром
Тема: "Лес, мы твои друзья"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Занятие

по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной к школе группе

"Лес, мы твои друзья!"
Программное содержание: 1. Систематизировать и обобщить представления детей о лесе, о растительном и животном мире леса. 2. Закрепить знания детей о жизни растений и животных в лесу, о взаимосвязях живых организмов. 3. Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой, о пользе леса для человека. 4. Уточнить представления детей о леснике - человеке, который заботится о лесе. 5. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. Прививать бережное отношение ко всему живому. 6. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными. 7. Учить видеть красоту окружающего растительного и животного мира, бережно относиться к природе, понимать её значение в жизни человека. Демонстрационный материал: 1. Панно "Лес". 2. Для фланелеграфа - изображения деревьев, цветов, насекомых, птиц, диких животных, изображения сказочных персонажей - Шура, Шуршихи, Шуршонка. 3. Картинки, показывающие правила поведения в лесу. 4. Карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу. 5. Картинки с изображениями разных видов леса: ельника, березовой рощи, дубравы, соснового бора. 6. Диск с записью звуков леса. Раздаточный материал: Карточки для игры "Четвертый - лишний".
2
Ход занятия
1. Воспитатель говорит детям, что скоро наступит лето и многие из детей со своими родителями и друзьями отправятся в лес на прогулку. К детям в гости пришли сказочные персонажи - лесные жители: Шур, Шуршиха и Шуршонок. Они хотят проверить, что дети знают о лесе и знают ли они правила поведения в лесу. - Ребята, давайте расскажем им, что мы знаем о лесе. 2. Воспитатель спрашивает у детей: "Что такое лес?" - Да, лес - это деревья, много деревьев! Какие деревья вы знаете? (Ответы детей). Проводится игра "Узнай дерево". Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, а дети называют их. Картинки выставляются на доску. Проводится игра "От какого дерева листья?" (К каждому дереву прикрепляется нужный листочек или веточка). Воспитатель предлагает выставить на фланелеграф контуры деревьев: ели - в одну сторону, сосны - в другую, березы - в третью, дубы - в четвертую. 3. Шуршиха спрашивает, знают ли дети, как называется лес, в котором растут только: - сосны? (сосновый бор); - ели? (ельник); - березы? (березовая роща); - дубы? (дубрава). Воспитатель показывает картинки с изображениями всех этих видов леса. - Хотите представить себя деревом? Мои корни глубоко вросли в землю. Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу - Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти стряхнули - Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем - Крылья мы сложим назад. А у т о т р е н и н г
3 4. Воспитатель спрашивает у детей: "Ребята, получился ли у нас лес? Что еще растет в лесу? (Кустарники). - Чем кустарник отличается от дерева? (У кустарника несколько тонких стволов, а у дерева - один толстый ствол). (Выставляются на фланелеграф кустарники). - Что еще в лесу растет? (Различные травянистые растения, цветы, ягоды, грибы). - Какие цветы растут в лесу? (Ответы детей; контуры цветов выставляются на фланелеграф). Физкультминутка "Цветы". Раз, два, три - выросли цветы! К солнцу потянулись - высоко: Стало им приятно и тепло. Ветерок пролетал, стебельки закачал Вправо качнулись, низко пригнулись, Влево качнулись, низко пригнулись. Ветерок, убегай! Ты цветочки не ломай! Пусть они цветут, растут, Детям радость несут! - Какие ягоды растут в лесу? Грибы? (Дети называют ягоды и грибы) Шуршиха хочет проверить, какие дети сообразительные и предлагает выполнить задание: - Подумай и ответь "Что здесь лишнее?" (Проводится игра "Четвертый - лишний") 5. Воспитатель: "Кроме деревьев и различных растений, что еще нужно, чтобы получился лес?" - Насекомые. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. (Муравей. Бабочка. Стрекоза. Жук. Пчела. Комар. Паук. Кузнечик) (Изображения насекомых выставляются на фланелеграф) - Для чего насекомые нужны лесу? Например, муравьи? (Санитары леса, очищают лес от всякого мелкого мусора). Пчелы собирают нектар с цветов, переносят пыльцу с цветка на цветок.
