Напоминание

Развитие личности ребенка через работу с природным материалом в технике аппликация


Автор: Кантеева Лидия Степановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Школа искусств" г.Верещагино
Населённый пункт: Пермский Край, город Верещагино
Наименование материала: статья и конспект урока
Тема: Развитие личности ребенка через работу с природным материалом в технике аппликация
Раздел: дополнительное образование





Назад





Развитие личности ребенка через работу с природным материалом в

технике аппликации.

Кантеева Лидия Степановна

преподаватель МБОУ ДОД «Школа Искусств

г. Верещагино. 2017 г.

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую

активность,

искусство

занимает,

безусловно,

первое

место

среди

всех

многообразных

элементов,

составляющих

сложную

систему

воспитания

человека.

Комплексный

подход

к

воспитанию

творческой

личности

охватывает

широкий

круг

вопросов,

относящихся

к

проблемам

обще-

эстетического

и

нравственного

воспитания.

Ценность

творчества,

его

функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом

процессе творчества.

Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает

мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует

становлению

гармонически

развитой

личности.

Это

особенно

важно

в

настоящее время, когда мир массовой культуры и влияние улицы давит на

неокрепшую психику ребенка. К сожалению, у многих детей появляются

всевозможные психологические проблемы в семье и школе. Частично их

можно

решить

через

занятия

изобразительным

творчеством,

где

дети

приобщаются к искусству, познают культуру своего народа.

Такими словами начинается моя программа. В дополнительном

образовании я работаю уже больше 18 лет.

На каждом занятии ставлю

перед собой цель разбудить в

ребенке потребность к художественному

самовыражению

и

творчеству,

чтобы

работа

рад

созданием

предмета

искусства вызывала чувство радости и удовлетворения.

Программа моей Изостудии "Палитра" рассчитана на пять лет

обучения.

Содержит

она

несколько

разделов

"Рисунок

и

живопись",

"Композиция"

"Декоративно-прикладное

творчество"

"Основы

художественной обработки различных материалов".

Особое место в содержании курса

занимает раздел «Основы

художественной обработки различных материалов», он включает в себя

овладение

учащимися

способов

и

приемов

работы

с

различными

материалами,

в

том

числе

и

с

природным,

имеет

направленность

на

приобщение детей к различным видам народных промыслов, развивает

творческие способности и эстетический вкус. Дети очень любят занятия в

рамках этого раздела. Ведь на этих занятиях ребенок занят изготовлением

милых его сердцу работ, которые необычны по исполнению, оригинальны


и красивы. Сочетание интеллектуальной и моторной деятельности создает

атмосферу осмысленного труда.

Художественному труду в сочетании с изобразительным искусством

принадлежит также особая роль. Хотя

занятия и

строятся на основе

применения

общих

для

всех

школьных

предметов

дидактических

принципов, их отличает ряд особенностей, например ученики, занимаются

не только познавательной, но и созидательной деятельностью, предметы,

процессы

труда

выступают

не

просто

как

объекты

изучения,

но

одновременно

являются

и

средством

наглядности,

дидактическим

материалом, служащими для активизации работы учащихся, техническими

средствами обучения.

Сколько радости получает ребенок от сделанной

своими руками декоративных панно. Не меньше удовольствия доставляет

изготовление подарков для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия

творят чудеса.



В данной работе я бы хотела описать процесс

изготовления

учащимися студии аппликации из природного материала и рассказать

какое влияние он оказывает на развитие ребенка.

Аппликация - это способ создания орнаментов или художественных

изображений

путем

наложения

на

бумагу,

ткань

и

т.д.

разнообразного

материала. Это очень древний вид деятельности. Аппликация может быть

выполнена из травы, листьев, тополиного пуха, семян, плодов и т.д. Это

наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при

котором

сохраняется

реалистическая

основа

самого

изображения.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная

обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

Аппликация

может

быть

предметной,

состоящей

из

отдельных

изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий;

декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить

различные предметы



Я же хочу обратить ваше внимание на создание аппликации из

природного

материала.

