Напоминание

Практикум по кукловождению


Автор: Пожидаева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №13 "Василек"
Населённый пункт: г. Балашиха, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Практикум по кукловождению
Раздел: дошкольное образование





Назад





Практикум по кукловождению

Цель.
Развитие театрализованной деятельности детей в рамках кукольного театра. Совершенствование навыков кукловождения у педагогов.
Оборудование
: различные театральные куклы (настольные, напольные, верховые), компьютер, видеопрезентация театральных кукол, текстовый материал для инсценировок, музыкальные зарисовки для подготовки рук к кукловождению.
Содержание практикума

1. Приветствие куклы-Бабушки
(кукла «Би-ба-бо» на руке у ведущего): - Здравствуйте, дорогие мои! Как много вас собралось! А чего хотите-то? На кукол посмотреть? Себя показать? Ну что ж давайте посмотрим, что я умею, а что вы!
2. Вступление ведущего
- Сегодня мы с вами собрались вместе для того, чтобы вспомнить какие виды кукол существуют, используются в детском саду, а также обсудить особенности кукловождения и подготовки руки к этому весьма нелегкому занятию, как для взрослых, так и для детей.
3. Ведущий практикума
- Итак, давайте рассмотрим на таблицу игры в кукольный театр (используется таблица на мониторе компютера)
Игры в кукольном театре

Театрализованная

деятельность
Настольный театр Стендовый театр Верховые куклы Театр на руке Напольные куклы Театр живой куклы Праздники Развлечения
Краткое описание особенностей всех разновидностей кукол, с частичным показом непосредственно кукол, и просмотром видеопрезентации.
4. Подготовка руки к кукловождению
Всем участникам практикума раздаются куклы «Би-ба-бо»
Ведущий:
- Перчаточная кукла — одна из самых известных «актеров» среди других видов театральных кукол. Чтобы заставить куклу шевелиться, «работать», актер двигает пальцами и кистью руки. - У перчаточной куклы есть одна важная с точки зрения педагогики особенность: из-за того, что она надевается на руку, ребенок словно срастается с ней, ощущает куклу своей частью. Из всех видов театральных кукол она наиболее близка ребенку, но открывает возможность для перевоплощения в персонажа. Кроме того, перчаточная кукла заставляет интенсивно работать пальцы, что очень важно для развития речи. - Основное положение руки с надетой на нее перчаточной куклой - это рука поднята вверх и слегка полусогнута в локте. Большой, указательный и средний пальцы выпрямлены и широко расставлены в разные стороны, мизинец и безымянный палец поджаты в кулак. Указательный палец управляет головой, большой и средний пальцы управляют ручками куклы. То есть во время движения задействованы три пальца кисти, а также сама кисть и вся рука. - Имитация движения куклы по поверхности осуществляется за счет движений всей рукой.
Ведущий практикума:
- Занятия по кукловождению с детьми проходят без использования ширмы. Во- первых, ширма препятствует общению педагога с детьми. Во-вторых, не п о з в о л я е т д е т я м к о н т р о л и р о в а т ь п о л о ж е н и е к у к л ы . В-третьих, не дает им менять положение тела. Даже для взрослых кукольников-профессионалов вождение перчаточных кукол над ширмой — психологически утомительная и физически сложная задача. На начальной стадии занятий детям такие перегрузки ни к чему. - Зато в каждое занятие включаются упражнения на тренировку мускулатуры руки. Кукловождение действительно стимулирует развитие пальцев. Но существует и обратная связь: ребенок со слабо развитой рукой и п л о х о й м о т о р и к о й н е с м о ж е т у п р а в л я т ь к у к л о й . - Упражнения на укрепление мышц руки занимают 7–10 минут от общей
продолжительности занятия. Кроме традиционной пальчиковой гимнастики, позволяющей размять кисть, в нее нужно включать упражнения на двигательную импровизацию и создание пластических образов с помощью пальцев и кисти. Одному из участников практикума предлагается провести любую пальчиковую гимнастику. Ведущий предлагает участникам практикума выполнить различные движения кистью и пальцами под музыку (руки - лягушки, руки – летящие осенние листочки, руки – топорики и т.д.) Каждому педагогу выдается теннисный шарик. Сначала шарик кладут на полусжатую ладонь, и предлагают каждому пальчику этой руки «поздороваться» с шариком — дотянуться до него. Затем шарик катают между ладонями, по столу каждой рукой по очереди. После этого шарик предлагается спрятать в ладони, прятать поочередно то в левом, то в правом кулаке. Педагоги пробуют выполнить упражнения под музыку.
5. Общие правила кукловождения
(Е.А.Антипова) Вместе с ведущим участники практикума выполняют работу куклой, соблюдая названные правила. 1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3/4 своей высоты. 2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу. 3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки. 4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше. 5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения. Если у куклы нет ног, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы. 6. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.
7. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук. 8. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова. 9. Характер актера передается кукле.
6. Кукольные инсценировки
Участникам практикума раздается текстовый материал, который инсценируется с помощью любых имеющихся театральных кукол по выбору. 7. Прощание куклы-бабушки: - Ну вот, и на меня посмотрели, и себя показали! Молодцы! Спасибо за внимание, дорогие мои, до скорых встреч в театре!
Литература
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003. 2. Караманенко Т. Кукольный театр в детском саду.-М.-Учпедгиз, 1960. 3. Козюренко Ю. Музыкальное оформление спектакля. – М., 1979. 4. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого.-М.: Владос, 2004.


В раздел образования