Автор: Гаврилькова Любовь Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МОБУ Тумаковская СОШ Населённый пункт: Красноярский край, Ирбейский район, с. Тумаково. Наименование материала: статья Тема: Метод кейс-стади - метод обучения действием Раздел: полное образование
Метод кейс-стади – метод обучения действием.
Гаврилькова Любовь Николаевна, учитель истории и обществознания.
МОБУ Тумаковская СОШ, Красноярский край, Ирбейский район, С
Тумаково, ул. Школьная 14.
В современном российском образовании происходит поворот от
традиционной субъект-объектной парадигмы к субъект-субъектному
интерактивному взаимодействию обучающихся, учителя и обучающихся в
процессе обучения. Инновационные педагогические технологии строятся на
компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущую
профессиональную деятельность. Классно-урочная система в традиционной
педагогике соответствовала вертикали передачи информации – от учителя к
ученику. В настоящее время вопрос ставится иначе: ради какой конечной
цели ведется образовательный процесс и как взаимосвязаны новые методики
и технологии и понятие «компетентность»? Современные технологии - это
методы оптимизации самой учебной деятельности или освоения умений и
навыков для успешного решения жизненных и профессиональных проблем
вне школы? Современным школьникам предстоит решать проблему
реализации школьных знаний в профессии. Каким будет мир? Какие знания,
умения и навыки понадобятся и будут востребованы? Что будет важнее,
устаревшие знания или универсальные способы и алгоритмы эффективного
использования знаний, коммуникативной, познавательной, исследовательской
проектной или иной деятельности? Мы живем в постиндустриальную
(информационную) эпоху. А это время требует наличия у человека на выходе
из сферы образования умений жить в обществе, работать в команде,
создавать рабочее место, разрабатывать (открывать, изобретать) «ноу-хау»,
успешно внедрять его или продавать. Ведущими компонентами становятся
способность произвести авторсий интеллектуальный продукт, умение
запатентовать его, разработать эффективную технологию материализации в
конкурентноспособный рыночный товар. Именно поэтому так важно
переориентировать обучение с целей учебных на освоение способов
достижения результатов за пределами учебного процесса. В этом и состоит
ключевое понимание компетентностного подхода в образовании.
Компетентность – это умения , навыки и способности в действии реализовать
осваиваемые знания для успешного решения проблем в профессиональной
деятельности или в жизненных ситуациях.
Компетентностный подход базируется на методах обучения в виде
алгоритмов выбора эффективного пути, набора средств и пошаговых
действий. Цель как планируемый результат служит приобретению
постучебных способностей, навыков и умений. Инструментом освоения и
преобразования учебных знаний в способы профильной продуктивной
деятельности, а затем в конкретный набор определенных профессиональных
компетентностей служит педагогическая технология. Нас, учителей,
1
понятие «педагогическая технология» интересует прежде всего перечнем
проектируемых результатов обучения, инструментария и средств их
достижения согласно представленному алгоритму. Описание технологии
включает в себя совокупность целей – как достижимый результат – и
поэтапные задачи в виде хронологически регламентированных,
инструментально и информационно обеспеченных действий и приемов
деятельности учащихся и учителя. Одной из наиболее интересных и
эффективных современных образовательных технологий является технология
кейсов (кейс - метод).
Кризис, в который вступило образование к концу XX столетия, состоит в
принципиальной невозможности обучать школьников прежними методами.
Знаний стало так много, а будущие для ученика профессиональные навыки
стали крайне многообразными и сложными. Знания в полном объеме
невозможно передать. А компетентности на необходимом уровне невозможно
сформировать традиционными средствами. Поэтому в передовых
образовательных системах разработаны способы постклассической
педагогики и методики, и одним из них является метод ситуативного
обучения. Данная педтехнология в корне интерактивна, так как изначально
вводит обучаемых в процесс субъект-субъектных отношений «по
горизонтали», дает возможность им проявлять активность, инициативу,
самостоятельность в согласовании с мнениями товарищей, оставляя каждому
право на собственное мнение. Но самое важное заключается в том, что
деятельность на уроке направлена на пределы учебного пространства,
выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области
знаний, формирует интерес и профильную мотивацию. Здесь, как и в
истинных инновационных технологиях, учебные знания и учебный процесс
в целом не самоцель, а инструмент для включения ученика в
компетентностое обучение.
