Напоминание

Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы


Автор: Гаврилькова Любовь Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОБУ Тумаковская СОШ
Населённый пункт: Красноярский край, Ирбейский район, с. Тумаково.
Наименование материала: статья
Тема: Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Раздел: полное образование





Назад





«Реализация компетентностного подхода в курсе истории и

обществознания через интерактивные формы работы»
Гаврилькова Любовь Николаевна учитель истории и обществознания МОУ Тумаковская СОШ, с. Тумаково, Ирбейский район. Ведущей идеей моей педагогической деятельности является целенаправленная работа по формированию ключевых компетенций учащихся на уроках истории и обществознания. Из общего числа компетенций я выделила наиболее значимые: - личностное самоопределение – знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, собственных возможностях, способностях, психических качествах, ценностях, целях и идеалах; - коммуникативная компетентность – получение, использование и передача информации в процессе взаимодействия; - социально-трудовая компетентность - способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда; - общекультурная компетенция – обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. Развитие компетенций основывается на главных целях общего образования, на основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки деятельности в современном обществе. Как помочь школьнику стать компетентным? На мой взгляд, этого можно добиться, применяя интерактивные технологии в образовательном процессе. Именно они направлены на развитие мыслительной деятельности и коммуникативности школьника. Учитель же выступает в роли режиссера и партнера. А формирование ключевых компетенций возможно лишь в опыте собственной деятельности. Учитель обязан так выстроить образовательную среду, чтобы у школьника была возможность оказываться в ситуациях, способствующих его становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личного знания. Исходя из вышесказанного, я сформулировала основную идею: процесс активизации учебно- познавательной деятельности на уроках истории и обществознания является основой формирования ключевых компетенций школьников. Мотивом для постановки педагогической проблемы стали результаты диагностики уровня сформированности учебно-познавательной деятельности у учащихся старшего звена основной и старшей школы (8-11кл) по истории и обществознанию и результатов ГИА по обществознанию за последние три года. Определив недостаточную мотивацию школьников по истории и обществознанию, которая не позволит повысить уровень качества по 1
обществознанию на ГИА, я убедилась, что у большинства школьников не сформированы основные компетентности, или находятся в первоначальной стадии их формирования. Проблема определена. Передо мной стояла задача найти такие формы работы, которые позволили бы активизировать мыслительную деятельность школьников, повысить мотивацию к учению. Особенностью организации урока в рамках личностно ориентированного обучения является то, что ребенок занимает активную познавательную позицию через постановку и решение проблемы. Исходя из собственного опыта, я пришла к выводу о том, что одним из условий формирования компетенций является использование интерактивных технологий. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимся, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого ученика, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого и свободного выбора личных решений . Из современных образовательных технологий в своей педагогической практике я использую проектный метод, исследовательский метод, информационно-коммуникативные технологии и метод проблемного обучения. Более подробно остановлюсь на проблемном методе обучения. Современному школьнику стало скучно на обычном уроке. И я как учитель ничего с этим поделать не могу, но понимаю, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение и ученику и учителю. Поэтому я решила менять свой подход к процессу обучения: использовать различные формы работы в рамках технологии проблемного обучения с и с п ол ь з о ва н и е м информационных технологий на уроках истории. Считаю, что проблемное обучение на уроках истории просто необходимо, так как оно формирует творческую личность, научает школьника мыслить, находить решение различных проблемных ситуаций, накапливать знания и анализировать. Кроме того, постоянная постановка перед школьником проблемных ситуаций приводит к тому, что он перестает «пасовать» перед проблемами, а наоборот старается их разрешить. А разрешая, приобретает уверенность в собственных силах, что в итоге в процессе социализации поможет ему избежать стрессов. Проблемное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы вызвать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятии, запоминание. Выдвижение проблемы в данном случае осуществляется с целью активизации мышления школьников в процессе восприятия нового материала ( 8 , с . 2 1 ) . На уроке я осознанно создаю ситуацию затруднения, в которой присутствует несоответствие между уже имеющимися знаниями и знаниями, которые необходимы для решения проблемы. Например: «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. 2
Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован», или «В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечество». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку». Что мне как учителю дает этот метод? Метод проблемного обучения, включающий в себя проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод, может прекрасно сочетаться с классическим объяснительно иллюстративным, репродуктивным методами обучения. Моя задача – сформулировать вопрос сложным настолько, чтобы он не только в ы з ы в а л з ат р уд н е н и е , н о и б ы л п о с и л ь н ы м д л я у ч е н и к а . Проблемные вопросы условно можно разделить на несколько типов: 1.Задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз, другие же заявляют, что И.В. Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся – доказать одну из точек зрения, причем можно по группам работать одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок. 2.Задачи на противоположные высказывания одного человека. Так, В.И. Ленин в 1919 г. резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 г. был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля. 3. Задачи на анализ факта, события. 4.З а д а ч и н а о ц е н к у д е я т е л ь н о с т и ко н к р е т н о й л и ч н о с т и . Для того, чтобы любую проблему учащиеся решали с интересом, стараюсь, чтобы каждый урок содержал информацию, которая вызовет удивление, изумление - то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие. При подготовке к уроку истории всегда продумываю возможность, способную превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к изучаемой теме. Стараюсь преподнести учебный материал так, чтобы у ученика возник вопрос «Как же так? Такого не может быть?». Приучаю школьников к проблемным вопросам постепенно, как правило начинаю с продуктивно-познавательных: кто, что, когда и т.д. И только затем: почему, докажите, подумайте и т.д. Моя задача – удержать их внимание в теме урока. Стоит отметить, что в разговор не боятся вступать учащиеся неактивные, неспособные или с плохой памятью. Используя проблемный метод, всегда учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в 3
