Напоминание

Shakespeare lesson


Автор: Морозова Анна Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Гимназия
Населённый пункт: г. Полярный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Shakespeare lesson
Раздел: среднее образование





Назад





I. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат

на помощь».
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь» на уровне начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия . Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: Ученик научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Ученик получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия. Ученик научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и у
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Ученик получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; Предметные результаты: - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Показателями высокой экологической культуры детей первого года обучения следует считать: - интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.); - желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
- проявление заботы о личной гигиене; - потребность в физической активности; - желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце; - желание помогать сверстникам, родителям, педагогу; - стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе; - попытка оценивать свое поведение. В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных. Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах города. Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…). В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениям и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме. Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции. Дети изучают свою родословную в пяти поколениях, а также историю своего родного края. В четвертом классе дети изучают социальное окружение, изучая глубже свою родословную, природные и культурные объекты родного края. Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
II. Содержание внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь».

1класс – 33ч.
(14 - теоретических, 19 – практических)
2класс – 35ч.
(15 - теоретических, 20 – практических) Введение Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Тайны за горизонтом. Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. Загадка смены времен года. Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели. Тайны круговорота веществ в природе. Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы. Загадки круговорота воды в природе. Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака. Загадки под водой и под землей. Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.
Загадки растений. Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке- недотроге. Образование плода. Многообразие плодов. Планета насекомых. Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых. Что такое НЛО? Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Заключение. Что мы узнали и чему научились за год.
3 класс -
35 часов. (12 - теоретических, 23 – практических). Изучение природы. Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана. Кто и как живет рядом с нами. Многообразие цветущих и не цветущих растений Краснодарского края. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Краснодарского края. Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Краснодарском крае. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Редкие животные Краснодарского края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Кавказа. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Краснодарского края. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний. Человек и природа. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения.
Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Кавказа. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрица тельное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Краснодарского края. Охранять природу - значит охранять здоровье.
4 класс
– 35 часов(12 - теоретических, 23 – практических). Выясняем, что такое экология. Организм и окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);связи между природой и человеком. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка- мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны. Изучаем способы охраны природы. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. Мысленное путешествие ПО заповедникам нашей страны и мира ( 3 - 4 конкретных заповедника по выбору учителя и учащихся). Выясняем роль неживой природы в жизни живого. Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры. Светолюби- вые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги. Открываем жизнь в почве. Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа
жизни, роль в поддержании почвенного плодородия. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы). Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников. Изучаем экологические связи в живой природе. Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах по усмотрению учителя). Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели - лесные мыши, полевки - филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух- осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору учителя). Знакомимся с охраняемыми растениями и животными. Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений. Лекарственные растения (например, валериана, плаун, Пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны. История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам ( 3 - 4 конкретных ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся). Мастерим домики для птиц . Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц. Учимся передавать свои знания другим ребятам. Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых. Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам. Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.). Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке 6eз применения опасных веществ, и т. д.). Обсуждаем примеры экологических катастроф. Загрязнение природы. Подводим итоги работы за год. Обобщение основных теоретических знаний.
III. Тематическое планирование.

1 класс.

№п/п

Раздел, тема.

Кол-во

часов

Теоретич.

Практич

.

Введение.

1

1

I

Тайны за горизонтом.

4

2

2

II

Загадка смены времен года

6

2

4

III

Тайны круговорота веществ в природе

4

2

2

IV

Загадки круговорота воды в природе

4

1

3

V

Загадки под водой и под землей

5

3

2

VI

Загадки растений

3

1

2

VII

Планета насекомых

4

2

2

VIII

Что такое НЛО?

1

1

IX

Заключение.

1

1

ИТОГО 33ч.

14

19

2 класс.

№п/п

Раздел, тема.

Кол-во

часов

Теоретич.

Практич

.

Введение.

1

1

I

Тайны за горизонтом.