Что же такое - природные материалы? В мире

существует огромное количество материалов, которые принято называть

«природные». Из самого названия становиться ясно, что к природным

материалам относятся все то, что обильно преподносит нам сама природа.

Это предметы, которые мы порой даже не замечаем, и всё то, что легко

можно найти, едва выйдешь на прогулку: веточки, сучья, цветы, листья,

шишки, солома, желуди, хвоя, трава и т.д.

Изготовление художественных панно из природного материала -

интересное

дело,

но

вместе

с

тем

-

это

труд.

Почти

ювелирный,

кропотливый, хотя увлекательный и очень приятный, особенно - своим

результатом.

Работа

с

растительным

природным

материалом

имеет

большое

значение

для

всестороннего

развития

особенно

младшего


школьника. Встреча с природой неизменно расширяет представления детей

об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные

явления. Когда с прогулки или с экскурсии дети приносят цветы, хвою,

листья, различные травинки разного цвета, то начинается изучение этих

сокровищ.

Ребята

подолгу

рассматривают

собранный

материал,

перебирают

его,

ощупывают

и

обследуют.

А

это

в

свою

очередь,

способствует запоминанию формы, красок, и других свойств каждого вида

материала. Например, дети узнают, что трава, листья имеют различные

цветовые оттенки, по расцветке - зеленые, темно-зеленные или светло-

зеленые в зависимости от времени года они имеют свойство менять цвет, их

поверхность

-

гладкая,

бугристая

или

шершавая.

По

форме

овальные,

продолговатые или раскидистые; хвоя - колючая и ломкая. Обо всем этом

конечно, можно узнать, посмотрев картинки в книге, но самому добывать

подобные знания куда интереснее.

Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает

творчество,

мышление,

наблюдательность,

трудолюбие,

художественный

вкус. Занятия с растениями способствуют воспитанию у детей любви к

родной природе, бережного к ней отношения.

Аппликационная

работа

с

растительным

природным

материалом

оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие

его мышления и появления элементов творчества.



Аппликационные работы из природных материалов, о которых я буду

сегодня говорить выполнены не совсем в традиционней форме аппликации

это - "высыпание" композиции из засушенных и измельченных до мелкой

крошки листьев

растений и лепестков

цветов.

Получаются

очень

оригинальные работы,

которые прекрасно вписываются в интерьеры

современных помещений мы с детьми дали им свое название "бархатные

картины"

техника

уникальна,

разработана

мной

на

нашем

детском

объединении.

На первом занятии по изготовлению аппликации предлагаю детям

вначале внимательно рассмотреть, как могут выглядят готовые работы,

объяснить, как

к основанию приклеивается мелкая

цветная крошка

растений и каким способом это делается. И затем, после моего показа и

повтора детьми нужных действий

(дублирования способа изготовления

образца), дети усваивают последовательность и сам ход работы. Поэтому,

когда

идет

усложнение

задания,

дети

уже

могут

разделить

процесс

выполнения работы на несколько этапов и выполнить работу в повторе за

взрослым или собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей

возникают элементы творчества.

Показательно

то,

что

при

данной

технике

не

бывает

конца

совершенствованию работ, в этом труде всегда есть новизна, творческое

искание,

возможность

добиваться

более

совершенных

результатов.

С


опытом работы ребенок так умело пользуется палитрой цвета, что бывает

трудно назвать аппликацией то, что

в итоге мы видим,

получаются

удивительные

произведения

мало чем отличающиеся от живописных

работ. Главное, что занятие должно проходить на фоне благоприятного

эмоционального

настроя

детей,

их

радости

общения

во

время

труда,

наслаждения, которое они переживают при создании своих шедевров.

В

процессе

работы

воспитывает

детское

мастерство,

сообразительность, трудолюбие. Занимательность работы способствует

развитию

у

учащихся

таких

качеств

как

внимание,

терпение,

любознательность,

и

еще

это

превосходная

школа

эстетического

воспитания,

базирующаяся

на

формировании

у

детей

художественного

взгляда на мир, на их поиски в окружающей действительности деталей

прекрасного.

