Автор: Ярославцева Елена Сергеевна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №120 Населённый пункт: г.Братск, Иркутская область Наименование материала: Статья Тема: ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ ДОШКОЛЬНИКОВ 5 – 7 ЛЕТ Раздел: дошкольное образование
Ярославцева Елена Сергеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 115»
МО города Братска
Негативная
экология нашего региона, низкий социально-экономический
уровень жизни снизил защитно-приспособительные
возможности организма
взрослых
и
детей.
Уже
несколько
лет
подряд
официальные
медицинские
инстанции
утверждают,
что
здоровых
детей
практически
нет.
Это
касается
нашего
города
Братска,
включенного
в
список
сорока
четырёх
Российских
городов с высокой степенью экологической загрязненностью.
Научно
доказано,
что
в
период
дошкольного
и
раннего
школьного
возраста, основная масса детей
приобретают
хронические заболевания. В
первую очередь, это относится к заболеваниям опорно-двигательного аппарата,
желудочно-кишечного
тракта,
дыхательной
системы,
нервно-психическим
расстройствам.
Поэтому
главной
задачей
своей
работы
в
дошкольном
учреждении
считаю
укрепление
и
сохранение
физического
здоровья
дошкольников.
Комплексная образовательная программа нашего учреждения – «Детство»,
разработанная авторским коллективом В.Логиновой, Т. Бабаевой Н., Ноткиной и
др., г. Санкт-Петербург. Базовыми задачами являются укрепление физического и
психологического
здоровья
ребёнка,
формирование
основ
двигательной
и
гигиенической культуры дошкольников, валеологическое просвещение, которое в
свою
очередь
становиться
важным
компонентом
личностной
культуры
и
социальной защищённости детей. Реализуя данную программу по
разделу:
«Растём здоровыми, крепкими, жизнерадостными», дополнительно использую
парциальную программу Э. И. Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников».
Проведя первичную диагностику, выявила, что дети очень любят играть в
подвижные игры, но при выполнении
основных движений
детям не хватает
быстроты, ловкости, равновесия, глазомера, гибкости, силы, выносливости.
Провела
анализ
используемых
методов
обучения
на
физкультурных
занятиях в детском саду и пришла к выводу, что необходимо изменить подход к
проведению организованной деятельности, акцентируя работу на развитие всех
физических
качеств равных долях: ловкости, быстроты, глазомера, гибкости,
равновесия, силы, выносливости.
В процессе обучения, убедилась в том,
что при выполнении
любого
упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но
преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при
беге на короткие дистанции – быстрота; при беге на длинную дистанцию -
выносливость, а при прыжках в длину и высоту с разбега – сила в сочетании с
быстротой. Возникает вопрос: какие подобрать упражнения, чтобы в полном
объёме
развивались
все
физические
качества
в
соответствии
с
возрастом
дошкольников?
Ответ
пришел
из
практики:
научить
дошкольников
владеть
мячом
к
выпуску детей в школу. Не раз убеждалась в том, что игры и упражнения с мячом
при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют
на
физическое
развитие
и
работоспособность
ребёнка.
Упражнения
с
мячами
различного веса и объёма развивают все физические качества и увеличивают
подвижность
суставов
пальцев
и
кистей
рук,
что
особенно
важно
для
шестилетнего ребёнка, готовящегося к обучению в школе.
Анализ
методической
литературы
позволил
прийти
к
выводу,
что,
рекомендаций по комплексной методике развития физических качеств не имеют
достаточного
экспериментального
обоснования.
Идеи
авторов
сводятся
к
регламентированному
освоению
отдельных
физических
качеств,
навыков
и
недостаточно упоминают при этом о воспитании нравственно-волевых качеств,
которые необходимы для данной деятельности. Не выделены формы и методы
организации двигательной деятельности, на которых идёт более эффективное и
комплексное
развитие
физических
качеств.
Следовательно,
возникла
необходимость
в
изучении
данной
проблемы
и
разработке
практических
материалов.
Достижение основной цели подразумевает решение нескольких задач:
•
Подбор специальных игр и упражнений, направленных на овладение
старшими дошкольниками техникой игры с мячом и их апробирование.
•
Создание
условий
для
повышения
двигательной
активности
в
организационной деятельности.
• Развитие нравственно-волевых качеств дошкольника
(целеустремлённости, выдержке и коммуникабельности).
Сегодня результатом моей работы является разработанная и внедренная в
практику работы программа, которая включает в себя систему игр и упражнений
с мячом, направленных на комплексное развития всех физических качеств
старших дошкольников на основе функциональных возможностей детей.
Программа включает в себя два этапа:
1
этап:
Обучение
детей
5
года
жизни
игровым
действиям
с
мячом
(отбивание баскетбольного
мяча от пола) из положения, сидя на скамье. При
этом упражнения варьируются по степени сложности:
отбивание мяча двумя руками (сидя на краю скамьи);
отбивание мяча попеременно правой и левой рукой;
отбивание мяча правой рукой, левая - за спиной (и наоборот);
отбивание мяча двумя руками, голову держать прямо, глаза не следят
за мячом;
отбивание мяча, попеременно меняя руки, глаза не следят за мячом;
отбивание мяча правой рукой, левая - за спиной (и наоборот), глаза
не следят за мячом;
отбивание мяча двумя руками сидя на скамье (скамья между ног), с
правой стороны, на сигнал менять сторону.
