Автор: Морозова Анна Сергеевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ Гимназия Населённый пункт: г. Полярный Наименование материала: методическая разработка Тема: Shakespeare lesson Раздел: среднее образование
I. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат
на помощь».
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь»
на уровне начального общего образования у выпускников будут сформированы
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные
действия .
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно
оценить как хорошие или
плохие.
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить; различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок, выполнять учебные действия в материализованной,
громкоречевой и умственной форме.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, преобразовывать
практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и у
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок, выполнять учебные действия в материализованной,
громкоречевой и умственной форме.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать
практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
Показателями высокой экологической культуры детей первого года обучения следует
считать:
- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их
«самочувствие»,
исходя
из
условий
обитания
(«веселый»,
«грустный»,
«здоровый»,
«обеспокоенный» и т.д.);
- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи
условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
- проявление заботы о личной гигиене;
- потребность в физической активности;
- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;
- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- попытка оценивать свое поведение.
В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как
домом диких растений и животных.
Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый
чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах города.
Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока,
чая…).
В
третьем
классе
образовательное
пространство
еще
более
расширяется.
Изучение
взаимосвязей между растениям и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.
Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль
человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.
Дети изучают свою родословную в пяти поколениях, а также историю своего родного
края.
В
четвертом
классе
дети
изучают
социальное
окружение,
изучая
глубже
свою
родословную, природные и культурные объекты родного края.
Изучают
экологические
законы,
которые
помогают
формировать
представление
о
природном равновесии и роли человека в его сохранении.
II. Содержание внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь».
1класс – 33ч. (14 - теоретических, 19 – практических)
2класс – 35ч. (15 - теоретических, 20 – практических)
Введение
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
Тайны за горизонтом.
Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе.
Представление
о
форме
Земли
в
древности.
Земной
шар.
Глобус
-
модель
Земли.
Материки и океаны на глобусе.
Загадка смены времен года.
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение
частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на
Руси. История происхождения названий дней недели.
Тайны круговорота веществ в природе.
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели
почвы.
Загадки круговорота воды в природе.
Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака.
Природа снежного облака.
Загадки под водой и под землей.
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского
кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в
темных глубинах океана.
Загадки растений.
Родина
комнатных
растений.
Многообразие
цветковых
растений.
Сказка
о
цветке-
недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.
Планета насекомых.
Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека.
Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная
бабочка. Охрана насекомых.
Что такое НЛО?
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Заключение.
Что мы узнали и чему научились за год.
3 класс - 35 часов. (12 - теоретических, 23 – практических).
Изучение природы.
Беседа о лете. Изучать
природу – значит любить и охранять её. Науки о природе.
Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых
объектов.
Условия, в которых мы живем.
Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления
нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные
явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного
края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода -
это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами.
Многообразие цветущих и не цветущих растений Краснодарского края. Свет, тепло, влага
в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на
подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения
Красной книги Краснодарского края. Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы
встречаются в Краснодарском крае. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где
растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края.
Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них.
Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему
надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы -
пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой.
Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц Домашние птицы.
Кормление
и
уход
за
ними.
Млекопитающие
родного
края.
Редкие
животные
Краснодарского края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в
почве?
Что
надо
знать
о
бактериях.
Почему
надо
поддерживать
чистоту
в
доме
и
соблюдать
правила
личной
гигиены.
Зависимость
человека
от
природы.
Пищевые,
лекарственные,
ядовитые
растения.
Культурные
растения.
Охота
в
истории
людей.
Традиции
охоты
и
рыбной
ловли
у
населения
Кавказа.
Природа
-
источник
сил,
вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек -
звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в
природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Краснодарского края. Охранять
природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
Человек и природа.
Зависимость
человека
от
природы.
Пищевые,
лекарственные,
ядовитые
растения.
Культурные
растения.
Охота
в
истории
людей.
Традиции
охоты
и
рыбной
ловли
у
населения Кавказа. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрица тельное
воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему
надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках
Краснодарского края. Охранять природу - значит охранять здоровье.
4 класс – 35 часов(12 - теоретических, 23 – практических).
Выясняем, что такое экология.
Организм и окружающая среда.
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между
человеком и природой.
Простейшая
квалификация
экологических
связей:
связи между
живой
и
неживой
природой; связи внутри живой природы
(между
растениями
и
животными,
между
различными животными);связи между природой и человеком.
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между
человеком
и
природой.