Для учителя кейс-технология достаточно проблематична. Она
заставляет не только глубоко освоить внешние стороны кейса в его
использовании на уроке, но и вникнуть в особую философию мышления и
деятельности. Здесь центральное место будет занимать процесс развития
умений в использовании, а затем и разработке проблемно-аналитических
кейсов сначала самим учителем, а затем и его учениками.
Таким образом, в обобщенном виде концептуальными для
педагогической кейс-технологии являются следующие положения:
- метод предназначен для получения знаний, истина которых неоднозначна и
часто спорна, а задача обучения ориентирована на решение проблемной
ситуации;
- акцент образования переносится с овладения готовым знанием на его
выработку в сотрудничестве с другими учащимися и учителем в процессе
обсуждения проблемы;
- результатом применения метода ситуационного обучения являются не
только знания, но и будущие профессиональные навыки.
2
Кейс-метод опирается на следующие дидактические принципы;
- индивидуального подхода к каждому ученику, к возможностям и
потребностям всего классного коллектива с учетом стиля обучения в команде;
- максимального погружения обучаемых в интерактивные способы учебной
деятельности;
- обеспечения учащихся достаточным количеством текстов и иных
материалов, которые касаются задач и технологий работы с кейсом;
- формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы с
информацией;
- акцентирования внимания на развитии потребности, мотивации в учебе,
способности к самоанализу, самооценке развития.
Кейс-метод является одновременно методом организации учебного
процесса, методом дискуссий – с точки зрения стимулирования и мотивации
учебного процесса, а также методом практического контроля и самоконтроля.
Он считается наглядно-проблемным, наглядно-практическим и наглядно-
эвристическим методом, поскольку в нем даются наглядная характеристика
практической проблемы и демонстрация поиска способов ее решения.
Наконец, по критерию практичности он представляет собой чаще всего
практически-проблемный метод. В него входят моделирование, системный
анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, метод описания,
классификации, игровые методы – все они выполняют в кейс-технологии
свою роль.
Метод,
интегрированный в
кейс-метод
Характеристика его роли в кейс-методе
моделирование
Построение модели ситуации
Системный анализ
Системное представление и анализ ситуации
Мыслительный
эксперимент
Способ получения знания о ситуации посредством
ее мыслительного преобразования
Методы описания
Создание описания ситуации
Проблемный метод
Представление проблемы, лежащей в основе
ситуации
Метод классификации
Создание упорядоченных перечней свойств,
сторон, соответствующих ситуации
Игровые методы
Представление вариантов поведения
3
«Мозговая атака»
Генерирование идей относительно ситуации
дискуссия
Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее
разрешения
Использование ситуационного подхода в обучении позволяет уменьшить
разрыв между теорией и практикой, а также позволяет учащимся освоить
умения и навыки, развить способности:
- анализировать и оценивать ситуацию;
- выбирать и организовывать основные термины и понятия, информацию;
- правильно формулировать вопросы;
- выявлять, анализировать и формулировать проблему;
- определять противоречия, проблемы, прямые и косвенные причины;
- прогнозировать пути развития ситуации;
- взаимодействовать с другими ситуативными процессами;
- четко формулировать и высказывать свою позицию;
- разрешать проблемы, принимать решения в условиях неопределенности;
- уметь критиковать и конструктивно реагировать на критику;
- уметь взаимодействовать в условиях командной работы и межличностной
коммуникации.
Кейс-технологии помогают:
- понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения;
- выработать уверенность в себе и своих силах, отстаивать свою позицию и
оценивать позицию оппонента;
- сформировать устойчивые навыки проектирования своей деятельности и
рационального поведения в жизненных ситуациях.
Обучающийся в условиях командного взаимодействия должен изучить
данную проблемную ситуацию, сделать развернутый анализ и принять
решение, ведущее к успешному результату. В процессе работы в рамках
данной педагогической технологии ученик развивает умения логически
мыслить и рассуждать.
