Профессиональное становление студентов педколледжа
Автор: Сушкова Гюзель Асхатовна Должность: преподаватель педагогики Учебное заведение: ГБПОУ Сибайский педагогический колледж Населённый пункт: г. Сибай Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Профессиональное становление студентов педколледжа Раздел: среднее профессиональное
РОСТА
На современном этапе развития общества система образования является
стратегическим государственным ресурсом.
Поэтому, именно на подготовку компетентных специалистов, способных
уверенно конкурировать на рынке труда должна быть направлена работа в
сфере профессионального образования.
Важно,
чтобы
за
период
обучения
в
колледже,
кроме
качественной
теоретической
подготовки,
студенты
овладели
профессиональными
и
социальными
компетенциями,
которые
позволили
бы
им
выгодно
позиционировать себя на рынке труда в дальнейшем.
Мы провели опрос 1-курсников и студентов выпускных групп.
Он
показал,
что
61%
1-курсников
поступил
к
нам
в
колледж
по
собственному желанию. 29% - по указанию родителей и хотели бы работать
учителем или воспитателем – 65%.
Эти показатели являются основой мотивации к их будущей
профессиональной деятельности. А конечным результатом нашей совместной
работы выступает подготовка выпускника готового к педагогической
деятельности.
Несмотря
на
первоначальные
мотивы,
они
должны
утвердиться
в
правильности выбора профессии и должен быть сформирован один мотив –
желание быть учителем.
На сегодняшний день 65% выпускников утвердились в правильности
выбора профессии, но и 30,4% разочаровались в профессии.
Это говорит о том, что нам необходимо работать над процессом проф
становления студентов и прослеживать их личностный рост, которая в наших
условиях и есть профессиональная мотивация.
Безусловно,
процесс
профессионального
становления
сложен
сам
по
себе, но главное, он неотделим от процесса личностного развития человека
при переходе от подросткового возраста к периоду юношества.
Опрос студентов, беседы с родителями и педагогами колледжа позволили
выявить ряд типичных трудностей, которые негативно влияют либо могут
повлиять на процесс профессионального и личностного развития студентов.
Эти трудности связаны как непосредственно с учебным процессом, так и с
личными переживаниями. Это, прежде всего,
низкий уровень развития
речевой культуры, общеучебных умений и навыков, таких, как работа с
текстом,
конспектирование,
составление
тезисов,
сложности
в
формулировании устного высказывания в соответствии требованиями уровня
образования.
Во-
вторых,
существуют
сложности
в
период
адаптации
к
условиям
обучения
в
колледже:
новые
«непонятные»
дисциплины,
«незнакомые
педагоги
и
одногруппники»,
трудности
в
межличностных
отношениях
-
конфликты
в
группе,
психологическая
несовместимость
при
совместном
проживании в общежитии.
В - третьих, стрессы, связанные с экзаменами, вызывающие повышенную
тревожность, неумение рационально спланировать самоподготовку.
В - четвертых, семейные проблемы: расставание с родителями, сложные
жизненные ситуации, конфликты, порой возникающие с родителями.
Эти проблемы могут быть как текущими (актуальными), связанных с
преодолением трудностей, возникающих в обучении, общении.
Или
более
сложными
и
устойчивыми,
связанными
с
личностно-
профессиональным становлением студентов.
К
ним
относятся:
развитие
личности
и
индивидуальности
каждого
студента,
формирование
психологической
готовности
к
саморазвитию,
саморегуляции, самоопределению и самоактуализации в процессе жизни и
профессиональной деятельности.
Независимо оттого, с какой именно проблемой сталкивается студент, она
не может не влиять на его психоэмоциональное состояние, эффективность
обучения, на отношение к себе, к будущей профессии, на его личностное
развитие.
Именно
данный
аспект
определяет
необходимость
и
значимость
психологического
сопровождения
студентов
в
этот
период
как
в
плане
профессионального, так и личностного становления.
