Напоминание

Профессиональное становление студентов педколледжа


Автор: Сушкова Гюзель Асхатовна
Должность: преподаватель педагогики
Учебное заведение: ГБПОУ Сибайский педагогический колледж
Населённый пункт: г. Сибай Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное становление студентов педколледжа
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА И ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИХ ЛИЧНОСТНОГО

РОСТА
На современном этапе развития общества система образования является стратегическим государственным ресурсом. Поэтому, именно на подготовку компетентных специалистов, способных уверенно конкурировать на рынке труда должна быть направлена работа в сфере профессионального образования. Важно, чтобы за период обучения в колледже, кроме качественной теоретической подготовки, студенты овладели профессиональными и социальными компетенциями, которые позволили бы им выгодно позиционировать себя на рынке труда в дальнейшем. Мы провели опрос 1-курсников и студентов выпускных групп. Он показал, что 61% 1-курсников поступил к нам в колледж по собственному желанию. 29% - по указанию родителей и хотели бы работать учителем или воспитателем – 65%. Эти показатели являются основой мотивации к их будущей профессиональной деятельности. А конечным результатом нашей совместной работы выступает подготовка выпускника готового к педагогической деятельности. Несмотря на первоначальные мотивы, они должны утвердиться в правильности выбора профессии и должен быть сформирован один мотив – желание быть учителем. На сегодняшний день 65% выпускников утвердились в правильности выбора профессии, но и 30,4% разочаровались в профессии. Это говорит о том, что нам необходимо работать над процессом проф становления студентов и прослеживать их личностный рост, которая в наших условиях и есть профессиональная мотивация. Безусловно, процесс профессионального становления сложен сам по себе, но главное, он неотделим от процесса личностного развития человека при переходе от подросткового возраста к периоду юношества. Опрос студентов, беседы с родителями и педагогами колледжа позволили выявить ряд типичных трудностей, которые негативно влияют либо могут повлиять на процесс профессионального и личностного развития студентов. Эти трудности связаны как непосредственно с учебным процессом, так и с личными переживаниями. Это, прежде всего, низкий уровень развития речевой культуры, общеучебных умений и навыков, таких, как работа с
текстом, конспектирование, составление тезисов, сложности в формулировании устного высказывания в соответствии требованиями уровня образования. Во- вторых, существуют сложности в период адаптации к условиям обучения в колледже: новые «непонятные» дисциплины, «незнакомые педагоги и одногруппники», трудности в межличностных отношениях - конфликты в группе, психологическая несовместимость при совместном проживании в общежитии. В - третьих, стрессы, связанные с экзаменами, вызывающие повышенную тревожность, неумение рационально спланировать самоподготовку. В - четвертых, семейные проблемы: расставание с родителями, сложные жизненные ситуации, конфликты, порой возникающие с родителями. Эти проблемы могут быть как текущими (актуальными), связанных с преодолением трудностей, возникающих в обучении, общении. Или более сложными и устойчивыми, связанными с личностно- профессиональным становлением студентов. К ним относятся: развитие личности и индивидуальности каждого студента, формирование психологической готовности к саморазвитию, саморегуляции, самоопределению и самоактуализации в процессе жизни и профессиональной деятельности. Независимо оттого, с какой именно проблемой сталкивается студент, она не может не влиять на его психоэмоциональное состояние, эффективность обучения, на отношение к себе, к будущей профессии, на его личностное развитие. Именно данный аспект определяет необходимость и значимость психологического сопровождения студентов в этот период как в плане профессионального, так и личностного становления. Под «Психолого-педагогическим сопровождением» мы понимаем системно организованную и постоянно выполняемую работу психолога в сотрудничестве с классными руководителями, педагогами и студенческим советом самоуправления. При этом такое сопровождение не подменяет собой сложившуюся систему воспитательной и иной работы в колледже, но вместе с тем теснейшим образом с ней связана. Психолого-педагогическое сопровождение должно реализоваться в колледже в 4 этапа: Профориентация (абитуриенты), Адаптация (1 курс), Социализация (2-3 курс), Профессионализация(4 курс).

На

этапе профориентации
выявляются интересы абитуриентов к избранной специальности, соотношение склонностей и способностей, абитуриентов с реальными требованиями выбранной профессии. На данном этапе проводятся: - тестирование абитуриентов на профессиональную пригодность; - беседы с родителями; - первичное ознакомление со структурой колледжа, спецификой обучения; - встречи со студентами колледжа.
В адаптационный период
, а это - первый год обучения, осуществляется оптимизация процесса жизнестойкости студентов в новых условиях при овладении профессией. Особое внимание уделяется созданию здорового, психологического микроклимата и оказывается содействие по сплочению студенческих групп. В адаптационный период необходимо проводить содержательное диагностическое исследование мотивации учения, уровня общего развития и воспитанности, социально-психологического климата в группах нового набора. Полученные данные становятся основой для планирования воспитательной и развивающей работы в конкретных группах, на их основе подбираются разнообразные формы работы на весь период обучения. Это, прежде всего, активные, действенные методы: тренинг командообразования, мониторинг уровня психофизиологического комфорта, тренинг на развитие эмоциональной устойчивости в период сессии, практический семинар по повышению конфликтоустойчивости. Большой интерес вызывает такая форма работы, как круглый стол, проводимый совместно с классными руководителями и студентами групп нового набора по вопросам оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
Третий этап – социализация
, которая предполагает: -определение индивидуальной образовательной траектории, -формирование психологической готовности к самореализации, саморазвитию и самоопределнию студентов в учебной и дальнейшей профессиональной деятельности. Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению включает на данном этапе: - тренинг личностного роста, развитие навыков эффективного общения как делового, так и педагогического;
- диагностику профессионально важных качеств и уровня профессиональной идентичности студентов.
Завершающий этап профессионализации,
а это выпускные группы, имеет целью помощь в построении и реализации лично стно- профессиональных целей и перспектив. Психолого-педагогиче ско е сопровождение на этом э т а п е предусматривает: - диагностику готовности и адаптированности выпускников к профессиональной деятельности; - проведение серии обучающих семинаров по планированию карьеры; - тематические классные часы по вопросам трудоустройства: правовой, психологический и этический аспекты. Для нас важно, что на всех этапах обучения главным принципом психолого- педагогического сопровождения является принцип системности, под которым подразумевается организованная и согласованная работа вс его педагогического коллектива по достижению единой цели – подготовки современного педагога. Результатом реализации системы поэтапного сопровождения является психологическая готовность выпускника колледжа к профессиональной деятельности, к реализации своего личностного и профессионального потенциала, мобильному реагированию на изменения, происходящие в социальной сфере, способного выгодно позиционировать себя как профессионала на рынке труда.


В раздел образования