Кейс представляет собой и определенную ролевую систему. Под ролью
понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим
определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе
приводит к превращению кейс-метода в его крайнюю ролевую форму –
игровой метод обучения, сочетающий в себе игру с тонкой технологией
интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в
кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия,
эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа
разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического
действия представляется эффективным средством формирования
профессиональных качеств обучаемых.
Деятельность учителя при использовании кейс-метода включает две
фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по
4
созданию кейса и вопросов для его анализа: научно-исследовательская,
методическая и конструирующая деятельность. Чтобы эффективно провести
занятие, необходимо подготовить методическое обеспечение для
самостоятельной работы учащихся и для занятия в целом.
Во второй фазе, на уроке, учитель выступает со вступительным и
заключительным словом, организует малые группы и дискуссию,
поддерживает деловой настрой ученического коллектива, оценивает вклад
учащихся в анализ ситуации. Анализ кейса и поиск эффективной формы
представления этого анализа в аудитории представляет собой наиболее
серьезную фазу обучения. Она предусматривает выявление фактов и
определения частей проблемы, а также их соотношения.
При подготовке к уроку учитель исходит из степени целесообразности
использования кейс-технологии и целеполагания при формировании
компетентностей. Уровни целеполагания по Б.С. Блуму: знание – понимание
– применение – анализ – синтез – оценка.
На этапе формирования знаний и понимания основная работа идет на
основе лекции, рассказа, беседы учителя, интерактивной работы с
информацией и т.д. Однако и здесь мы можем применить информационный
кейс-текст с включением употребляемых терминов и понятий, формул и
правил - как на уроке, так и для самостоятельной работы учащихся.
На этапе применения возможны множественные варианты описания
реальных жизненных, предметно-профессиональных и иных аналогичных
ситуаций, в которых необходимо на основе ранее полученных знаний решить
конкретную проблему.
Уровень анализа и синтеза наиболее применим к включению в обучение
ситуативных проблемно-исследовательских кейсов. В центре данных
ситуаций могут быть экологические , природно-климатические , социально-
экономические, исторические, технико-технологические и иные проблемы.
При изучении общественных дисциплин можно применять кейсы историко-
событийного, социологического, политологического, биографического
характера. Кейс-метод развивает коммуникативные навыки учащихся, учит
их четко выражать свои мысли, при этом учитель выступает в роли ведущего,
генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего
дискуссию. Крайне важно, чтобы учащиеся логично, доказательно,
аргументировано выражали свое мнение, чтобы в классе поддерживался
высокий эмоциональный настрой, творческое отношение к предмету
дискуссии, подчеркивалась ценность самооценки и оценки товарища.
Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации
тренирует учащихся, учит их соблюдению норм и правил общения. Однако
при этом возрастает нагрузка учителя, т.к. он должен быть достаточно
эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не
допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции
одновременно.
При организации дискуссии по материалу проблемного кейса основными
5
являются предметные знания, умения и навыки учащихся и навыки учителя в
организации дискуссий. Задавая вопросы, учитель обращает внимание
учеников на конкретную информацию в тексте кейса, инициирует их ответы.
Во время дискуссии учитель контролирует ее направление, добиваясь участия
каждого ученика, а завершить дискуссию он может анализом найденного
учениками решения.
Список литературы:
1.
Буравой М. Углубление case-stady: между позитивизмом и постмодернизмом //
Рубеж. 1997. № 10-11.
2.
Деркач А.М. Кейс-метод в обучении // Специалист. 2010. № 4 . с. 22-23.
3.
Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования мотодом кейс-
стади / под ред. Прозументовой Г.Н. томск, 2003.
4.
Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса (начало) // Маркетинг.
1999. № 5. С. 113-120.
5.
Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса (продолжение) //
Маркетинг. 1999. № 6. С. 117-123.
6.
Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности /\ Химия в школе.
2008. № 4. С. 13-17.
7.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе
образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е
изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.
8.
Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации //
Информатика и образование. 2005. -№ 4,С.13-18.
9.
Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы
«Алгоритмы» // Информатика и образование. 2009. -№ 11,С.25-28.
6