Напоминание

Особенности работы на уроках русского языка в классах коррекционно-развивающего обучения


Автор: Сучкова Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 3 имени В.К.Сурина
Населённый пункт: г. Белорецк Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы на уроках русского языка в классах коррекционно-развивающего обучения
Раздел: начальное образование





Назад





Особенности работы на уроках русского языка

в классах коррекционно-развивающего обучения
“Язык - важнейшее средство общения между людьми. Усваивая родной язык, ребенок усваивает множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов. Родной язык становится для него "величайшим народным наставником, удивительным педагогом " (К.Д.Ушинский) Известно, что дети с ЗПР имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности. Важно отметить, что низкая познавательная активность детей с ЗПР создает значительные препятствия в ходе их обучения. Нарушения внимания, плохая память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию педагогической помощи школьникам с ЗПР. Теоретики и практики в области коррекционной педагогики: ученые, дефектологи, логопеды находятся в постоянном поиске новых путей и средств повышения познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями. Ведь оттого насколько ребенок заинтересован происходящим будет зависеть результат всей коррекционно-развивающей работы. Уроки русского языка призваны осуществлять развитие психической сферы младших школьников с ЗПР на новом, более высоком уровне. Прежде всего, он обеспечивается увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознанности и произвольности, что способствует углубленному осмыслению детьми учебного процесса. В рамках данной работы я использую на уроках русского языка такие приемы и формы деятельности, которые заинтересовывают детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами, наполняют ее игровыми моментами. Это в свою очередь возбуждает внимание детей, активизирует их психические процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления. На каждом уроке русского языка учащиеся выполняют задания, предусматривающие их непосредственное участие в организации минутки чистописания, словарно-орфографической работы, изучении нового материала и т.д. Прежде чем перейти к конкретному рассмотрению качественно нового уровня перераспределения деятельности между учителем и учащимися, отмечу одно принципиально важное обстоятельство: в течение учебного года задания, выполняемые учениками на каждом этапе урока, постепенно усложняются. Усложнение заданий сопровождается увеличением доли участия детей в организации учебной деятельности. Расскажу,об особенностях своей работы в классах КРО на отдельных структурных этапах урока русского языка.

Специфика проведения минутки чистописания.
Первая часть подготовительной фазы с точки зрения сложности выполняемых заданий может осуществляться в четырех вариантах, приходящих на смену друг другу в течение учебного года.
Вариант 1
предполагает нахождение буквы, предназначенный для написания, которая находится во всех предложенных словах
.
На доске написаны слова:
енот, сетка, ежиха, пенал
.
У
. – Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах, и может разделить их на две группы. Какая это буква? На какие две группы она может разделить данные слова?
Д
. – Сегодня мы будем писать букву «е». Она имеется во всех словах. Но в словах «сетка», «пенал» она обозначает звук (э) – это первая группа. В словах «енот», «ежиха» - два звука: (й), (э) – это вторая группа.
У
. – Определите последовательность букв в этом ряду:
ера, ерб, ерв, ер …

Д
. – Строчная «е», строчная «р» чередуется с идущими по порядку буквами алфавита.
У
. – Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
Вариант 2
предусматривает совмещение нахождения буквы, предназначенной для написания, с неполным фонетическим разбором. На доске написаны слова:
нос, лак, лен
.
У
. – Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный. Какая это буква? В каком слове она находится?
Д
. – Сегодня мы будем писать букву «л». Она находится в слове «лен», где она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук (л). Важно, чтобы учащиеся дали полный аргументированный ответ на два поставленных вопроса, не нарушая их последовательности. От урока к уроку задания этого варианта усложняются за счет увеличения в них количества исходных слов, что позволяет целенаправленно и стабильно развивать объем и распределение внимания, сосредоточенность, наблюдательность, аналитико- синтетическое мышление.
Вариант 3
(более сложный) предполагает совмещение поиска буквы с неполным фонетическим разбором и одновременным введением
дополнительных поисковых объектов, связанных с изученными темами русского языка. На доске написаны слова
лампа, ветка, отлетел
.
У.
– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?
Д
. – Сегодня мы будем писать букву «л». В корне глагола
«отлетел» (-

лет-)
она обозначает непарный звонкий мягкий согласный. Постепенно количество поисковых объектов увеличивается.
Вариант 4
обеспечивает необходимость самостоятельного формулирования и выполнения задания, предусматривающего определение буквы. Учитель ориентирует детей на запись на доске:
большой - маленький

сухой - ?

война - ?

глубокий - ?

старый - ?

твердый - ?

