Инновации на уроках искусства в условиях реализации ФГОС второго поколения
Автор: Королева Ольга Викторовна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ гимназия №7 Населённый пункт: город Хабаровск Наименование материала: статья Тема: Инновации на уроках искусства в условиях реализации ФГОС второго поколения Раздел: дополнительное образование
Инновации на уроках искусства в условиях реализации ФГОС второго поколения
Интеграционные процессы, происходящие в нашем обществе, переход на новейшие
технологии требуют более серьёзных изменений в образовании. Образовательные
стандарты второго поколения предусматривают новое содержание, требующее введения
новых форм и методов преподавания.
Для перехода образования в инновационный режим определяющим является
готовность учителя к инновациям. Степень готовности учителя к внедрению в практику
инновационных педагогических технологий зависит от многих факторов: 1. образование
учителя; 2. уровень его комплексной педагогической подготовки; 3. кругозор; 4.
методическая подготовленность, владение инновационными технологиями; 5. медиа-
оснащенность процесса обучения; 6. трансформация собственного опыта в авторскую
методическую систему.
Что же такое инновации? Это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое
направлено на повышение качества образования.
Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного
педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с
целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой
педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических
новшеств, направленных на повышение качества образования.
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать
сформированность необходимых для этой деятельности
личностных
(большая
работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий
эмоциональный статус, готовность к творчеству) и
специальных качеств (знание новых
технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение
анализировать и выявлять причины недостатков).
С одной стороны, мы легко перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе:
содержание, технологии, методики, подходы, которые, действительно, являются инновационными
в современных условиях. С другой стороны, доказать (обосновать), а тем более описать
(представить) свою инновационную деятельность вряд ли под силу каждому из нас. Поскольку
инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании
которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение
которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики,
формы представления опыта.
Инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно
ориентированные.
В основе
методико-ориентированных инновационных процессов
лежат реализации той или
иной образовательной технологии и методики, например:
- применение современных информационных технологий;
- применение принципа интеграции содержания образования;
- развивающее обучение;
- дифференцированное обучение;
- проектное обучение;
- проблемное обучение;
- программированное обучение;
- модульное обучение.
Содержание учебного процесса на уроках искусства нацелено на формирование
потребности к полноценному художественному общению с произведениями различных
видов искусств: музыки, литературы (сказки, загадки, поэзия) ИЗО, экранного искусства
(видео); на расширение как общего кругозора, развитие эмоционально-образного
мышления в опоре на чувства и интеллект, формирование художественного вкуса и
оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.
Сейчас многие педагоги сталкиваются с тем, что традиционные формы и методы
организации учебно-воспитательного процесса не отвечают требованиям сегодняшнего
времени, поэтому на уроках музыки можно использовать современные методы:
- метод сравнительного анализа;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод перспективы и ретроспективы;
- проблемно - поисковый метод и другие…
Атмосфера творчества на уроках искусства - условие формирования духовной культуры
школьников.
С первых дней работы учителя нередко встаёт проблема: как создать такую атмосферу, что бы
каждый урок превратился в радостные и счастливые мгновения для ребёнка, что бы жизнь
школьника на каждом уроке была живой и интересной, полной смысла и переживаний, поисков и
находок.