4 Пауки ловят в свои сети мух, а мухи - переносчики всяких болезней, инфекций. Ученые подсчитали, что на теле одной только мухи находится около 25 миллионов микробов. Божья коровка поедает тлю. А еще насекомые - это пища для птиц. - Ребята, а что будет, если в лесу будут жить одни насекомые? (Они съедят лес). Что же делать? - Послушайте историю про одну маленькую ёлочку, которая жила в лесу. Эту историю рассказала мне Шуршиха, а я её записала. Вот послушайте. (Чтение отрывка из рассказа "Друзья леса" из книги "Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть, стр.17). - Кто поможет ёлочке? (Птицы). 6. - Каких птиц вы знаете, ребята? (Дети называют птиц). - А птицы для чего нужны лесу? (Уничтожают вредных насекомых). Воспитатель обобщает ответы детей и добавляет: - Дятел, например, долбит больные деревья и достает длинным языком из трещин в коре жуков-вредителей и их личинки. Если много дятлов в лесу, значит будут деревья крепкими и здоровыми. - Глухари, аисты живут на болотах, уничтожают лягушек. - Совы охотятся на мышей, змей. - Лесные вороны питаются остатками мертвых животных, находят мертвую рыбу на берегу водоемов, помогают лесу освобождаться от ненужного. А какое удовольствие слышать птичье пение? В наших лесах много красиво поющих птиц. Это - и иволга, и дрозд, и соловей. Воспитатель показывает картинки с изображением этих птиц. 7. - Кого мы еще не назвали? Каких обитателей леса? Давайте расскажем Шуру и Шуршихе, какие звери живут в лесу. (Дети называют диких животных). - Чем питаются лесные звери, что они едят? Медведь - мед, орехи, желуди, ягоды, насекомых, муравьев, грибы, корешки растений. Воспитатель показывает картинку "Что медведь ищет в лесу?" Белка - орехи, грибы, желуди, семена еловых и сосновых шишек. Ёж - ягоды, грибы, лесных грызунов, змей. Заяц - кору, ветки, листья, траву. Волк - других животных.
5 Лиса - мелких грызунов, птиц. Лось - траву, ветки, кору, мухоморы. А Шуршонок спрашивает, знают ли дети, как называются жилища зверей? - Как называется жилище медведя? (берлога). - ... волка? (логово). - ... лисы? (нора). - ... белки? (дупло). - Кто еще из зверей живет в норах? (Зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки). - Ребята, а вы знаете зарядку бельчат? Физкультминутка "Зарядка бельчат". 8. - Вот мы с вами и выяснили, что такое лес. (Выставляется панно "Лес"). Шуршиха хочет что-то сказать... Она приготовила вопросы детям. Эти вопросы касаются всего, что есть в лесу: деревья, птицы, животные. Блиц - опрос (Вопрос - ответ) - У какого животного есть иголки? (У ежа). - Кто в лесу всю зиму спит? (Медведь, ёж). - Как называется трава, которая жжется? (Крапива). - Кто из зверей меняет шкурку два раза в год? (Заяц, белка). - Какая птица подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка). - Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла) - Какое дерево является символом нашей страны - России? (Береза). - Как называется сок сосны? (Смола или живица). - Какие птицы прилетают к нам весной первыми? (Грачи). 9. Итак, мы выяснили, что: - Лес - это не только деревья и кустарники, но и трава, грибы, ягоды, звери, птицы, насекомые. Лес - это сложное сообщество живых организмов, живущих в тесном взаимодействии, где все зависят друг от друга. 10. - Ребята, а что лес дает человеку? (Дети рассказывают, чем лес полезен человеку). Воспитатель резюмирует: - Не зря говорят: "Лес - наше богатство". Лес дает нам грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения, чистый воздух.