Организм
и
окружающая
среда.
Простейшая
квалификация
экологических связей. Связи между природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения.
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности
растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц,
зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных признаков
схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего
запоминания. Упражнения (в том числе
игрового
характера),
закрепляющие
знание
названий рассмотренных растений и животных.
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение.
Представители
редких
организмов
(грибов,
растений,
животных):
гриб-баран,
подснежник
альпийский,
меч-трава,
земляничное
дерево,
бабочка-аполлон,
утка-
мандаринка,
снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения
и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для
их охраны.
Изучаем способы охраны
природы.
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники,
национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места
сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких
видов.
Мысленное путешествие ПО
заповедникам
нашей
страны и
мира ( 3 - 4
конкретных
заповедника по выбору учителя и учащихся).
Выясняем роль неживой природы в жизни живого.
Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие
растения.
Приспособление животных к сезонным изменениям температуры. Светолюби-
вые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения
влаголюбивые
и
засухоустойчивые.
Приспособление
животных
к
жизни
в
условиях
недостатка влаги.
Открываем жизнь в почве.
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы.
Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа
жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями
групп
растений
(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.
Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные
речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).
Грибы
и
лишайники
как
особые
группы
живых
существ;
разнообразие грибов и
лишайников.
Изучаем экологические связи в живой природе.
Экологические связи в живой природе на примере елового леса
(«ель
и
все
вокруг
него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах
по усмотрению учителя).
Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового
леса: семена ели - лесные мыши, полевки - филин). Значение знаний о пищевой сети и
экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные
приспособления
у
растений
и
животных
как проявление
тесной
связи
организмов
с
окружающей
их
средой
(острые
шипы
шиповника,
жгучие
волоски
крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух-
осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по
выбору учителя).
Знакомимся
с
охраняемыми
растениями
и
животными.
Охраняемые
растения:
эдельвейс,
водяной
орех,
сон-трава,
кувшинка белая, ландыш,
колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и
сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
Лекарственные
растения
(например,
валериана,
плаун, Пижма,
подорожник,
тысячелистник,
пастушья
сумка),
их
важнейшие
свойства,
правила
сбора.
Охрана
лекарственных растений.
Охраняемые
животные:
бабочка
«мертвая
голова»,
жук-красотел,
орел-беркут,
фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны.
История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране
животного мира.
Мысленное
путешествие
по
ботаническим
садам
и
зоопаркам ( 3 - 4
конкретных
ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).
Мастерим домики для птиц .
Практическая работа по изготовлению искусственных
гнездовий для птиц.
Учимся передавать свои знания другим ребятам.
Изготовление
школьниками
условных
знаков
к
правилам поведения
в
природе
и
экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.
Подготовка
и
проведение
школьниками
бесед,
утренников,
КВН
экологического
содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.
Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов
или дошкольниками.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания,
пищеварения и т. д.).
Пути
попадания
вредных
веществ
в
организм
человека
(с воздухом, водой, пищей).
Меры, направленные на
снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка
используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на
своем участке 6eз применения опасных веществ, и т. д.).
Обсуждаем примеры экологических катастроф.
Загрязнение природы.
Подводим итоги работы за год.
Обобщение основных теоретических знаний.
III. Тематическое планирование.
1 класс.
№п/п
Раздел, тема.
Кол-во
часов
Теоретич.
Практич
.
Введение.
1
1
I
Тайны за горизонтом.
4
2
2
II
Загадка смены времен года
6
2
4
III
Тайны круговорота веществ в природе
4
2
2
IV
Загадки круговорота воды в природе
4
1
3
V
Загадки под водой и под землей
5
3
2
VI
Загадки растений
3
1
2
VII
Планета насекомых
4
2
2
VIII
Что такое НЛО?
1
1
IX
Заключение.
1
1
ИТОГО 33ч.
14
19
2 класс.
№п/п
Раздел, тема.
Кол-во
часов
Теоретич.
Практич
.
Введение.
1
1
I
Тайны за горизонтом.
4
2
2
II
Загадка смены времен года
6
2
4
III
Тайны круговорота веществ в природе
4
2
2
IV
Загадки круговорота воды в природе
4
1
3
V
Загадки под водой и под землей
5
3
2
VI
Загадки растений
3
1
2
VII
Планета насекомых
5
2
3
VIII
Что такое НЛО?
1
1
IX
Заключение.
1
1
Резерв
1
1
ИТОГО 35ч.