4

2

2

II

Загадка смены времен года

6

2

4

III

Тайны круговорота веществ в природе

4

2

2

IV

Загадки круговорота воды в природе

4

1

3

V

Загадки под водой и под землей

5

3

2

VI

Загадки растений

3

1

2

VII

Планета насекомых

5

2

3

VIII

Что такое НЛО?

1

1

IX

Заключение.

1

1

Резерв

1

1

ИТОГО 35ч.

15

20


3класс.

№п/п

Раздел, тема.

Кол-во

часов

Теоретич.

Практич

.

I

Изучение природы.

3

2

1

II

Условия, в которых мы живем.

6

2

4

III

Кто и как живет рядом с нами.

15

5

10

IV

Человек и природа.

10

2

8

Резерв

1

1

ИТОГО 35ч.

12

23

4 класс.

№п/п

Раздел, тема.

Кол-во

часов

Теоретич.

Практич

.

I

Выясняем, что такое экология.

2

2

II

Учимся распознавать растения и

животных ближайшего природного

окружения.

3

1

2

III

Знакомимся с живыми существами,

которым угрожает исчезновение.

1

1

IV

Изучаем способы охраны природы.

2

1

1

V

Выясняем роль неживой природы в

жизни живого.

3

1

2

VI

Открываем жизнь в почве.

1

1

VII

Пополняем наши знания о разнообразии

живой природы.

4

1

3

VIII

Изучаем экологические связи в живой

природе

4

1

3

IX

Знакомимся с охраняемыми растениями

и животными.

5

2

3

X

Мастерим домики для птиц.

1

1

XI

Учимся передавать свои знания другим

ребятам.

3

3

XII

Выявляем связь между состоянием

природы и здоровьем человека.

2

2

XIII

Обсуждаем примеры экологических

катастроф.

1

1

XIV

Подводим итоги работы за год.

2

2

Резерв

1

1

ИТОГО 35ч.

12

23

Приложение 1.

Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Чип и Дейл

спешат на помощь».

1 класс.

№ Наименование разделов, блоков, тем Всего часов Количество часов Дата Теорети ческие Практич еские план факт
Введение

1

1
1 Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
I

Тайны за горизонтом

4

2

2
2 Географические открытия в древности. Небосвод. 1 3 Перемещение солнца на небосводе. 1 4 Представление о форме Земли в древности. Земной шар. 2 5 Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. 2
II

Загадка смены времен

года

6

2

4
6 Вращение Земли вокруг своей оси. 1 7 Движение солнца над горизонтом. 2 8 Сутки, определение частей суток по разной деятель- ности. 3 9 Загадки. Год и времена года. 4 10 Названия месяцев на Руси. 1 11 История происхождения названий дней недели. 2
III

Тайны круговорота

веществ в природе

4

2

2
12 Круговорот веществ в природе. 1 13 Живая и неживая природа. 1 14 Цепи питания. 2 15 Обитатели почвы. 2
IV

Загадки круговорота воды

в природе

4

1

3
16 Загадки о состояниях воды. 1 17 Наблюдение в природе за водой 1 18 Природа дождевого облака 2
19 Природа снежного облака 3
V

Загадки под водой и под

землей

5

3

2
20 Как изучают подводный мир. 1 21 Киты, дельфины, акулы. 1 22 История открытия гигантского кальмара. 2 23 Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». 3 24 Жизнь в темных глубинах океана. 2
VI

Загадки растений

3

1

2
25 Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. 1 26 Сказка о цветке-недотроге. 2 27 Образование плода. Много- образие плодов. 1
VII

Планета насекомых

4

2

2
28 Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. 1 29 Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. 1 30 Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. 2 31 Охрана насекомых. 2
VIII Что такое НЛО?

