Работа с коллегами в педагогической мастерской "Социоигровая технология в образовательном процессе ДОУ"
Автор: Румянцева Татьяна Михайловна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 110" Населённый пункт: г.Братск, Иркутская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Работа с коллегами в педагогической мастерской "Социоигровая технология в образовательном процессе ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 110»
муниципального образования города Братска.
Работа с коллегами в педагогической мастерской
«Социоигровая технология в образовательном
процессе ДОУ»
Подготовила: Румянцева Т.М.
инструктор по физической культуре
высшей квалификационной категории
2016г.
Для введения приемов социоигровой педагогики в физкультурно-
оздоровительную работу необходимо проявить максимум фантазии,
смекалки, выдумки, воображения, оригинальных взглядов на вещи. То есть,
деятельность педагога должна быть творческой, только она несет
«нестандартный», «оригинальный», « не имеющий аналогов» результат в
познании принципиально новых материальных и духовных ценностей к
самореализации личности.
Приемы социоигровой педагогики на физкультурных занятиях дают
детям шанс порадоваться собственным навыкам, ловкости, находчивости,
сделать что-то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе
со всеми. Суть этих приемов в том, что они направлены на взаимодействие.
Каждый ребенок при этом на месте может оценить себя, научиться
справляться с неудачами и переживать успех. Как правило, у каждого ребенка
успешных случаев бывает больше, чем неудач. Действия, которые
предлагаются осуществить ребенку (справиться с проблемой, принять
практическое решение, достичь результата), повышают его способность
рисковать, демонстрировать выдержку, делать над собой усилие, стремиться
совершенствоваться. Удовлетворение, которое ребенок получает, когда
чувствует, что может выполнить задание или что-то делает хорошо,
становиться основой позитивного образа себя. Душевная радость тесно
связана с телесной, что в равной степени важно для нормального развития
ребенка.
В социоигровой педагогике используются такие атрибуты, как
«волшебная палочка», «волшебный микрофон». Использую их и я на
занятиях по физической культуре. Как я это применяю? Например, дети
заходят в физкультурный зал, строятся в шеренгу или по кругу, а я с
«волшебным микрофоном». Говорю детям: «Спорт – это красота» и передаю
микрофон ребенку, который далее передает ее из рук в руки. Дети называют
свои варианты значения этого слова. Становится понятно, что это и сила,
и здоровье, прежде всего, настойчивость, успехи, олимпийские игры и т. д.
Вариантов ответов много. Времени на это уходит минимум, а детям так
нравится, у них хорошее настроение, положительные эмоции.
- Давайте поиграем,- обращаюсь я к детям, используя социоигровые приемы
в ходе занятия. Например, для объединения в малые группы при закреплении
основных движений я буду называть различные варианты, а вы добавляйте
свои, - обращаюсь к детям. – Сегодня объединяются, - начинаю
проговаривать, - мальчики с мальчиками, а девочки с девочками. Дети
добавляют: объединиться возможно по цвету одежды , тогда у кого в одежде
больше красного берут скакалки, а все остальные отрабатывают ведение
мяча. Можно предложить вариант объединения по номерам 1, 2, 3. Иногда я
предлагаю по возрасту: кому исполнилось 7лет – это одна команда, а 6 – это
другая.
Использую эти приемы и в играх. К примеру, дети с длинными
волосами играют в игру «Мышеловка», а дети, у которых стрижки в игру
Охотник и зайцы». Опять же, варианты объединения можно спросить у детей.
Дети заряжают нас творческой жизненной энергией и помогают добиться
хороших результатов.
Чтобы занятия с применением социоигровых приемов были
разнообразны, интересны детям, могли развивать у них образ «Я» и чувство
компетентности, соблюдаю следующие принципы:
- каждый ребенок индивидуален – о нем помнят, он в центре внимания и
может почувствовать себя успешным.
- Благодаря тому, что предлагаемые задания выполняются разными
способами, дети могут реализоваться в соответствии со своим
возможностями.
- Ошибки и недостатки при выполнении заданий становятся источниками,
как нового опыта, так и по большему счету, веселья и удовольствия.
- Задания построены таким образом, что все участники включаются в
активное социальное взаимодействие, сотрудничают между собой и
оказывают друг другу помощь.
- Ни один ребенок не исключается из игры.
Сейчас я предлагаю вам поиграть в интересные игры с использованием
социоигровых приемов. Понадобится ваше творчество. Я – инструктор по
физической культуре, вы - дети. Игра называется «Ветер, дождь и гром».
Выберите себе модель объединения в компании (выслушать предложения
коллег). К примеру, по цвету волос. Итак, блондинки – педагоги, будут
изображать ветер, брюнетки – дождь, шатенки – гром. «Ветер» - трем ладонь
о ладонь, «Дождь» - мягко стучим ладонями по коленям, «Гром» -
попеременно стучим ногами. Каждое действие выполняется попеременно, в
течение секунд 30.Заканчиваем, перевернув последовательность, чтобы
погода успокоилась. Положите руки на колени, закройте глаза, представьте
радугу(15секунд), а теперь откройте глаза, улыбнитесь. Я вам аплодирую.
Необходимо движения выполнять одновременно. При этом необходимо
чувствовать локоть друга.