Автор: Туктарова Азалия Нажиповна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Янгантауский детский сад Населённый пункт: с. Янган-Тау, Башкортостан Наименование материала: Статья Тема: Детский сад и семья: новые грани взаимодействия Раздел: дошкольное образование
С е м ь я во все времена являлась и ныне является основным
институтом, который несет ответственность за развитие и воспитание
ребенка. Родители /законные представители/ обязаны заложить основы
физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребенка.(п.1 ст.44 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Проблема взаимодействия детского сада с семьей на сегодняшний день
остается актуальной, приобретая порой обостренный характер.
И
мы,
педагоги,
очень
часто
испытываем
большие
трудности
в
общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.
Анализ этой проблемы свидетельствует о необходимости нововведений
в сотрудничество с родителями. Исходя из этого мы разработали и внедрили
системы работы для активного включения родителей в жизнь детского сада.
Использовали
весь
педагогический
потенциал
традиционных
форм
взаимодействия
с
семьей
и
ввели
современные
формы
сотрудничества
с
родителями
в
соответствии
с
изменением
социально-политических
и
экономических условий развития нашей страны.
Планируя ту или иную форму работы, мы исходили из представлений о
современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению,
саморазвитию
и
сотрудничеству.
С
учётом
этого
выбирали
следующие
требования к формам взаимодействия: оригинальность, интерактивность и
востребованность (1).
В нашей работе в ДОУ мы используем разнообразные современные
формы
работы
с
родителями,
это,
например,
анкетирование
и
опрос,
информационные
стенды
и
мультимедиа,
нетрадиционные
родительские
собрания, совместные экскурсии и мастер-классы, дни открытых дверей,
творческие задания, совместные праздники и досуги, участие родителей в
конкурсах, выставки совместных творческих работ детей и родителей.
Одна
из
форм: анкетирование
– это
та
форма
работы,
которая
направлена на выявление определенных интересов, пожеланий родителей,
каким
они
хотят
видеть
детский
сад.
Такая
форма
работы
позволяет
родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда
нехватка времени мешает воспитателю встретиться с родителями лично.
Так же о жизни в учреждении родителям расскажет «Информационный
вестник». Здесь отражаются наиболее важные документы, акты, положения и
приказы,
события-праздники
и
развлечения,
экскурсии,
встречи
гостей,
интересные
занятия,
конкурсы,
выставляются
продукты
коллективного
детского творчества детей.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм
работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы
мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и
поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы
нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения.
Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Собрания
проводим
в
форме
дискуссий,
круглых
столов
и
т.д.
Часто
используем
мультимедийные презентации, видеозаписи деятельности детей, фрагменты
занятий,
конкурсных
выступлений,
из
различных
мероприятий
ДОУ,
например «Режимные моменты группы», «На год стали взрослее», «Наши
праздники».
На
собраниях
решаются
серьезные
задачи,
обсуждаются
актуальные темы, родители обмениваются опытом воспитания своих детей по
интеллектуальному,
нравственному
и
физическому
развитию;
родителям
даются рекомендации специалистов ДОУ: логопеда, музыкального работника,
инструктора
по
физической
подготовке.
В
течение
года
проводим
внеплановые
собрания
с
родителями.
Например,
в
декабре
по
просьбе
родителей
провели
собрание
об
организации
рационального
питания
воспитанников ДОУ.
Часто
используются
на
род/собраниях
мастер-классы,
родители
показывают приемы работы, технологию изготовления интересных поделок,
а
мы,
педагоги,
показываем
различные
приемы
и
формы
работы
по
образовательным областям, даём рекомендации, исходя из требований ФГОС
ДО.
Дни
открытых
дверей,
проводимые
2
раза
в
год, дают
родителям
возможность
увидеть
стиль
общения
педагогов
с
детьми,
самим
«включиться» в общение и деятельность детей и педагогов
.
В этот день
родители,
а
также
другие
близкие
ребенку
люди,
принимающие
непосредственное участие в его воспитании имеют возможность свободно
посетить любой режимный момент группы своего ребенка, увидеть, как
ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями.
