Мастер - класс "Сказки - шумелки, как эффективный способ развития слухового внимания дошкольников"
Автор: Остахова Наталья Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ №72 комбинированного вида Населённый пункт: Одинцово Наименование материала: Конспект Тема: Мастер - класс "Сказки - шумелки, как эффективный способ развития слухового внимания дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Сказки для музицирования, развития слуха, внимания, речи.
Для детей от 2 до 6 лет.
Сказки-шумелки с красивой музыкой, выразительные детскими голосами и
забавным шумовым оформлением обеспечат весёлые и эффективные развивающие
занятия с малышами в семье и дошкольных учреждениях.
Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными
способами,
с
различной
громкостью
и
оттенками
обучает
детей
способам
и
приемам
игры
на
различных
шумовых
инструментах,
а
также
способствует
развитию творческой фантазии.
В процессе занятий развивается слух детей - они различают даже небольшие
оттенки звучания; слуховая память - дети учатся внимательно слушать и быстро
реагировать на отдельные слова сказок.
Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент –
это
способствует
развитию
терпения,
выдержки,
умения
управлять
своим
поведением.
Дети
учатся
слушать
других,
уступать,
делиться,
сопереживать
–
что
способствует развитию навыков общения и взаимодействия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Перед началом разучивания сказки-шумелки рекомендуем показать детям эту
сказку в виде кукольного спектакля
2. Обратите внимание – в некоторых играх мы используем сочетание озвучивания
(игра на музыкальных инструментах) и «театрализации» (имитационные жесты)
3. Заранее подготовьте инструменты, которые вам понадобятся для озвучивания
сказки. Если в детском учреждении или дома нет необходимых
музыкальных
инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
4.
Заранее
проверьте
звуч ание
ударных
инструментов,
найдите
необходимый звуковой эффект (приём
игры).
5 .
П е р е д
з а н я т и е м
р а з д а й т е
инструменты с учётом возможностей
малышей.
В
начале
работы
над
озвучиванием
сказок
инструменты
у
детей
должны
быть
одинаковые.
Проверить их звучание дети должны
до начала сказки.
6.
Инструмент
должен
отзвучать
прежде, чем Вы продолжите сказку.
Поэтому учите детей брать инструменты в руки только для игры, а затем –
откладывать («инструменту нужно отдохнуть»)
7. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в
то же время быть готовым
поддержать
незапланированное
вступление
ребёнка,
поддержать его творческие проявления.
8. Учите детей бережному обращению с
инструментами. После занятий положите
вместе с детьми инструменты на место.
9. Рекомендуем для проведения сказок-
шумелок
использовать
специальное
«сказочное
одеяло».
В
центр
одеяла
выкладываем музыкальные инструменты.
1.Лиса и рыба
Вёз как-то дед на санях мешок рыбы.
Лошадка бежит, копытами стучит,(1)
Колокольчиком звенит (2)
Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался:
«Вот будет моей старухе воротник на шубу!»
Бросил он лису в сани, (3)
А сам пошёл впереди. (4)
Лошадка бежит, копытами стучит (5)
Колокольчиком звенит (6)
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке (7)
Выбросила всю рыбку и сама убежала (8)
Вам понадобятся: деревянные ложки (кубики, карандаши), колокольчик (связка
ключей), тамбурин (барабан или большая коробка), пакет, ксилофон (тёрка и
ложечка).
1, 5 – стучим ложками или кубиками/карандашами по столу (цокот копыт)
2, 6 – звеним колокольчиком или связкой ключей
3 – стучим по барабану, тамбурину, коробке
4 – шуршим пакетом (снег скрипит)
7 – проводим палочкой по ксилофону или ложечкой по тёрке (глиссандо)
8 – барабаним пальцами по тамбурину, барабану или коробке
2. Трусливый заяц.
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (1)
Испугался заяц - и бежать. (2)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (3)
Бросился заяц бежать. (4)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. (5)
Побежал заяц из леса к речке. (6)
А на берегу речки лягушки сидели. (7)
Увидели они зайца – и прыг в воду. (8)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.
(9)
Вам понадобятся: кастаньеты на ручке, пакет, деревянные ложки, рубель,
металлофон
1 – шуршим пакетом
2, 4, 6 – быстро встряхиваем кастаньеты («заяц бежит»)
3 – стучим ложками
5 – шлёпаем руками по ногам
7 – проводим палочкой по рубелю
8 – проводим палочкой по металлофону
9 – медленно ударяем кастаньетами по ладони («смелый заяц») или используем
барабан.
Список литературы:
1.
О.Н.Арсеневская., Система музыкально – оздоровительной работы в
детском саду. Учитель, 2011г.
2.
М.Ю. Картушина., Конспекты логоритмических занятий с детьми.
ТЦ Сфера, 2010.
3.
Методика Екатерины и Сергея Железновых.