1

1
32 Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
IX

Заключение

1

1
33 Что мы узнали и чему научились за год.
Итого

33

14

19


2класс.
№ Наименование разделов, блоков, тем Всего часов Количество часов Дата Теорети ческие Практич еские План Факт
Введение

1

1
1 Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
I

Тайны за горизонтом

4

2

2
2 Географические открытия в древности. Небосвод. 1 3 Перемещение солнца на небосводе. 1 4 Представление о форме Земли в древности. Земной шар. 2 5 Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. 2
II

Загадка смены времен

года

6

2

4
6 Вращение Земли вокруг своей оси. 1 7 Движение солнца над горизонтом. 2 8 Сутки, определение частей суток по разной деятель- ности. 3 9 Загадки. Год и времена года. 4 10 Названия месяцев на Руси. 1 11 История происхождения названий дней недели. 2
III

Тайны круговорота

веществ в природе

4

2

2
12 Круговорот веществ в природе. 1 13 Живая и неживая природа. 1 14 Цепи питания. 2 15 Обитатели почвы. 2
IV

Загадки круговорота воды

в природе

4

1

3
16 Загадки о состояниях воды. 1 17 Наблюдение в природе за водой 1 18 Природа дождевого облака 2
19 Природа снежного облака 3
V

Загадки под водой и под

землей

5

3

2
20 Как изучают подводный мир. 1 21 Киты, дельфины, акулы. 1 22 История открытия гигантского кальмара. 2 23 Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». 3 24 Жизнь в темных глубинах океана. 2
VI

Загадки растений

3

1

2
25 Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. 1 26 Сказка о цветке-недотроге. 2 27 Образование плода. Много- образие плодов. 1
VII

Планета насекомых

5

2

3
28 Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. 1 29 Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. 1 30 Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. 2 31 Охрана насекомых. 2 32 Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. 3
VIII Что такое НЛО?

1

1
33 Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
IX

Заключение

1

1
34 Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу. 35 Резерв
1

1

Итого

35

15

20

3класс.

№ Наименование разделов, блоков, тем Всего часов Количество часов Дата Теорет ически е Практи ческие План Факт
I

Изучение природы

3

2

1
1. Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. 1 2. Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу 2 3. Наблюдения в природе, описание живых объектов. 1
II

Условия, в которых мы

живем

6

2

4
4 Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. 1 5 Особенности весны, лета, осени, зимы. 2 6 Неблагоприятные и необычные явления природы. 1 7 Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. 3 8 Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. 4 9 Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана. 2
III

Кто и как живет рядом с

нами

15

5

10

Мир растений и человек

5
10 Многообразие цветущих и не цветущих растений Краснодарского края. Свет, тепло, влага в жизни растений. 1 11 Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. 2 12 Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Краснодарского края. 1 13 Грибы -удивительное царство. Где и какие 3
грибы встречаются в Краснодарском крае. 14 Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. 2
Мир животных и

человек

10
15 Многообразие животных родного края 4 16 Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. 5 17 Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. 6 18 Древние ящеры и современные ящерицы. 7 19 Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. 8 20 Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц 9 21 Домашние птицы. Корм- ление и уход за ними. 3 22 Млекопитающие родного края. Редкие животные Краснодарского края. 4 23 Домашние животные. Кормление и уход за ними. 10 24 Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. 5
IV

Человек и природа

10

2

8
25 Зависимость человека от природы. 1 26 Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. 1 27 Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Кавказа. 2 28 Природа - источник сил, 3
вдохновения и оздоровления. 29 Отрицательное воздействие человека на природу. 4 30 Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. 5 31 Почему надо соблюдать правила поведения в природе. 2 32 Что охраняют в заповедниках и заказниках Краснодарского края. 6 33 Охранять природу - значит охранять здоровье. 7 34 Обобщение знаний. 8 35 Резерв 1 1
Итого

35

12

23

4класс.
№ Наименование разделов, блоков, тем Всего часов Количество часов Дата
Теорет ически е Практи ческие План Факт
I

Выясняем,

что

такое

экология

2

2
1 Экология - наука о связях м е ж д у ж и в ы м и с у щ е с т в а м и и окружающей их средой, м е ж д у ч е л о в е ко м и природой. Организм и окружающая среда. 1 2 Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком. 2
II