Одним из основных условий данных упражнений является: правильная
посадка: на краю скамьи, ровная, прямая спина. Основная задача первого этапа:
научить детей отбивать мяч от пола, не прижимая рук к туловищу, широко
раскрыв пальцы кистей рук и отбивание мяча от пола бесшумное.
Для поддержания интереса детей в игре с мячом использую упражнения с
разными мячами: малыми, большими, баскетбольными, мидицинтболлами.
Использую следующие упражнения:
- ходьба боком по скамье приставным шагом с толканием мяча в пол и
ловлей мяча после отскока
двумя руками не наклоняясь и не сгибая коленей,
спина прямая;
- отбивание мяча от стены разными способами (от груди, снизу, из-за
головы) и ловлей его после отскока от стены двумя руками, не прижимая к груди;
- толчок мяча в пол одной рукой и ловлей его после отскока от пола, другой
рукой не прижимая его к груди, стараясь удержать мяч на раскрытой ладони;
- наклонившись вперёд прокатывание мяча между ногами то правой, то
левой рукой, меняя по сигналу направление и темп прокатывания;
- подбрасывание мяча вверх и ловля его после хлопка не прижимая к груди
двумя руками или одной и т д.
Провожу подвижные игры с мячом:
«Вызов по имени», «Сделай фигуру», «У кого меньше мячей», «Гонка за
мячом», «Подвижная цель», «Мяч водящему».
Из практики своей работы можно говорить о том, что если проводить
регулярные занятия с детьми 5-ти лет, два раза в неделю (секционную работу),
чередуя упражнения и игры, то 100% детей овладевают
техникой
отбивания
баскетбольного мяча от пола, сидя и стоя.
На 2 этапе я обучаю детей 7 года жизни элементарной игре в баскетбол, в
доступной для них форме.
Занятия провожу в следующей последовательности:
-
разминка
(лёгкий
продолжительный
бег,
или
разные
виды
бега
(захлёстывающий,
боковой
галоп,
бег
с
подскоками
и
т.
д.),
или
полоса
препятствий с прыжками, выпрыгиванием вверх или перепрыгиванием через
предметы; упражнения на разогрев суставов кистей рук, пальцев, ступней ног
(Сжимать и разжимать пальцы, разводя их как можно шире; сжать пальцы к кулак
и выполнять круговые движения кистями вправо и влево; сгибать и разгибать
кисти рук – вверх-вниз, пальцы прямые; сжимать поочерёдно пальцы в кулак,
начиная с мизинца, затем разжимать, начиная с большого и т. д.)
- основная часть (подводящие игры и упражнения с мячом для спортивной
игры в баскетбол)
Перебрасывание мяча с руки на руку по высокой траектории; вращение
вокруг
туловища
не
прижимая
мяча;
подбрасывание
мяча
вверх
присесть
коснуться руками пола, выпрямиться поймать мяч; поднять лежащий мяч одной
кистью; отбивание двух мячей двумя руками одновременно; отбивание мяча от
пола одной рукой и одновременно прокатывание другого мяча второй рукой;
отбивание мяча одной рукой и одновременно поднять второй мяч другой рукой и
ввести его в игру; передача мяча в парах разными способами стоя на месте и в
движении (боковой галоп) и т. д.
-заключительная часть (подвижные игры, подводящие к игре в баскетбол)
«Займи свободный кружок», «Успей поймать», «Ведение мяча парами»,
«Ловец с мячом», «Метко в корзину», «Мяч капитану», «Игра на пасы», «Пасы
плюс баскетбольное кольцо», «Баскетбол».
Обязательным условием для обучения детей игре в баскетбол является
создание развивающей среды. Из своей практики могу уверенно сказать, что если
в
спортивном
зале
учреждения
только
2
баскетбольных
кольца
и
8-10
баскетбольных мячей, то о хороших навыках владения элементарной игре
в
баскетбол
не
может
быть
и
речи.
Для
плотности
и
отработки
специальных
упражнений
необходимо
4
и
более
баскетбольных
колец
и
не
менее
2х
баскетбольных мячей на ребёнка. На подгруппу 20 – 30 мячей. Только при
созданных условиях можно говорить об обучении игре в баскетбол. Ключевым
моментом
в
обучении
старших
дошкольников
игре
в
баскетбол
является
профессиональная
компетентность
инструктора
по
физической
культуре,
который должен не только знать правила игры, но и владеть приемами тренерской
работы.
Ведущей формой по привитию любви к спорту и вовлечения родителей в
спортивную жизнь ребёнка является организация показов спортивной секции
«Школа
мяча»,
которые
создают
массу
неизгладимых
впечатлений
и
положительных
эмоций
для
детей
и
родителей.
Подобная
форма
работы
позволяет
инструктору
продемонстрировать
результаты
своей
работы
по
физическому воспитанию, а родителям отследить спортивные достижения своих
детей и установить тесные контакты с дошкольным учреждением.
Список литературы:
1.
Адашкявичене, Э.Й. «Баскетбол для дошкольников» М.: Просвещение,
1983. – 79с, ил.
2.
Волошина, Л. Н., В.Т. Курилова «Игры с элементами спорта» М.:
Издательство «Гном и Д», 2004. – 112с.
3.
А. В. Хухлаева Д.В. «Теория и методика физического воспитания детей
дошкольного возраста» М., Просвещение 1980
4.
«Программа развития и воспитания в детском саду» В. И. Логинова, Т.И.
Бабаева и другие, Санкт – Петербург «Детство» - ПРЕСС 2002