У.
– Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Д.
– К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, которые начинаются на букву
«м»
:
большой – маленький

старый – молодой

сухой – мокрый

война – мир

глубокий – мелкий

твердый - мягкий

Д
. – Значит, сегодня мы будем писать букву
«м».
Таким образом, минутка чистописания становится универсальной структурной частью урока. Во время ее проведения, наряду с
совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, происходит формирование важнейших качеств интеллекта, и все это на фоне увеличения роли учащихся в осуществлении учебного процесса.
Особенности проведения словарно-орфографической работы.
Поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике и повторением изученного учебного материала, осуществляемый на основе точных установок учителя. На доске учитель помещает следующее изображение:
У.
Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной фигуре, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?
Д.
– Это слово
«береза».
Этот прием, наряду с формированием лингвистических знаний и умений, обеспечивает увеличение объема и углубление сосредоточенности внимания, его оптимальное распределение, развитие оперативной памяти. При ознакомлении со словом
«береза»
рассуждение может быть следующим:
У.
– Дайте понятие слова
«береза».

Д.
– Береза – это дерево.
У.
– Но ель, сосна – тоже деревья. Чем они отличаются?
Д.
– Береза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.
У.
– Верно. Теперь правильно дайте понятие слову
«береза».

Д.
– Береза – это лиственное дерево.
У.
– Назовите его существенные признаки.
Д
.- У березы белая кора и листья в виде сердечка.
У
. – Что же обозначает слово
«береза»
?
Д
. – Береза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.
В процессе такого рассуждения у учащихся формируется понятийный аппарат. Они овладевают сложнейшими мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, усваивают типы и виды родовых отношений между понятиями. Существенным моментом в словарно-орфографической работе на данном этапе обучения является использование этимологических справок. Они даются учителем после формулирования лексического значения слова в виде небольшого сообщения. Этимологическая справка при изучении слова
«береза»
«Береза растет в России с незапамятных времен. От цвета коры получила она свое имя, которое означает «белый», «светлый». Береза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Ее изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева – русской березы». Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, позволяет комплексно подойти к ознакомлению с ним, увидеть слово с разных сторон. Особенности внимания и памяти детей в классах КРО не всегда позволяют в полной мере усвоить написание безударной гласной в корне слова непроверяемой ударением (словарные слова.) Поэтому я использую различные приемы, повышающие процент запоминания: 1. Ребусы: од (народ) р 2. Загадки, пословицы, поговорки: “Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова” Поср-дидв-раст-ит к-пна Спереди- вилы, сзади- м-тла 3. "Уярчение" орфограммы: дев чка, п мидор рона
На каждом уроке обязательно провожу словарную работу в разной форме: словарный диктант, запиши по памяти, найди в словаре, запиши слова на определённую тему, проверь соседа и т.д. Работу строю по всем видам словарей, это учит детей пользоваться при необходимости словарями, быстро их находить, расширяет словарный запас. Для обеспечения внимания детей к слову обязательно спрашиваю, какие слова им непонятны, предлагаю обращаться за разъяснением значения лексемы друг к другу. Такая целевая установка в работе со словом не только воспитывает внимание к тексту, но и закладывает основы коммуникативных навыков: учащиеся расспрашивают друг друга, дополняют неточный ответ одноклассника, не дожидаясь наводящего моего вопроса.
Специфика изучения нового материала
На изучение нового материала предпочтение отдается частично - поисковому методу. Однако, учитывая, что большая часть изучаемого материала сложнее и объемнее, чем в предыдущих классах, предусматривается работа, направленная на углубленное его осмысление, его когнитивную переработку и активное запоминание в процессе обобщения и формулирования вывода. В разных темах в зависимости от содержания учебного материала использую разные виды обобщения. Первый вид – обобщение учащимися изученного материала по заранее составленному учителем плану. Его пункты представляют собой ряд последовательных вопросов, отвечая на которые, учащиеся формулируют новое правило. Так при ознакомлении младших школьников с темой «Правописание непроизносимых согласных» может быть использован следующий план: Что такое стечение согласных? Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных? Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся? Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными? Второй вид – использование обобщающих таблиц со знакомым кодированием. Так же, как и план, они составляются заранее учителем и предъявляются учащимся после беседы-рассуждения, связанной с изучением нового. С помощью таблиц дети учатся логически рассуждать вслух, оперируя условными обозначениями и переводя их на языковой материал. При изучении темы «Правописание безударных гласных», «Правописание парных согласных» учащиеся формулируют вывод на основе такого типа таблицы (приложение) Степень осмысления изучаемого материала повышается, его запоминание усиливается при использовании третьего вида – самостоятельного составления учащимися обобщающих схем. Ученики приступают к
работе над ними после формулирования словесного вывода, когда материал в основном осознан, усвоен, обобщен, а его когнитивная переработка углубляет и систематизирует приобретенные знания. Эта деятельность может носить первоначально коллективный, далее групповой и индивидуальный характер. Например, при изучении темы «Род имен существительных» учащиеся могут составить схему такого типа: Род имен существительных ¬ При освоении материала повышенной трудности используется план и схема одновременно. Подобный подход позволяет в значительной степени повысить роль учащихся на самом сложном и ответственном этапе урока – изучении нового материала. Это в свою очередь позволяет значительно расширить роль учащихся в организации учебной деятельности и в определенном смысле вывести их мышление на уровень, предусматривающий использование отдельных логических операций.
Закрепление изученного материала.
Дальнейшее развитие вышеуказанных процессов осуществляется на этапе закрепления изученного материала, где широкое применение находят лексико-орфографические упражнения, призванные совершенствовать важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; формировать абстрактное мышление, развивать устойчивость и сосредоточенность внимания; развивать наблюдательность, сообразительность, оперативную и слуховую память, речь. Знания и умения по русскому языку учеников очень непрочные и без постоянного повторения быстро утрачиваются, они затрудняются в нахождении в тексте слова на изучаемое правило. Учитывая все эти факторы, напрашивается вывод, что одним из средств формирования навыка грамотного письма в коррекционных классахVIIвида могут быть
зрительные диктанты.
Методика проведения зрительных диктантов и тексты были разработаны профессором И.Т.Федоренко. ( разработал 18 наборов зрительных диктантов) При этом Федоренко подчеркивал одно условие проведения зрительных диктантов, которое должно выполняться неукоснительно :зрительные диктанты
должны писаться ежедневно
. мужской средний женский Оно, мое Она, моя Он, мой
Диктанты провожу ежедневно, с постоянным увеличением количества букв в предложении, с незначительным, но уменьшением количества времени открытой экспозиции предложения. Т.е., мне было важно, чтобы примерно за 10-12 секунд, учащиеся прочитали предложение, запомнили и записали его. Затем, проверили написанное, сверяясь с образцом, нашли ошибки и исправили. Если мы начинали писать 1 предложение, которое содержало всего 2 слова в 8 букв