Под
«Психолого-педагогическим
сопровождением»
мы
понимаем
системно организованную и постоянно выполняемую работу психолога в
сотрудничестве с классными руководителями, педагогами и студенческим
советом самоуправления. При этом такое сопровождение не подменяет собой
сложившуюся систему воспитательной и иной работы в колледже, но вместе
с тем теснейшим образом с ней связана.
Психолого-педагогическое
сопровождение
должно
реализоваться
в
колледже в 4 этапа:
Профориентация (абитуриенты),
Адаптация (1 курс),
Социализация (2-3 курс),
Профессионализация(4 курс).
На
этапе профориентации
выявляются
интересы
абитуриентов
к
избранной
специальности,
соотношение
склонностей
и
способностей,
абитуриентов с реальными требованиями выбранной профессии. На данном
этапе проводятся:
- тестирование абитуриентов на профессиональную пригодность;
- беседы с родителями;
- первичное ознакомление со структурой колледжа, спецификой обучения;
- встречи со студентами колледжа.
В адаптационный период , а это - первый год обучения, осуществляется
оптимизация
процесса
жизнестойкости
студентов
в
новых
условиях
при
овладении
профессией.
Особое
внимание
уделяется
созданию
здорового,
психологического микроклимата и оказывается содействие
по сплочению
студенческих групп.
В
адаптационный
период
необходимо
проводить
содержательное
диагностическое исследование мотивации учения,
уровня общего развития и воспитанности,
социально-психологического климата в группах нового набора.
Полученные
данные
становятся
основой
для
планирования
воспитательной и развивающей работы в конкретных группах, на их основе
подбираются разнообразные формы работы на весь период обучения.
Это,
прежде
всего,
активные,
действенные
методы:
тренинг
командообразования, мониторинг уровня психофизиологического комфорта,
тренинг
на
развитие
эмоциональной
устойчивости
в
период
сессии,
практический
семинар
по
повышению
конфликтоустойчивости.
Большой
интерес
вызывает
такая
форма
работы,
как
круглый
стол,
проводимый
совместно с классными руководителями и студентами групп нового набора
по
вопросам
оптимизации
социально-психологического
климата
в
коллективе.
Третий этап – социализация , которая предполагает:
-определение индивидуальной образовательной траектории,
-формирование
психологической
готовности
к
самореализации,
саморазвитию и самоопределнию студентов в учебной и дальнейшей
профессиональной деятельности.
Содержание
работы
по
психолого-педагогическому
сопровождению
включает на данном этапе:
- тренинг личностного роста, развитие навыков эффективного общения как
делового, так и педагогического;
- диагностику профессионально важных качеств и уровня профессиональной
идентичности студентов.
Завершающий этап профессионализации, а это выпускные группы,
имеет
целью
помощь
в
построении
и
реализации
лично стно-
профессиональных целей и перспектив.
Психолого-педагогиче ско е
сопровождение
на
этом
э т а п е
предусматривает:
-
диагностику
готовности
и
адаптированности
выпускников
к
профессиональной деятельности;
- проведение серии обучающих семинаров по планированию карьеры;
-
тематические
классные
часы
по
вопросам
трудоустройства:
правовой,
психологический и этический аспекты.
Для нас важно, что на всех этапах обучения главным принципом психолого-
педагогического сопровождения является принцип системности, под которым
подразумевается
организованная
и
согласованная
работа
вс его
педагогического
коллектива
по
достижению
единой
цели
–
подготовки
современного педагога.
Результатом реализации системы поэтапного сопровождения является
психологическая
готовность
выпускника
колледжа
к
профессиональной
деятельности,
к
реализации
своего
личностного
и
профессионального
потенциала,
мобильному
реагированию
на
изменения,
происходящие
в
социальной
сфере,
способного
выгодно
позиционировать
себя
как
профессионала на рынке труда.