6 - Древесину широко используют в строительстве: стены, полы, рамы для окон - все это, как правило, сделано из дерева. - Мебель тоже делают из древесины. - Из некоторых пород деревьев делают музыкальные инструменты (из ели делают скрипки). - Из осины делают спички. - Из древесины липы вырезают посуду, ложки, игрушки. А какой вкусный липовый мед! - Бумагу делают из древесины. Получается, что книги, альбомы для рисования, тетради, газеты - всё сделано из древесины. - А сколько лекарственных растений растет в лесу: крапива, ромашка, подорожник, тысячелистник, брусника, черника и другие. - Лес - это чистый воздух. Леса называют "легкими планеты". - Ну, и конечно, лес - это бесценная красота! 11. - Ребята, чтобы сохранить лес для людей и животных, в государстве создана служба, которая заботится о лесе - это лесничество. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком в нем? (Лесник). Лесники - очень важные и нужные люди для леса. Они заботятся о лесе: - берегут его от пожара; - помогают животным в трудную минуту - зимой - в бескормицу, весной - в половодье; - они очищают лес от больных, старых деревьев, убирают сушняк, намечают посадки новых деревьев; - борются с браконьерами. 12. - Мы, взрослые и дети, можем как-то помочь лесникам? - Конечно, можем. Достаточно соблюдать правила поведения в лесу. Шур приготовил картинки, которые помогут рассказать о правилах поведения в лесу: 1). Нельзя ломать ветки, качать деревья, листья зря не рвать. Потому, что ни за какие деньги нельзя купить большое красивое дерево, его надо посадить и приложить немало усилий, чтобы оно выросло. Как редко мы задумываемся над этим! На огромные букеты без жалости ломают цветущую черемуху, а многие ребята используют деревья вместо спортивных снарядов, лазают по ним, виснут на ветках. 2). Нельзя рвать в больших количествах цветы. 3). Нельзя топтать цветы, убивать насекомых. В лесу надо ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву. 4). Нельзя обрывать в лесу паутину, убивать пауков. 5). Надо беречь муравейники, потому, что муравьи - "санитары леса". 6). Нельзя разорять птичьи гнезда.
7 7). Нельзя обижать животных, забирать их домой. В лесу, на свободе, диким животным живется лучше. В неволе они могут погибнуть. 8). Нельзя в лесу шуметь, громко включать музыку, кричать. Нельзя нарушать покой леса и его обитателей. 9). Огнем в лесу нужно пользоваться очень осторожно. Лес очень боится огня. Лесные пожары - страшное бедствие. Нужно не только самим бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к лесу потребительски, не бережет его. 13. Одних растений и животных в природе много, а других - мало. Чтобы редкие растения и животные не исчезли совсем, человек должен оберегать их. Для этой цели люди придумали "Красную книгу". В неё заносят названия растений, животных, насекомых, которым грозит исчезновение. Запомните: растения, занесенные в Красную книгу, нельзя собирать, а на животных запрещена охота. (Показываются картинки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу). 14. - А сейчас, в завершение нашего путешествия по лесу, я предлагаю вам послушать звуки леса. (Включается запись "Звуки леса") - Наше путешествие закончилось. Давайте помнить, что в природе - все живое, и у каждого растения, животного есть свои истории жизни и свои тайны. Человек - частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить её. Только тогда цветы на лугах, деревья, птицы и животные будут раскрывать человеку свои тайны. Воспитатель произносит вместе с детьми: Ты расти на радость людям, Мы дружить с тобою будем, Добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес! 15. Шур, Шуршиха и Шуршонок благодарят ребят за интересные рассказы о лесе и уверены, что вам можно доверять. (Вручают детям раскраски).


В раздел образования