«Тает снег», то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв «Мальчик подошел к окну и увидел стоящий дом». Это предложение учащиеся читают в течение 8 секунд, запоминают, затем, по памяти записывают. Более половины ребят писали диктанты с орфографическими ошибками. Так как, читая предложение, они запоминали его содержание, но не написание. И чем длиннее было предложение, тем больше ошибок было допущено. Причем, некоторые ребята при проверке даже не замечали орфографических ошибок и не исправляли их. Поэтому включаю в задания зрительного диктанта трудные случаи написания слов, требующие привлечения внимания к зрительному образу слова, его звуковому и буквенному составу. Это слова – с безударными гласными, со звонкими согласными в слабой позиции; с удвоенными согласными; с непроизносимыми согласными; с разделительным Ь; с разделительным Ъ; слова с предлогами.
Основные методы, которые я использую для формирования

познавательной активности учащихся в классах КРО.
Разнообразить учебный процесс, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, снять утомление, поднять настроение помогает использование на уроках различного занимательного материала. Формы занимательных упражнений могут быть различными: кроссворд, чайнворд, (которые печатаю отдельно на листочках – индивидуально), а также викторины, загадки, ребусы. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является
дидактическая игра.
Игра «Найди окончание» (найди потерянные окончания для этих пословиц), «Убери лишнее слово», «Кто больше придумает слов из данного слова?» - это самые любимые игры обучающихся. Талантливый педагог К. Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, и что самое ценное - стимулирует речь, обогащает словарный запас ребёнка.
Дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости и грамотности школьника, появляется интерес к русскому языку Хочется отметить, что особый интерес у учащихся вызывают игровые моменты. Очень любят играть в игру
«больницу».

учитель
- Главврач,
ученики
– Доктора,
каждая ошибка
– это Болезнь, которой заболело предложение. Надо «доктору» найти нужное «Лекарство» (правило) и «вылечить» предложение (исправить ошибку). В результате этих упражнений ребята стали видеть в предложении нужные орфограммы и проверять их. На своих уроках я очень часто отвожу время на письмо с «окошками».
Письмо с “дырками”
- не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты (зеленый), чтобы выделить трудную букву;
Комментированное письмо
Эффективным будет письмо с комментированием отгадок на орфограммы в загадках, так как детям это интересно. При письме также можно использовать следующий прием: отгадка сопровождается картинкой, на обратной стороне которой написано слово. После письма с комментированием идет самопроверка.
Письмо с проговаривание
Анализируя процесс письменной речи, Л. С. Выготский писал: "Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик". Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны как раз с процессом перевода внутренней речи в письменную. Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений – озвучить речь. Необходимо приучать детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся. Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка В практической работе используются следующие упражнения, способствующие формированию орфографической зоркости у младших школьников: исправь ошибки, восстановление деформированного текста или предложения, восстанови слово, ребусы, кроссворды, развивающие игры и упражнения. Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности (таблицы, схемы, алгоритмы, (дети с ОВЗ с удовольствием работают с ними), видеоуроки, презентации постоянно присутствуют в моей работе.
Индивидуальные задания.