А приобщать детей к миру прекрасного надо как можно

раньше.

Каждого

из

нас

волнует

красота

цветов,

плодов

различных

растений,

разноцветье

осенних

листьев

и

порхающий

тополиный

пух,

необычная

форма,

окраска

цветов.

Перед

тем,

как

сделать

растение

материалом

для

своей работы, пусть ребенок обратит внимание на его

своеобразность.

Организуя работу по изготовлению картины из природного материала,

необходимо

учитывать

уровень

знаний

и

практических

умений

детей,

сформированный на таких занятиях как

изобразительная деятельность,

ручной

труд.

Очень

важно

использовать

при

этом

и

художественную

лите рату ру.

Д е ти

мла дш е го

во з ра с т а

отлич а ют с я

бол ь ш о й

восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной

литературы воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают

художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы.

Процесс превращения природного материала в материал для

творчества содержит в себе немалые ресурсы для «погружения» детей в

мир родной природы, познания её различных сторон и, одновременно, -

воспитания

бережного,

заботливого

отношения

к

ней,

а

так

же

формирования первых трудовых навыков. На каждом занятии, экскурсии в

природу не лишним будет напомнить детям о том, что они должны по-

хозяйски к ней относиться. А это значит - оберегаешь цветы, кустарники,

любое

другое

растение

от

бессмысленного

уничтожения.

Занятия

с

использованием природного материала должны приобрести «экологическое

звучание» и формировать у учащихся новое, ответственное отношение к

природе. «Природа и люди - одно целое», Не навреди окружающей среде" -

вот

те

важнейшие

выводы,

которые

должен

сделать

каждый

ребенок,

выполняющий практические работы.

Аппликационная работа требует от ребенка точных действий, и если

вначале бывает так, что при изготовлении требуется особенно большая

усидчивость,

то

с

появлением

определенных

навыков

развиваются


гибкость пальцев, движения мелкой моторики, фантазия. Вместе с тем

кропотливый труд способствует развитию личности ребенка, воспитанию

его характера. Ведь любую, даже самую примитивную работу, сделать не

так-то просто, работа по её изготовлению требует определенных волевых

усилий включая в себя и сбор листьев и цветов, засушивание, сортировка

по

цвету,

измельчение

материала

до

мелкой

крошки.

Когда

ребенок

встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить, и с

помощью взрослого он учиться выявлять причины своей неудачи и, самое

главное,

-

преодолевать

её.

В

результате

таких

действий

у

учащихся

формируются

такие

качества,

как

настойчивость,

целеустремленность,

умение доводить начатое дело до конца.

В ходе занятий школьники учатся составлять декоративные работы,

сложные

композиции,

сказочные

эпизоды

тематика

работ

очень

разнообразна. Все это способствует выработке у детей умения видеть и

передавать

красоту

действительности,

ее

естество,

формирует

художественный вкус, композиционные начала, умению сочетать цвета,

оттенки, составлять узоры

Приемы и методы обучения аппликации очень разнообразны;

например,

рассматривание

образцов,

наблюдения

в

природе,

показ

технических приемов, упражнения на закрепление техники выполнения,

объяснение, составление плана последовательности выполнения работы,

выбор

материала,

беседы.

Основным

художественно

выразительным

средством в работе является цвет.

Итак, технология выполнения аппликации из природного материала

предусматривает несколько этапов работы:

- сбор листьев растений и лепестков цветов;

- сортировка по цвету и засушивание до готовности;

- подготовка материала к работе (измельчение до мелкой крошки);

- выбор рисунка для аппликации;

- создание эскиза;

- подбор инструментов, цветовой палитры;

- выполнение работы в цвете.

Работа осуществляется во внеурочное время. Итогом работы могут

быть выставки.

Воплощению задуманного предшествует большая подготовительная

работа.

