Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе


Автор: Валитова Регина Ильшатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7
Населённый пункт: Салават
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе
Раздел: начальное образование





Назад







Учитель начальных классов

Валитова Регина Ильшатовна

Семинар «Здоровьесберегающие

технологии в учебно-воспитательном

процессе»

"Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе"
В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся. Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: “Здоровье необходимо. Это базис счастья… Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю… Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.
. Укрепление здоровья
- это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным
Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Институт возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, которые можно разделить на две большие группы: а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения): экология; семья и микроклимат в ней; круг общения, вредные привычки; (слайд, см. презентацию) питание; здоровый образ жизни. б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении): организация учебного процесса, методика организации урока; организация и реализация воспитательного процесса; двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время; создание условий психологического комфорта; (слайд) организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении; организация питания; соблюдение санитарно-гигиенических норм. Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют: комплексно и системно; длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно). Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. Поэтому одной из
основных задач
администрации школы по проблеме здоровья является организация и контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются: организация уроков на основе принципов здоровьесбережения; использование на уроках здоровьесберегающих технологий. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и
предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.
Правило 1. Правильная организация урока
. Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главной целью учителя, должно быть, научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время. Учитель может добиться интереса разными способами: за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более доступным и привлекательным, за счет личностных качеств учителя. В-третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того, какое из них является доминирующим: левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению; правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение; равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий. На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: аудиальное восприятие; визуальное восприятие; кинестетическое восприятие. Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания. Этой работой должен заниматься психолог, но в нашей школе его нет, однако мы стремимся это учитывать.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице. (слайд) Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова: 5-25 минута – 80% 25-35 минута - 60-40% (слайд) 35-40 минута – 10% Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников. Утомление часто возникает в следующие периоды: начало учебного года и недели; возникает ежедневно к 3-4-му урокам; (слайд) сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня; окончание четверти, учебного года, недели. Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен учитель, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка. Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:
почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения; что? – отбор и структура содержания; как? – оптимальная организация учебного процесса; (слайд) с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения; кто? – реальный уровень квалификации учителя; так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения. Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно- воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся. Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся. В нашей школе многие педагоги используют здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы. Широкое распространение получила технология дифференцированного обучения, предполагающая выделение в классе трех групп учащихся в соответствии с их уровнем интеллектуального развития. Применяются тестовые задания разноуровневого характера. Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности. Технологический арсенал учителей биологии, географии, истории, иностранного языка и технологии пополнился работой по использованию проектной и исследовательской деятельности, которая позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость. Учителя начальных классов, истории, математики, физики, русского языка и литературы используют на своих уроках коллективные и групповые способы обучения, которые помогают всем учащимся занять активную позицию, чувствовать себя более раскрепощено.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать: 1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех; 5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут; 6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки); 7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; 8) позы учащихся, чередование поз; 9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения; 10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации; 11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.; 12) психологический климат на уроке; 13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; В конце урока следует обратить внимание на следующее: 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %; 15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; 16) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; - спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; - задержка учащихся в классе после звонка (на перемене). Большая работа в школе по укреплению здоровья обучающихся ведется и
во внеурочное

время
. Стали традиционными Дни здоровья, спортивные праздники «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья, работа многочисленных спортивных секций, соревновании между командами классов по футболу, волейболу, баскетболу. В школе работает во время летних каникул – оздоровительный лагерь. В целях совершенствования и координации учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся разработана комплексная программа «Здоровье». Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе: (слайд) проведение ежегодной диспансеризации обучающихся; учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы; обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и в 5 классах; нормализация учебной нагрузки учащихся; организация горячего питания; введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры; применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. . «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Типы технологий
§ Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) § Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия)
§ Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла) § Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.) Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
§ благоприятное социальное окружение; § духовно-нравственное благополучие; § оптимальный двигательный режим (культура движений); § закаливание организма; § рациональное питание; § личная гигиена; § отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); § положительные эмоции. Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье. В конце своего выступления еще раз хочется сказать, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.


В раздел образования