Напоминание

ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ ДОШКОЛЬНИКОВ 5 – 7 ЛЕТ


Автор: Ярославцева Елена Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №120
Населённый пункт: г.Братск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ ДОШКОЛЬНИКОВ 5 – 7 ЛЕТ
Раздел: дошкольное образование





Назад





ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ ДОШКОЛЬНИКОВ 5 – 7 ЛЕТ

Ярославцева Елена Сергеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 115» МО города Братска Негативная экология нашего региона, низкий социально-экономический уровень жизни снизил защитно-приспособительные возможности организма взрослых и детей. Уже несколько лет подряд официальные медицинские инстанции утверждают, что здоровых детей практически нет. Это касается нашего города Братска, включенного в список сорока четырёх Российских городов с высокой степенью экологической загрязненностью. Научно доказано, что в период дошкольного и раннего школьного возраста, основная масса детей приобретают хронические заболевания. В первую очередь, это относится к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, нервно-психическим расстройствам. Поэтому главной задачей своей работы в дошкольном учреждении считаю укрепление и сохранение физического здоровья дошкольников. Комплексная образовательная программа нашего учреждения – «Детство», разработанная авторским коллективом В.Логиновой, Т. Бабаевой Н., Ноткиной и др., г. Санкт-Петербург. Базовыми задачами являются укрепление физического и психологического здоровья ребёнка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры дошкольников, валеологическое просвещение, которое в свою очередь становиться важным компонентом личностной культуры и социальной защищённости детей. Реализуя данную программу по разделу: «Растём здоровыми, крепкими, жизнерадостными», дополнительно использую парциальную программу Э. И. Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников». Проведя первичную диагностику, выявила, что дети очень любят играть в подвижные игры, но при выполнении основных движений детям не хватает быстроты, ловкости, равновесия, глазомера, гибкости, силы, выносливости. Провела анализ используемых методов обучения на физкультурных занятиях в детском саду и пришла к выводу, что необходимо изменить подход к проведению организованной деятельности, акцентируя работу на развитие всех физических качеств равных долях: ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, силы, выносливости. В процессе обучения, убедилась в том, что при выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции – быстрота; при беге на длинную дистанцию - выносливость, а при прыжках в длину и высоту с разбега – сила в сочетании с быстротой. Возникает вопрос: какие подобрать упражнения, чтобы в полном
объёме развивались все физические качества в соответствии с возрастом дошкольников? Ответ пришел из практики: научить дошкольников владеть мячом к выпуску детей в школу. Не раз убеждалась в том, что игры и упражнения с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребёнка. Упражнения с мячами различного веса и объёма развивают все физические качества и увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук, что особенно важно для шестилетнего ребёнка, готовящегося к обучению в школе. Анализ методической литературы позволил прийти к выводу, что, рекомендаций по комплексной методике развития физических качеств не имеют достаточного экспериментального обоснования. Идеи авторов сводятся к регламентированному освоению отдельных физических качеств, навыков и недостаточно упоминают при этом о воспитании нравственно-волевых качеств, которые необходимы для данной деятельности. Не выделены формы и методы организации двигательной деятельности, на которых идёт более эффективное и комплексное развитие физических качеств. Следовательно, возникла необходимость в изучении данной проблемы и разработке практических материалов. Достижение основной цели подразумевает решение нескольких задач: • Подбор специальных игр и упражнений, направленных на овладение старшими дошкольниками техникой игры с мячом и их апробирование. • Создание условий для повышения двигательной активности в организационной деятельности. • Развитие нравственно-волевых качеств дошкольника (целеустремлённости, выдержке и коммуникабельности). Сегодня результатом моей работы является разработанная и внедренная в практику работы программа, которая включает в себя систему игр и упражнений с мячом, направленных на комплексное развития всех физических качеств старших дошкольников на основе функциональных возможностей детей. Программа включает в себя два этапа: 1 этап: Обучение детей 5 года жизни игровым действиям с мячом (отбивание баскетбольного мяча от пола) из положения, сидя на скамье. При этом упражнения варьируются по степени сложности:  отбивание мяча двумя руками (сидя на краю скамьи);  отбивание мяча попеременно правой и левой рукой;  отбивание мяча правой рукой, левая - за спиной (и наоборот);  отбивание мяча двумя руками, голову держать прямо, глаза не следят за мячом;  отбивание мяча, попеременно меняя руки, глаза не следят за мячом;  отбивание мяча правой рукой, левая - за спиной (и наоборот), глаза не следят за мячом;  отбивание мяча двумя руками сидя на скамье (скамья между ног), с правой стороны, на сигнал менять сторону.
