Напоминание

Этапы работы по развитию речи дошкольников


Автор: Тузова Диана Рустемовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад 221 компенсирующего вида" Московского района г.Казань
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Этапы работы по развитию речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 221 компенсирующего вида» Московского района г.Казань Сообщение на педагогическом совете «Этапы работы по развитию речи дошкольников»
Развитие четкой, грамотной и богатой речи, которая является залогом успешного обучения ребенка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми, имеет особое значение именно в дошкольном возрасте. Система развития речи ребенка включает в себя следующие компоненты: - работа над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим слухом; -формирование грамматического строя речи; -расширение словарного запаса; -развитие связной речи; -развитие мелкой моторики; -формирование навыков письма; -обучение чтению. Работа по развитию речи ведется во взаимосвязи по всем направлениям. Работа над звукопроизношением является основой первого раздела. В рамках этого раздела решаются следующие речевые задачи. Первая – воспитание слухового внимания – умение определять на слух то или иное звучание и его направление, способность воспринимать данный темп и ритм. Дети должны узнавать изменения голоса по высоте и тембру, а также правильно воспринимать ритмический рисунок слова в единстве с темпом речи. Вторая задача – формирование фонематического слуха – способности отличать одни звуки (фонемы) от других, а также близкие по звучанию слова , акустические различия твердых и мягких согласных, правильность произношения звуков, повышение и понижение голоса. Недостаточная сформированность слухового восприятия может быть причиной неправильного произношения звуков, слов и фраз. Научить ребенка слышать можно при помощи разнообразных игр. Например, «Отгадай , что звучит ?» (педагог воспроизводит за ширмой звук того или иного музыкального инструмента, а ребенок отгадывает что звучит), «Будь внимателен» (педагог шепотом просит выполнить задание) , «Угадай , кто кричит?» (педагог за 2 2
ширмой воспроизводит крик животного или птицы, а ребенок отгадывает кто это). Третья задача - развитие артикуляционного аппарата. от которого зависит внятность и чистота речи . Необходимо развивать: - подвижность языка; - подвижность губ; - умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков. Следующая задача – работа над речевым дыханием. Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленный вдох и выдох, тихо говорят. Затрудняются в произнесении длинных фраз, не договаривают слова, заканчивают фразу шепотом. Для работы над речевым дыханием необходимо: -вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох; -воспитывать умение правильно и рационально использовать речевой выдох (произносить небольшие фразы на одном выдохе). Также можно использовать такие упражнения, как «Ветряная мельница» (ребенок дует на маленькую мельницу или вертушку), «Буря в стакане» (ребенок дует в трубочку в стакане с водой), «Мыльные пузыри» (пускание мыльных пузырей с помощью трубочки). В рамках раздела педагогу необходимо проводить работу над воспитанием силы, высоты и тембра голоса в игровых упражнениях «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише», а также пение (тихо- громко). Еще одной задачей является формирование произношения всех звуков родного языка. Следующая важная задача- работа над дикцией. Нечеткая дикция часто наблюдается у детей с неустойчивым вниманием, легковозбудимых, неусидчивых. Педагог должен следить, чтобы его собственная речь соответствовала нормам орфоэпии русского литературного языка, и быть образцом для подражания. Дети должны слышать только грамотную речь взрослых. 3 3
Педагог также следит за формированием правильного темпа речи и интонационной выразительностью. Второй раздел по развитию речи детей – формирование грамматического строя речи. В период подготовки к обучению грамоте в детском саду дошкольники знакомятся со словами и предложениями. Они учатся составлять словосочетания, нераспространенные и распространенные предложения, членить предложения на слова, уточнять лексические значения слов, развивать умение слышать отдельные предложения в общем потоке речи . Обучение грамоте невозможно без словарной работы, поэтому третьим разделом является расширение словарного запаса. Словарную работу можно вести в следующих направлениях: - расширение словарного запаса на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений, - введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; - введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам. Четвертый раздел-формирование связной речи. Главная функция связной речи- коммуникативная, осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Диалогическая речь проявление коммуникативной функции языка. В ней чередуется речь и прослушивание речи собеседника. К особенностям монологической речи относятся развернутость и полнота высказываний. Использование обеих форм играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по данному направлению. Существует несколько видов работ по формированию связной речи. Первый- пересказ литературных произведений. Обучаясь пересказу , дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Второй вид работы –рассказывание по картине. Задача педагога – видеть не только то, что на ней изображено, но и то, что может оставаться «за кадром». 4 4
Описывая картину, дошкольники чаще всего называют мелкие предметы, не называя главного. Они не видят главных героев картины, не заостряют внимание на основном сюжете. Развивать связную речь можно и при помощи рассказов из опыта ребенка. Педагог внимательно слушает, при необходимости задает вопросы и поправляет, если ребенок неправильно использует те или иные обороты или согласовывает слова в предложении. Следующий способ формирования связной речи – творческий рассказ. Дошкольник должен самостоятельно продумать содержание рассказа, логически выстроить и преобразовать в соответствующую словесную форму. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Учитывая это, пятым разделом по развитию речи дошкольников является развитие мелкой моторики. Систематические упражнения наряду наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности мозга. Слабо развитые мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки приводит к тому, что дошкольник испытывает ряд трудностей. Чаще всего – ребенок не умеет правильно сидеть за столом.. Затем необходимо научить держать карандаш, раскрашивать рисунки , работать по трафарету. Следующий раздел - обучение чтению. На первом этапе важно заинтересовать ребенка. Лучше играть с буквами. Важно пробудить интерес к книге, не заставлять читать, а заинтересовать познавательным содержанием. Таким образом, развитие речи, предполагает постепенное и последовательное освоение ребенком разных её компонентов. Если ребенок уверен в своих силах, логически размышляет и рассуждает, используя четкую, красивую, грамматически правильно оформленную речь, ему легко идти дальше, узнавая с каждым днем все больше интересного и познавательного 5 5


В раздел образования