Родители,
наблюдая
деятельность
педагога
и
детей,
могут
сами
поучаствовать в играх, занятиях.
Очень популярны совместные экскурсии на рабочие места родителей в
санаторий , например, в «Морской музей», «в теплицу» «в пожарную часть»,
в библиотеку, на почту, в супермаркет, в сбербанк... Здесь родители имеют
возможность ознакомить детей со своим рабочим местом, с условиями и
результатом своего труда… Общение родителей между собой сплачивает и
детей, помогает их общению, что образует общее поле интересов.
Одна из наших популярных форм работы– досуговая. Здесь наиболее
полно
раскрываются
возможности
для
сотрудничества.
Доброй
нашей
традицией стало проведение календарных праздников и развлечений вместе с
родителями,
таких,
как
«Путешествие
в
страну
знаний»,
«Осенины»
-
«Көҙбикә» , «Мамочка, любимая моя» ко Дню матери, «Мы с бабушкой -
друзья» - ко Дню пожилого человека,
«Новый год у ворот», «А ну-ка, папы»,
«Весенний день 8 марта», «День смеха», «Кәкук сәйе»
Также
особый
интерес
вызывает
у
родителей выставка совместных
творческих работ на определенные темы:
Среди родителей проводим различные конкурсы
по изготовлению
поделок,
по
составлению
рассказов-сочинений
о
совместном
отдыхе
с
детьми:
«Традиции
моей
семьи»,
«Мои
любимые
бабушка
и
дедушка»,
«Эстетическое убранство нашего дома», «Я-кутюрье для своего ребенка».
Например, с целью укрепления семейных ценностей и в рамках Года
литературы был проведен творческий конкурс по составлению семейного
Шәжәрә - «Я- маленькая ветвь большого дерева». К Году Российского кино
провели конкурс «Мир-планете, счастье-детям!», по
которому родители
сняли видеофильмы о летнем отдыхе своих детей. Целью и задачами этих
конкурсов
является
совершенствование
деятельности
дошкольной
организации по работе с родителями; способствование повышению интереса
родителей к жизни своих детей, к их отдыху, друзьям, проблемам; воспитание
заботливого
отношения
к
детям,
уважительного
отношения
к
детским
запросам и сохранение преемственности поколений, укрепление семейных и
семейно-родственных связей на основе общности национальных традиций.
Согласно
требованиям
ФГОС,
в
нашем
ДОУ
большое
внимание
уделяем
проектной
деятельности,
в
которой
родители
воспитанников
принимают
активное
участие.
Каждая
группа
работает
по
нескольким
проектам.
В
совместной
работе
с
родителями
и
детьми
созданы
такие
проекты,
как:
«Формирование
представлений
о
профессиях
родителей
у
детей»,
«Витамины
круглый
год»,
«Огонь–друг,
огонь-враг»,
«Наши
любимые игрушки», «Вода-водичка», «Музыкальные инструменты народов
Башкортостана»,
«Внедрение
национально-регионального
компонента
в
деятельность ДОУ», «Бабушкин сундучок», «Семь чудес Башкортостана»,
«Обычаи и традиции народов Башкортостана», «Праздники и игры народов
Башкортостана», «Экологическая тропа». В ходе проектной деятельности мы
совместно
с
родителями
организуем
встречи
со
специалистами
разных
профессий.
Подобные
мероприятия
сплачивают
семьи,
дают
возможность
взглянуть
друг
на
друга
в
новой
обстановке,
укрепляют
сотрудничество
между семьей и образовательным учреждением.
Следующая форма работы с родителями – это изготовление подарков-
сувениров для родителей на различные праздники. Например, «Подарок для
мамы»: в своей группе мы вместе с детьми посадили огурчики, выращивали,
ухаживали за саженцами и подарили мамам на 8 марта. Это был подарок,
выращенный своими руками. Детям было очень приятно видеть глаза мам,
наполненные слезами радости и счастья за такой необычный подарок.