Одним из основных условий данных упражнений является: правильная посадка: на краю скамьи, ровная, прямая спина. Основная задача первого этапа: научить детей отбивать мяч от пола, не прижимая рук к туловищу, широко раскрыв пальцы кистей рук и отбивание мяча от пола бесшумное. Для поддержания интереса детей в игре с мячом использую упражнения с разными мячами: малыми, большими, баскетбольными, мидицинтболлами. Использую следующие упражнения: - ходьба боком по скамье приставным шагом с толканием мяча в пол и ловлей мяча после отскока двумя руками не наклоняясь и не сгибая коленей, спина прямая; - отбивание мяча от стены разными способами (от груди, снизу, из-за головы) и ловлей его после отскока от стены двумя руками, не прижимая к груди; - толчок мяча в пол одной рукой и ловлей его после отскока от пола, другой рукой не прижимая его к груди, стараясь удержать мяч на раскрытой ладони; - наклонившись вперёд прокатывание мяча между ногами то правой, то левой рукой, меняя по сигналу направление и темп прокатывания; - подбрасывание мяча вверх и ловля его после хлопка не прижимая к груди двумя руками или одной и т д. Провожу подвижные игры с мячом: «Вызов по имени», «Сделай фигуру», «У кого меньше мячей», «Гонка за мячом», «Подвижная цель», «Мяч водящему». Из практики своей работы можно говорить о том, что если проводить регулярные занятия с детьми 5-ти лет, два раза в неделю (секционную работу), чередуя упражнения и игры, то 100% детей овладевают техникой отбивания баскетбольного мяча от пола, сидя и стоя. На 2 этапе я обучаю детей 7 года жизни элементарной игре в баскетбол, в доступной для них форме. Занятия провожу в следующей последовательности: - разминка (лёгкий продолжительный бег, или разные виды бега (захлёстывающий, боковой галоп, бег с подскоками и т. д.), или полоса препятствий с прыжками, выпрыгиванием вверх или перепрыгиванием через предметы; упражнения на разогрев суставов кистей рук, пальцев, ступней ног (Сжимать и разжимать пальцы, разводя их как можно шире; сжать пальцы к кулак и выполнять круговые движения кистями вправо и влево; сгибать и разгибать кисти рук – вверх-вниз, пальцы прямые; сжимать поочерёдно пальцы в кулак, начиная с мизинца, затем разжимать, начиная с большого и т. д.) - основная часть (подводящие игры и упражнения с мячом для спортивной игры в баскетбол) Перебрасывание мяча с руки на руку по высокой траектории; вращение вокруг туловища не прижимая мяча; подбрасывание мяча вверх присесть коснуться руками пола, выпрямиться поймать мяч; поднять лежащий мяч одной кистью; отбивание двух мячей двумя руками одновременно; отбивание мяча от пола одной рукой и одновременно прокатывание другого мяча второй рукой; отбивание мяча одной рукой и одновременно поднять второй мяч другой рукой и
ввести его в игру; передача мяча в парах разными способами стоя на месте и в движении (боковой галоп) и т. д. -заключительная часть (подвижные игры, подводящие к игре в баскетбол) «Займи свободный кружок», «Успей поймать», «Ведение мяча парами», «Ловец с мячом», «Метко в корзину», «Мяч капитану», «Игра на пасы», «Пасы плюс баскетбольное кольцо», «Баскетбол». Обязательным условием для обучения детей игре в баскетбол является создание развивающей среды. Из своей практики могу уверенно сказать, что если в спортивном зале учреждения только 2 баскетбольных кольца и 8-10 баскетбольных мячей, то о хороших навыках владения элементарной игре в баскетбол не может быть и речи. Для плотности и отработки специальных упражнений необходимо 4 и более баскетбольных колец и не менее 2х баскетбольных мячей на ребёнка. На подгруппу 20 – 30 мячей. Только при созданных условиях можно говорить об обучении игре в баскетбол. Ключевым моментом в обучении старших дошкольников игре в баскетбол является профессиональная компетентность инструктора по физической культуре, который должен не только знать правила игры, но и владеть приемами тренерской работы. Ведущей формой по привитию любви к спорту и вовлечения родителей в спортивную жизнь ребёнка является организация показов спортивной секции «Школа мяча», которые создают массу неизгладимых впечатлений и положительных эмоций для детей и родителей. Подобная форма работы позволяет инструктору продемонстрировать результаты своей работы по физическому воспитанию, а родителям отследить спортивные достижения своих детей и установить тесные контакты с дошкольным учреждением. Список литературы: 1. Адашкявичене, Э.Й. «Баскетбол для дошкольников» М.: Просвещение, 1983. – 79с, ил. 2. Волошина, Л. Н., В.Т. Курилова «Игры с элементами спорта» М.: Издательство «Гном и Д», 2004. – 112с. 3. А. В. Хухлаева Д.В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М., Просвещение 1980 4. «Программа развития и воспитания в детском саду» В. И. Логинова, Т.И. Бабаева и другие, Санкт – Петербург «Детство» - ПРЕСС 2002




В раздел образования