Формирование основ патриотизма у детей младшего дошкольного возраста.
Автор: Мальцева Оксана Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ детский сад № 30 Населённый пункт: Минусинск,Красноярский край. Наименование материала: статья Тема: Формирование основ патриотизма у детей младшего дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Формирование основ патриотизма у детей младшего дошкольного возраста.
Любовь к родному краю, родной культуре ,
родной речи начинается с малого – любви
к своей семье, к своему жилищу, к своему
детскому саду. Д.С. Лихачев.
Окружающий нас мир постоянно изменяется, меняемся мы, становятся
другими наши дети. Размываются ориентиры, рушатся незыблимые прежде
категории, происходит естественная переоценка ценностей или замещение
их другими. Поэтому в условиях нестабильности современного мира очень
важно принять меры по усвоению детьми нравственных общечеловеческих
ценностей. А так как развитие духовно – нравственных ценностей
невозможно без искренней привязанности к своей семье, чувства
сопричастности к культуре своего народа, осознанной любви к большой и
малой родине, то появилась необходимость работы, направленной на
формирование основ патриотического воспитания у дошкольников.
Сегодня в сфере дошкольного образования существует множество
вариативных программ, в которых представлено в разных объемах
патриотическое воспитание. Но патриотическое воспитание – это еще и
региональный компонент. Так появилась необходимость создания такой
системы патриотического воспитания, которая бы отражала историческую
преемственность поколений, бережное сохранение, распространение и
развитие культурного наследия жителей юга Красноярского края.
Выстраивая систему патриотического воспитания в детском саду, мы
основывались на следующих принципах:
- принцип последовательности;
- принцип занимательности;
-принцип личностно – ориентированного общения;
-принцип тематического планирования.
В соответствии с принципами система работы по патриотическому
воспитанию может быть представлена следующим образом.
СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД - РОДНОЙ ГОРОД - РОДНАЯ СТРАНА.
Подачу изучаемого материала лучше всего разбить на тематические блоки.
1 блок «Вместе дружная семья». Включает в себя знакомство с семьей,
членами семьи, предками, родословной, осознание своего места в семье.
2 блок «Мы – разные». Здесь дети знакомятся с детским садом, взрослыми,
сверстниками, играми, игрушками, историей и традициями детского сада.
3 блок «Моя малая родина». Знакомство начинается с улицы, по которой
проживает ребенок, с памятными местами, лучшим людьми города,
природой родного края.
4 блок «Широка страна моя родная».Дети знакомятся с историей государства,
главным городом – столицей Москвой, символикой государства.
Каждый блок включает в себя как специально организованные занятия,
так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной
литературы, дидактические игры, проекты.
Наш опыт показал, что формирование патриотических чувств проходит
эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей.
Позиция родителей является основой патриотического воспитания ребенка.
Работая над проблемой воспитания основ гражданственности и
патриотизма, мы убедились, что эта работа дает положительные результаты.
Помогает детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми,
формирует умение понять другого человека, принять его таким какой он есть,
жить в согласии с собой и своей совестью, развивает чувство собственного
достоинства. Это свидетельствует о необходимости продолжения работы,
направленной на решение всего комплекса проблем патриотического
воспитания и об актуальности этой работы.
Хочется верить, что имея прочный фундамент духовно – нравственного
воспитания, детям легче будет адаптироваться и к школе и к жизни.