Сбор

листьев

и

лепестков

цветов

осуществляется

летом

или

осенью под руководством педагога или учениками лично, но во втором

случае с детьми нужно провести беседу о том, как нужно срывать растения,

чтобы не навредить природе. Очень большая палитра красок встречается

осенью, когда отцветают декоративные цветы на наших клумбах, особенно

мне нравятся астры их лепестки имеют множество оттенков. Собранный

материал

(

растения,

листья

и

цветы)

сортируются

по

цвету.


Раскладываются тонким слоем, отдельно каждый цветовой оттенок, на

листы

бумаги

и

засушиваются

в

хорошо

проветриваемом

сухом

помещении, но не на солнце, так

они остаются до полного высыхания.

Когда

растения

хорошо

просохнут

их

не

трудно

будет

измельчить

пальчиками или с помощью ножниц до мелкой крошки. Каждый цветовой

оттенок храним отдельно, мы для этого применяем обычные пластиковые

стаканчики. Приготовленный для употребления цветной материал

при

правильном хранении не теряет цвет до пяти и более лет.

Итак, следует сказать, что природный материал следует готовить

заранее, рассортировать по цвету и хранить либо в стаканчиках, либо в

коробках.

Это

облегчает

поиск

цвета

во

время

работы

и

способствует

лучшей сохранности. Удачно заготовленный

материал богатая цветовая

палитра

способствует

закреплению

положительных

эмоций

у

детей,

стимулирует желание трудиться, творить, обогащает знания о природе.

Цель обучения, развития интеллектуальных способностей, повышения

интереса

к

познанию

нового,

расширение

кругозора

учащихся

будет

достигнута, если ребенок займет позицию: «Я хочу это сделать. Сам. Я

уже сделал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую сделать все

самостоятельно».

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том,

что

процесс

создания

аппликационных

работ

из

природного

материала

является мощным источником всестороннего развития личности ребенка.


Приложение:

Уроки из раздела «Художественная обработка различных материалов»

Тема. Работа с природным материалом. Аппликация из крошки листьев,

трав и цветов (2 часа)
Цель: учить работать с природным материалом; продолжать совершенствовать навыки правильной подготовки рабочего места к работе и умение изготовлять аппликацию из засушенных листьев, трав, цветов; воспитывать аккуратность, трудолюбие; развивать кругозор, художественный вкус, творчество. ХОД УРОКА
1. Организация класса
- Добрый день! Садитесь! Ребята! У меня на столе клей, картон, клеенка и еще много чего. А у вас? А еще у меня есть стаканчики с чем-то! Как вы думаете, что это? (Ответы детей.) Это засушенные и измельченные растения, которые мы приготовили на прошлом занятии. На ваших столах они тоже есть. Посмотрите и вспомните, из каких растений мы сделали эти цвета, где мы их собрали, как нужно собирать растения? Ребята! А как вы думаете, что с этим мы будем делать? (Ответы детей) - Правильно, аппликацию. - А чтобы узнать какую надо отгадайте загадку!
Плутовка рыжая в лесу живет

В деревне кур крадет.