Учимся

распознавать

растения

и

животных

ближайшего природного

окружения

3

1

2
3 Э к с к у р с и и и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных 1 4 Выявление н а и б о л е е характерных отличительных признаков схожих видов. 2 5 Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. 1
III

Знакомимся

с

живыми

существами,

которым

угрожает исчезновение

1

1
6 Представители редких организмов. Они могут исчезнуть. 1
IV

И з у ч а е м

с п о с о б ы

охраны природы

2

1

1
7 Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники приро- ды. 1 8 Ботанические сады и з о о п а р к и ка к м е с т а с о х р а н е н и я и р а з- множения редких видов 1
растений и животных. Питомники редких видов.
V

В ы я с н я е м

р о л ь

неживой

природы

в

жизни живого

3

1

2
9 Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни растений и животных. 1 10 Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. 1 11 В о д а и ж и з н ь . Приспособление растений и животных к ж и з н и в у с л о в и я х недостатка влаги. 2
VI

Открываем

жизнь

в

почве

1

1
12 Разнообразие ж ив ы х о б и т а т е л е й п о ч в ы . Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия. 1
VII

П о п о л н я е м

н а ш и

знания

о

разнообразии

живой природы

4

1

3
13 Многообразие растений: з н а к о м с т в о с и н т е р е с н ы м и п р е д- с т а в и т е л я м и г р у п п растений 1 14 Знакомство с хвощами и плаунами. 1 15 Многообразие животных: ч е р в и , м о л л ю с к и , р а к о о б р а з н ы е , паукообразные 2 16 Грибы и лишайники как особые группы живых существ; рмзнообразие грибов и лишайников. 3
VIII

Изучаем

экологические

связи в живой природе

4

1

3
17 Экологические связи в ж и в о й п р и р о д е н а примере елового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи». 1 18 С е т ь п и т а н и я , и л и пищевая сеть 1
19 Экологическая пирамида. З н а ч е н и е з н а н и й о п и щ е в о й с е т и и экологической пирамиде для охраны природы. 2 20 Защитные п р и с п о с о б л е н и я у растений и животных как проявление тесной связи о р г а н и з м о в с окружающей их средой 3
IX

З н а к о м и м с я

с

охраняемыми

растениями

и

живот-

ными

5

2

3
21 Охраняемые растения. О с о б е н н о с т и и х внешнего строения и распространения, легенды и сказания 1 22 Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений 1 23 Охраняемые животные. П ри ч и н ы с о к р ащения ч и с л е н н о с т и э т и х животных и меры их охраны. 2 24 История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активн ы х д е й с т в и й ч е л о в е к а п о о х р а н е животного мира. 2 25 Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам 3
X

Мастерим

домики

для

птиц

1

1
26 Мастерим домики для птиц. 1
XI

Учимся передавать свои

знания другим ребятам

3

3
27 Изготовление школьниками условных з н а к о в к п р а в и л а м поведения в природе и экологических памяток. 1 28 Подготовка и проведение ш кол ь н и ка м и б е с е д , утренник о в , К В Н 2
экологического содержания. 29 Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов. 3
XII

Выявляем

связь

между

состоянием

природы

и

здоровьем человека

2

2
30 Влияние з а г р я з н е н и я окружающей среды на здоровье человека . Пути п о п а д а н и я в р е д н ы х ве щ е с т в в о р г а н и з м человека 1 31 Меры, направленные на с н и ж е н и е в р е д н о г о влияния загрязнений на здоровье 2
XIII

Обсуждаем

примеры

экологических

катастроф

1

1
32 Загрязнение природы. 1
XIV

Подводим итоги работы

за год

2

2
33 Обобщение о сновных теоретических знаний. 1 34 Экскурсия в природу совместно с родителями. 2 35 Резерв 1 1
Итого

35

12

23


В раздел образования