данном классе. Делаю выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта ставлю проблемы одну задругой, в классе со слабой мотивацией объясняю материал сама и в конце провожу опрос проблемного характера. Применяя проблемный метод, поняла, что освоение его – дело продолжительного времени, важна система. Чтобы на моих уроках не скучали, я применяю современные подходы к процессу обучения. При проведении уроков я чаще всего использую постановку проблемы в начале урока. Я использую различные формы уроков: урок - учебная игра: «Умники и умницы»; «Счастливый случай»; урок – исторический суд: «Суд современности над Петром I»; урок – дискуссия: «Петр I: Тиран или реформатор»; урок – версия: «Властитель слабый и лукавый…» (почему не пошла перестройка у Александра I). Такие формы уроков больше всего подходят к урокам обобщения и требуют больших временных затрат, поэтому часто их проводить не получается (1-2 урока в год). Как педагогическая технология, игра интересна тем, что создает эмоциональный подъём, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. Любой игровой урок я стараюсь сделать результативным и держать в поле зрения всех учеников класса. Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющую школьника мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры активизируются даже самые неактивные учащиеся, а побеждает чаще не тот, кто больше знает, а тот, у кого развито воображение, кто умеет видеть, быстрее реагировать в игровой ситуации. На всех уроках изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Почему вы так думаете?», «Что бы сделали вы, если бы..?». Стараюсь объяснять новый материал на примерах из жизни. Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю школьников самим найти правильное решение проблемы. В младшем среднем звене довольно часто предлагаю написать сочинение от лица какого-нибудь исторического лица или участника того или иного исторического события. Учащиеся старшей школы готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – э с с е . Особое внимание уделяю традиционным приемам работы с текстом, каковыми являются план, таблица, из новых - кластер. Составление простого (информационного) плана формирует у школьников умение выделить в тексте главное, существенное, осознать исторический факт логически целостно и воспроизвести информацию максимально близко к тексту. Практикую и составление развернутого плана, который отличается более сложной структурой и научает школьников не только выделять и 4
формулировать основные идеи текста, но и находить в нем положения, раскрывающие, конкретизирующие и подтверждающие главные мысли текста. Проверяя работу, основное внимание обращаю на то, чтобы названия пунктов и подпунктов развернутого плана не дублировали друг друга, чтобы содержание плана не искажало информацию текста. С целью актуализировать уникальность и неповторимость исторических событий, исторических источников, практикую составление тезисного плана (простой или развернутый). Пример: тезисный план «Прожекты Избранной рады». 1 . С легкой руки Андрея Курбского новое правительство, состоявшее из узкого круга вельмож, получило название Избранной рады. 2. В 1549 году в Москве был созван Земский собор – совещательный орган при царе, представлявший высшее духовенство, бояр и служилых людей. 3. На следующий год «уложили» новый Судебник, большая часть статей которого посвящалась вопросам управления и суда. 4. Церковные соборы 1549 и 1551 годов утвердили единый пантеон православных святых, унифицировали обряды, осудили произвол монастырских игуменов и падение морали среди духовенства. 5. Впервые в Русском государстве создавались специализированные по отраслям органы центрального управления и приказы. После того, как школьники научаются составлять планы и сравнительные характеристики, ввожу в учебный процесс таблицы (конкретизирующие и сравнительные). Мне нравится работа по составлению таблиц. Это учит выделять главное в тексте, сравнивать, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно, например: «Повинности зависимых крестьян» (название и содержание). Особое внимание уделяю работе по заполнению сравнительных таблиц, ведь на сравнении исторических фактов строится экзаменационное задание в части С ЕГЭ. В условиях современного образования (разные источники, вариативные программы, открытый характер информации) на первый план выступает критическое мышление школьника как результат исторического образования (определять ложные стереотипы, отличать факт от предположения, уметь делать выводы). Решаю проблему формирования критического мышления школьников, применяя прием кластеров в старшей школе и старшем звене основной. Умения, которые развиваются в процессе работы с кластером также востребованы в экзаменационной работе в заданиях в части С ЕГЭ. Такие формы помогают учащимся последовательно и логически верно выстроить события и исторические процессы, потому что не каждый ребенок может самостоятельно уловить суть исторических явлений. Те учащиеся, которым трудно воспроизводить информацию устно, при ответе опираются на составленные планы и кластеры.
Практическая значимость применения интерактивных технологий:
- возможность индивидуализации процесса обучения через интерактивные формы; - возможность использования Интернет – ресурсов; 5
- создание презентаций; - выполнение социального заказа общества, ведь именно использование компьютера на уроке истории и обществознания позволяет готовить к жизни развитого человека, востребованную в обществе личность. 6


В раздел образования