Кто это?
(Лисичка) - Молодцы! (Вывешивается образец изделия.) Сегодня мы будем делать аппликацию «Рыжая плутовка». - Наведите порядок на партах. Давайте проверим, все ли готово у вас к уроку. (Карандаш, салфетка, природный материал, клей, кисточка, бумага, картон, тряпочка)
II. Основная часть
1. Словарная работа: аппликация. - Кто из вас знает, что такое аппликация? (Ответы детей.)
- Вы с этим словом встречались, когда работали с цветной бумагой. Аппликация - это художественная техника, которую применяют для создания изображений из наклеенных на основе кусочков бумаги, ткани, растительного материала. 2. Вступительная беседа. - В переводе с латинского слово аппликация означает «прикладывание». Издавна люди старались украсить свое жилище. А как это сделать? С чего? Конечно, легче всего это было сделать из доступного материала. Когда человек еще не изобрела ни ткани, ни бумаги, то доступными были семена растений, листья, солома, то есть природный материал. Собранные в сухую погоду и высушенные растения и семена является замечательным материалом. Скрепляют детали клеем или пластилином. Орехи и скорлупа грецких орехов используются для изготовления челноков, жуков, рыбок, головок сказочных героев. Из соломы изготавливают полезные вещи: головные уборы, бытовые предметы и игрушки. Солома - это стебель злаковых растений, заготовленные в стадии созревания, когда они приобретают золотистый оттенок. Постепенно человек научился создавать целые картины из природного материала. Сегодня мы с вами тоже попробуем это сделать в необычной технике аппликации будем «высыпать» нашу куртину.
III. . Подготовка к практической работе.
1. Демонстрация и анализ образца - Ребята! Посмотрите на лисичку. Из каких частей она состоит? (Ответы детей.) Ушки, туловище, голова, лапки, щечки, глаза, нос. - Как вы думаете, какой цветной материал необходимо взять для выполнения лисички? (Ответы детей.)рыжий (оранжевый), белый и черный цвет. - Но, прежде чем перейти к работе цветом лисичку нужно нарисовать. Нарисуем лисичку, сознательно упуская прорисовку мелких деталей (ресничек, шерсти и дт.) будем применять контурное рисование. - Как лучше расположить изображение на картоне? (Ответы детей.) Крупным планом - Мы будем прорисовывать мелкие детали в изображении? (Ответы детей.) Нет. Переходим к практической работе?
1У. Практическая работа

1этап: рисуем лисичку

- ученики рисуют лису, учитель проходит по классу и индивидуально помогает ребятам, после того как закончено рисование лисички объясняем второй этап работы.
2 этап работы: делаем контур
- Делаем контур лисички более четким. Сделаем это так: тонкой кистью нанесем клей ПВА поверх карандашного рисунка (стараемся, чтобы линия была как можно тоньше) полученную клеевую линию засыпаем обычным черным чаем из пакетика. Показываем ребятам как нужно это сделать. Дети делают обводку контура самостоятельно. После того как работа будет завершена дайте возможность детям отдохнуть. - У всех получилось? Молодцы. Теперь наша работа должна немножко подсохнуть. Наступило время отдыха. 10 минут
Занятие №2

3 этап работы
- Как выдумаете, что делаем дальше? (Ответы детей.) Будем "красить" лисичку в рыжий цвет. - Правильно. Находим стаканчик с рыжим цветом. Объясняем технику работы. Наносим клей ровным слоем на поверхность тех деталей лисички, где нужен рыжий цвет. Наносить нужно частями с целью, чтобы у нас не успел высохнуть клей. Затем фрагмент заполненный клеем засыпаем рыжим цветом. Излишки цветной крошки стряхиваем на чистый лист бумаги и сразу высыпаем обратно в стаканчик. При работе требуется внимание и аккуратность. Помните! Цветная крошка - очень нежный материал, работать с ним нужно очень осторожно, стараться не смешивать цвета. Показываем процесс работы. Дети повторяют за учителем. Освоив технику "высыпания" продолжают работать самостоятельно. Учитель проходит по классу и индивидуально помогает ребятам. - А для чего нам нужен белый цвет? (Ответы детей.) На кончик хвостика и на грудку лисички. - Правильно. Но, прежде чем перейти к работе с белом цветом нужно закончить работу с рыжим цветом, прибрать рабочее место. Далее ребята самостоятельно работают с белым цветом - Чем мы будем делать глаза и носик лисички? (Ответы детей.) Черным цветом из пакетика чая. После того как дети завершат работу подведем итог занятия. Организуем выставку готовых работ. - Какая работа вам понравилась? Почему? - Какая аппликация выполнена аккуратно и красиво?
- Заметили ли вы ошибки товарищей?
V. Итог занятия.
- Над чем мы работали сегодня на уроке? - Что означает слово аппликация? - Для чего люди украшают свой дом, жилье? - Вам понравилась такая работа? - Что у вас получается особенно хорошо? - Кому ты хотел бы подарить свою работу? - Хотел бы ты и дальше осваивать эту технику? - Молодцы! Все очень хорошо поработали. Давайте приберем в порядок свое рабочее место. Занятие окончено.


В раздел образования