Напоминание

"Патриотическое воспитание в ДОУ"


Автор: Рябичкина Надежда Петровна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: ГБОУ школа №1236 ДОУ №181
Населённый пункт: город Москва, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Патриотическое воспитание в ДОУ
Содержание статьи: 1. Почему патриотическое воспитание особенно актуально сегодня. 2. Понятие патриотизма 3. Задачи педагогов ДОУ в рамках патриотического воспитания детей. 4. Этапы работы. Воспитание патриотизма у детей всегда являлось одной из первостепенных и важных задач не только семьи, но и образовательного учреждения. В Советском Союзе ситуация в патриотическим воспитанием выглядела несколько проще - мы не только сами хвалили свою страну, но и постоянно слышали из средств массовой информации хвалебные гимны нашей Родине. Сегодня картина несколько иная - из тех же СМИ мы слышим и видим много негатива в адрес России. Правдивая ли это информация или происки стран Запада - несколько другая тема, однако подрастающее поколение, которое еще в силу возраста не способно объективно воспринимать и анализировать поступающую информацию, впитывает в себя негативный образ своей собственной страны. Именно поэтому на образовательные учреждения, в том числе, дошкольные, ложится колоссальная ответственность по формированию патриотического воспитания детей. Почему именно дошкольные образовательные учреждения играют большую роль в этом вопросе? Дело в том, что ДОУ являются начальным звеном системы образования, и на педагогов именно этих учреждений ложится большая ответственность, ведь они формируют первые представления ребят о себе, мире и других. Что же такое патриотизм? Это чувство любви и уважения к своей Родине, своей стране и народу, который в ней проживает. В рамках патриотизма предполагается любить свою страну не только в период ее восхождения на международном олимпе, в период ее могучести, мощи и силе, но также и в не самые лучшие ее времена - раздора, бедности, военных конфликтов, разногласий разных слоев общества и т.д. Поэтому в наше время патриотическому воспитанию придается такое большое значение. Чувство патриотизма не должно быть направлено на какой-либо один аспект жизнедеятельности ребенка. Оно должно быть комплексным и охватывать все аспекты жизни - образование, семья, окружающие, природа, Родина и т.д. Исходя из этого педагоги дошкольных образовательных учреждений ставят перед собой следующие задачи:  сформировать отзывчивое отношение ко всему живому, в том числе, окружающей природе и людям;  привить ребенку чувство привязанности и любви к своим близким, дому, детскому саду, городу и к своей стране в целом;
 вызвать и развить интерес к исконно русским традициям, знакомство детей с культурой страны и ее основными ценностями;  сформировать уважительного отношения к труду - как своему собственному, так и труду окружающих людей;  познакомить детей с символами государства - гимн РФ, флаг, герб;  сформировать элементарные знания о правах человека, гражданина Российской Федерации;  развить чувство уважения к другим народам, познакомить с укладом их жизни и основными традициями, научить терпимому отношению к миру и окружающим людям;  сформировать чувство гордости и ответственности за достижения своей страны. Все эти задачи должны решаться уже в дошкольном детском учреждении, а затем продолжать формироваться в школе. При этом семья также должна оставаться важнейшим источником формирования чувства патриотизма. Задачи по патриотическому воспитанию детей должны решаться во всех видах жизнедеятельности ребенка: в быту, труде, образовательной деятельности, взаимодействии педагогов и детей. Работа по формированию патриотизма у детей в ДОУ должна проходить поэтапно и реализовываться по следующим направлениям:
1. Методическое сопровождение.
В рамках данного направления в дошкольном образовательном учреждении устанавливаются стенды патриотической направленности, изготавливаются дидактические папки, подбирается художественная и методическая литература (из которой дети узнают о подвигах героев нашей страны). В зависимости от возрастной группы меняется только содержание литературы и стендов, но основные темы о патриотизме остаются неизменными.
2. Работа с детьми.
Здесь задача педагога состоит в следующем:  Отобрать объекты, впечатления от которых доступны детям (природа, традиции, ремесла и др.). Эпизоды должны быть яркими, привлекать внимание детей, поскольку только в этом случае можно говорить об эффективном запоминании информации, а значит и ее усвоении.
 Отобрать те понятия, которые способен усвоить ребенок дошкольного образовательного учреждения. Отбор должен осуществляться по критериям: назначение объекта, его близость к детскому саду или дому ребенка, удобство, частота посещения и т.д.  Основываться на примерах взрослых людей, которых хорошо знают дети. Ставить этих людей в пример.  Знакомить детей с объектами своего города, а также с другими городами.
3. Работа с родителями.
Взаимосвязь ребенка с его родителями и семьей - также один из важнейших аспектов патриотического воспитания. Данная работа очень кропотлива, однако при наличии терпения и постоянного труда можно добиться больших успехов. Что входит в это направление?  вовлечение родителей и детей в одно общее дело, например, участие в конкурсах, играх, спектаклях и других совместных проектах;  приобщение детей к совместному с родителями труду;  проведение экскурсий по микрорайону и городу;  изучение родословной семьи, что позволяет ребенку понять родственные связи и свое место в родословной.
4. Духовно-нравственное воспитание.
Основным источником познания народной души и мудрости являются православные праздники с их обрядами и традициями. Такие праздники являются средством выражения национального характера - «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица» и др. Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника, тем самым, познавая характер русского человека, его духовные ценности. Важно понимать, что патриотическое воспитание в ДОУ должно быть комплексным и многоступенчатым. Необходимо системно подходить к процессу, уделять внимание каждому аспекту. Только в этом случае можно быть уверенным в эффективности процесса патриотического воспитания детей.


В раздел образования