Нужно
упомянуть
об
одном
важном
моменте
в
системе
работы
с
родителями.
Каждый
человек
нуждается
в
оценке
своего
труда.
В
этом
нуждаются
и
наши
родители.
«Похвала
полезна
хотя
бы
потому,
что
укрепляет нас в доброжелательных намерениях. На родительских собраниях,
на различных мероприятиях активные семьи получают грамоты, дипломы,
сертификаты и т.д. Это актуально всегда и везде. Мы не забываем хвалить
своих родителей, всегда делаем это при любом удобном случае, и родители
платят нам тем же. Благодаря этому все мероприятия проходят с большим
энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицу своего
труда, умения, творчества.
Родители воспитанников нашего ДОУ являются нашими надежными
партнерами и помощниками. Они активно участвуют во всех мероприятиях
детского сада.
В течение года проводим много индивидуальных консультаций по
запросам родителей на различные вопросы и темы:
-«Трудности адаптации, пути ее преодоления»
-«Воспитание одаренного ребенка»
-«Роль витаминов в питании ребенка»
-« Закаливание детей »
-«Интеллектуальное развитие ребенка в семье»
-«Сезонные детские заболевания»
-«Детские страхи»
-«Физическое развитие ребенка»
-«Интеллектуальные игры для детей»
Постоянно обновляется тематика в уголках для родителей в группах:
-«Наши достижения»
-«Мы занимаемся»
-«Наши именинники»
-«Наша жизнь день за днем»
-«Занимаемся по ФГОС».
Результаты анкетирования среди родителей по вопросам дошкольного
образования показывают, что родители полностью удовлетворены работой
детского
сада,
его
педагога. В
результате
кропотливой
работы
по
взаимодействию
с
родителями
в
нашем
ДОУ
установились
партнёрские
о т н о ш е н и я
с
с е м ь я м и воспитанников,
создалась
атмосфера
взаимопонимания,
эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов
педагогов, родителей и детей.
У
родителей расширились
теоретические
и
практические
знания
в
вопросах воспитания детей, активизировались и обогатились воспитательные
умения, возникла уверенность в собственных педагогических возможностях.
Укрепились семейные ценности и традиции.
У детей развивается чувство защищенности, семейной сплочённости,
появился
интерес
к
истории
своей
семьи,
пришло
осознание
себя
как
полноценного, любимого члена семьи.
Из сказанного следует, что только в гармоничном взаимодополнении и
взаимодействии учреждения и семьи создаются условия для полноценного
развития личности ребёнка.
В заключение надо сказать, что организация взаимодействия с семьей -
работа сложная; она не имеет готовых технологий и рецептов. Её успех
определяется интуицией, инициативой, терпением и обоюдным желанием
детей, родителей и педагогов работать в тесном контакте. Без родительского
участия
процесс
воспитания
невозможен,
или,
по
крайней
мере,
неполноценен.
Опыт
работы
с
родителями
показал,
что
в
результате
применения новых граней взаимодействия позиция родителей стала более
гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни
своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности
использования современных форм в работе с родителями
,
коллективом в
целом.
Выступления
перед
родителями,
привлечение
родителей
в
образовательный процесс, участие родителей на проводимых мероприятиях
даёт возможность понять
то,
как
важно значение
воспитания ребёнка
именно в детском саду.
Таким образом, заботясь о здоровье и всестороннем воспитании и
развитии детей, коллектив МАДОУ Янгантауский детский сад совместно с
семьями
воспитанников
стремится
сделать
счастливым
детство
каждого
ребенка
.
Список использованных источников и литератур:
1.
Евдокимова,
Е.
С. Детский
сад
и
семья
[Текст]
/
Е.
С.
Евдокимова. - Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.
2.
Тонкова
Ю.
М. Современные
формы
взаимодействия
ДОУ
и
семьи
[Текст]
/
Ю.
М.
Тонкова,
Н.
Н.
Веретенникова
//
Проблемы
и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч.
конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.