В дополнение к упражнениям учебника можно рекомендовать ряд упражнений, которые могут быть использованы в индивидуальной работе. Данный вид работы также опирается на принцип от простого к более сложному и носят разноуровневый характер.
Работа с текстом
Особым направлением в системе комплексного развития младших школьников с 3ПР выступает работа с текстом. Используемые тексты должны носить воспитательно-познаваемый характер, что позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности ребёнка, совершенствовать его знания об окружающем мире. Как и в других направлениях, здесь важно реализовывать принцип постепенности и последовательности. Сначала учащиеся овладевают понятием «текст», его структурой, наиболее простыми типами: текст-повествование, текст-описание. У детей формируется умение различать известные им типы текста, подбирать к ним заглавия, определять их основную мысль, отличать текст от разрозненных предложений, составлять текст по опорным словам. Затем учащиеся совершенствуют умение работать с текстом-описанием и текстом- повествованием. Знакомятся с новыми типами: текстом-рассуждением, сравнительным описанием. Важным условием при работе с текстом является использование специальных заданий, которые призваны стимулировать мыслительную деятельность детей, формировать творческое воображение, образное мышление. От текста к тексту задания меняются, усложняясь и каждый раз обеспечивая новый поворот мысли ребенка, выработку какого-либо суждения, обобщения и прочее.
Примеры заданий для работы с текстом

Задание 1
. Прочитайте предложения, составьте из них зимнюю (осеннюю, весеннюю, летнюю) зарисовку; исключите предложения, которые не подходят по теме.
Задание 2
. Прочитайте строки из стихотворения. Составьте и напишите свой рассказ-миниатюру, используя слова с безударными гласными, употребляемые поэтом.
Задание 3
. Прочитайте части текста; расположите их в правильной последовательности.
Задание 4
. Прочитайте текст. Вставьте в него подходящие по смыслу пропущенные предложения.
Задание 5
. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Закончите текст подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

Задание 6
. Прочитайте текст. Найдите в нем недостатки. Исправьте их, используя слова для справок.
Задание 7
. Прочитайте текст. Определите его основную мысль и озаглавьте. Выберете подходящую к основной мысли текста пословицу и введите ее в текст.
Работа над ошибками
Одним из приемов повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. Я испробовала разные приемы исправления ошибок. А так как дети нуждаются в индивидуальном, дифференцированном подходе, у большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее зачеркиваю, у более сильных учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Моя цель – помочь ученику вдуматься в данную орфограмму (или слово) и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю и подписываю верный вариант. Я отмечаю группы ошибок, которые являются типичными в данном случае, над которыми надо поработать в классе коллективно. А дома обучающиеся работают над индивидуальными ошибками. В помощь служит «памятка». В этой «памятке» даётся алгоритм действий ребёнка: какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить данную орфограмму. Самостоятельная работа учащихся над ошибками должна проводиться только после обучения школьников. В «памятке» каждое правило имеет порядковый номер. Запоминать номера не следует. Они даются в помощь обучающимся для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в «памятке» нужную ему орфограмму. На первых порах, когда обучающиеся ещё затрудняются в определении орфограммы, учитель проверяя тетради, на полях ставит её порядковый номер. Очень скоро некоторые школьники будут легко ориентироваться в видах орфограмм. Каждому учителю, использующему «памятку», необходимо выбирать такие виды заданий, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать. И тогда систематическая и целенаправленная работа над ошибками будет служить развитию у детей орфографической зоркости, ответственному отношению к письму, стремлению оформлять свои мысли грамотно. На протяжении урока обязательно проводятся физкультминутки:тематические, для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с мелких мышц кисти, для глаз (по материалам офтальмолога В.Ф.Базарного - специальный комплекс из пяти простейших упражнений, получивший название «Физкультминутка для глаз»). Также использую гимнастику для развития речевого аппарата, дикции, мелкой моторики кисти рук.
Конечно, орфографически-грамотное письмо даётся детям в классах КРО очень трудно, и не всегда после проведённой работы можно увидеть результат. И всё-таки я считаю, что положительная динамика есть – дети работают с интересом, учатся анализировать, рассуждать. Главное для учителя в этой ситуации – найти приёмы, способы, способствующие формированию положительной мотивационной сферы обучения. Успех в труде – основа взаимопонимания между учителем и учащимся. Необходимо, чтобы ребёнок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого процесса учения.


В раздел образования