Автор: Рябичкина Надежда Петровна Должность: воспитатель 1 категории Учебное заведение: ГБОУ школа №1236 ДОУ №181 Населённый пункт: город Москва, Московская область Наименование материала: статья Тема: "Патриотическое воспитание в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание в ДОУ
Содержание статьи:
1.
Почему патриотическое воспитание особенно актуально сегодня.
2.
Понятие патриотизма
3.
Задачи педагогов ДОУ в рамках патриотического воспитания детей.
4.
Этапы работы.
Воспитание патриотизма у детей всегда являлось одной из первостепенных и важных
задач не только семьи, но и образовательного учреждения. В Советском Союзе ситуация в
патриотическим воспитанием выглядела несколько проще - мы не только сами хвалили
свою страну, но и постоянно слышали из средств массовой информации хвалебные гимны
нашей Родине. Сегодня картина несколько иная - из тех же СМИ мы слышим и видим
много негатива в адрес России. Правдивая ли это информация или происки стран Запада -
несколько другая тема, однако подрастающее поколение, которое еще в силу возраста не
способно
объективно
воспринимать
и
анализировать
поступающую
информацию,
впитывает
в
себя
негативный
образ
своей
собственной
страны.
Именно
поэтому
на
образовательные
учреждения,
в
том
числе,
дошкольные,
ложится
колоссальная
ответственность по формированию патриотического воспитания детей.
Почему именно дошкольные образовательные учреждения играют большую роль в этом
вопросе? Дело в том, что ДОУ являются начальным звеном системы образования, и на
педагогов
именно
этих
учреждений
ложится
большая
ответственность,
ведь
они
формируют первые представления ребят о себе, мире и других.
Что же такое патриотизм? Это чувство любви и уважения к своей Родине, своей стране и
народу, который в ней проживает. В рамках патриотизма предполагается любить свою
страну не только в период ее восхождения на международном олимпе, в период ее
могучести, мощи и силе, но также и в не самые лучшие ее времена - раздора, бедности,
военных конфликтов, разногласий разных слоев общества и т.д. Поэтому в наше время
патриотическому воспитанию придается такое большое значение.
Чувство
патриотизма
не
должно
быть
направлено
на
какой-либо
один
аспект
жизнедеятельности ребенка. Оно должно быть комплексным и охватывать все аспекты
жизни
-
образование,
семья,
окружающие,
природа,
Родина
и
т.д.
Исходя
из
этого
педагоги
дошкольных
образовательных
учреждений
ставят
перед
собой
следующие
задачи:
сформировать отзывчивое отношение ко всему живому, в том числе, окружающей
природе и людям;
привить ребенку чувство привязанности и любви к своим близким, дому, детскому
саду, городу и к своей стране в целом;
вызвать и развить интерес к исконно русским традициям, знакомство детей с
культурой страны и ее основными ценностями;
сформировать уважительного отношения к труду - как своему собственному, так и
труду окружающих людей;
познакомить детей с символами государства - гимн РФ, флаг, герб;
сформировать элементарные знания о правах человека, гражданина Российской
Федерации;
развить чувство уважения к другим народам, познакомить с укладом их жизни и
основными традициями, научить терпимому отношению к миру и окружающим
людям;
сформировать чувство гордости и ответственности за достижения своей страны.
Все
эти
задачи
должны
решаться
уже
в
дошкольном
детском
учреждении,
а
затем
продолжать
формироваться
в
школе.
При
этом
семья
также
должна
оставаться
важнейшим источником формирования чувства патриотизма.
Задачи
по
патриотическому
воспитанию
детей
должны
решаться
во
всех
видах
жизнедеятельности
ребенка:
в
быту,
труде,
образовательной
деятельности,
взаимодействии педагогов и детей.
Работа по формированию патриотизма у детей в ДОУ должна проходить поэтапно и
реализовываться по следующим направлениям:
1. Методическое сопровождение.
В
рамках
данного
направления
в
дошкольном
образовательном
учреждении
устанавливаются
стенды
патриотической
направленности,
изготавливаются
дидактические
папки,
подбирается
художественная
и
методическая
литература
(из
которой дети узнают о подвигах героев нашей страны). В зависимости от возрастной
группы
меняется
только
содержание
литературы
и
стендов,
но
основные
темы
о
патриотизме остаются неизменными.
2. Работа с детьми.
Здесь задача педагога состоит в следующем:
Отобрать объекты, впечатления от которых доступны детям (природа, традиции,
ремесла
и
др.).
Эпизоды
должны
быть
яркими,
привлекать
внимание
детей,
поскольку только в этом случае можно говорить об эффективном запоминании
информации, а значит и ее усвоении.
Отобрать
те
понятия,
которые
способен
усвоить
ребенок
дошкольного
образовательного
учреждения.
Отбор
должен
осуществляться
по
критериям:
назначение объекта, его близость к детскому саду или дому ребенка, удобство,
частота посещения и т.д.
Основываться на примерах взрослых людей, которых хорошо знают дети. Ставить
этих людей в пример.
Знакомить детей с объектами своего города, а также с другими городами.
3. Работа с родителями.
Взаимосвязь ребенка с его родителями и семьей - также один из важнейших аспектов
патриотического
воспитания.
Данная
работа
очень
кропотлива,
однако
при
наличии
терпения
и
постоянного
труда
можно
добиться
больших
успехов.
Что
входит
в
это
направление?
вовлечение родителей и детей в одно общее дело, например, участие в конкурсах,
играх, спектаклях и других совместных проектах;
приобщение детей к совместному с родителями труду;
проведение экскурсий по микрорайону и городу;
изучение родословной семьи, что позволяет ребенку понять родственные связи и
свое место в родословной.
4. Духовно-нравственное воспитание.
Основным
источником
познания
народной
души
и
мудрости
являются
православные
праздники с их обрядами и традициями. Такие праздники являются средством выражения
национального характера - «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Защитники Отечества»,
«Масленица» и др. Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного
праздника, тем самым, познавая характер русского человека, его духовные ценности.
Важно понимать, что патриотическое воспитание в ДОУ должно быть комплексным и
многоступенчатым.
Необходимо
системно
подходить
к
процессу,
уделять
внимание
каждому аспекту. Только в этом случае можно быть уверенным в эффективности процесса
патриотического воспитания детей.