15
20
3класс.
№п/п
Раздел, тема.
Кол-во
часов
Теоретич.
Практич
.
I
Изучение природы.
3
2
1
II
Условия, в которых мы живем.
6
2
4
III
Кто и как живет рядом с нами.
15
5
10
IV
Человек и природа.
10
2
8
Резерв
1
1
ИТОГО 35ч.
12
23
4 класс.
№п/п
Раздел, тема.
Кол-во
часов
Теоретич.
Практич
.
I
Выясняем, что такое экология.
2
2
II
Учимся распознавать растения и
животных ближайшего природного
окружения.
3
1
2
III
Знакомимся с живыми существами,
которым угрожает исчезновение.
1
1
IV
Изучаем способы охраны природы.
2
1
1
V
Выясняем роль неживой природы в
жизни живого.
3
1
2
VI
Открываем жизнь в почве.
1
1
VII
Пополняем наши знания о разнообразии
живой природы.
4
1
3
VIII
Изучаем экологические связи в живой
природе
4
1
3
IX
Знакомимся с охраняемыми растениями
и животными.
5
2
3
X
Мастерим домики для птиц.
1
1
XI
Учимся передавать свои знания другим
ребятам.
3
3
XII
Выявляем связь между состоянием
природы и здоровьем человека.
2
2
XIII
Обсуждаем примеры экологических
катастроф.
1
1
XIV
Подводим итоги работы за год.
2
2
Резерв
1
1
ИТОГО 35ч.
12
23
Приложение 1.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Чип и Дейл
спешат на помощь».
1 класс.
№
Наименование разделов,
блоков, тем
Всего
часов
Количество часов
Дата
Теорети
ческие
Практич
еские
план
факт
Введение
1
1
1
Раскрытые и нераскрытые
загадки нашей планеты:
обзор основных тем курса.
I
Тайны за горизонтом
4
2
2
2
Географические открытия в
древности. Небосвод.
1
3
Перемещение солнца на
небосводе.
1
4
Представление о форме
Земли в древности. Земной
шар.
2
5
Глобус - модель Земли.
Материки и океаны на
глобусе.
2
II
Загадка смены времен
года
6
2
4
6
Вращение Земли вокруг
своей оси.
1
7
Движение солнца над
горизонтом.
2
8
Сутки, определение частей
суток по разной деятель-
ности.
3
9
Загадки. Год и времена
года.
4
10
Названия месяцев на Руси.
1
11
История происхождения
названий дней недели.
2
III
Тайны круговорота
веществ в природе
4
2
2
12
Круговорот веществ в
природе.
1
13
Живая и неживая природа.
1
14
Цепи питания.
2
15
Обитатели почвы.
2
IV
Загадки круговорота воды
в природе
4
1
3
16
Загадки о состояниях воды.
1
17
Наблюдение в природе за
водой
1
18
Природа дождевого облака
2
19
Природа снежного облака
3
V
Загадки под водой и под
землей
5
3
2
20
Как изучают подводный
мир.
1
21
Киты, дельфины, акулы.
1
22
История открытия
гигантского кальмара.
2
23
Морские цветы (актинии),
звезды, ежи и другие живые
«чудеса».
3
24
Жизнь в темных глубинах
океана.
2
VI
Загадки растений
3
1
2
25
Родина комнатных
растений. Многообразие
цветковых растений.
1
26
Сказка о цветке-недотроге.
2
27
Образование плода. Много-
образие плодов.
1
VII
Планета насекомых
4
2
2
28
Разнообразие и
многочисленность
насекомых, их. роль в
природе и жизни человека.
1
29
Жуки. Дровосек-титан -
самый крупный жук.
1
30
Бабочки. Совка-агриппа -
самая крупная бабочка.
2
31
Охрана насекомых.
2
VIII Что такое НЛО?
1
1
32
Загадки НЛО:
свидетельства, сомнения,
предположения.
IX
Заключение
1
1
33
Что мы узнали и чему
научились за год.
Итого
33
14
19
2класс.
№
Наименование разделов,
блоков, тем
Всего
часов
Количество часов
Дата
Теорети
ческие
Практич
еские
План
Факт
Введение
1
1
1
Раскрытые и нераскрытые
загадки нашей планеты:
обзор основных тем курса.
I
Тайны за горизонтом
4
2
2
2
Географические открытия в
древности. Небосвод.
1
3
Перемещение солнца на
небосводе.
1
4
Представление о форме
Земли в древности. Земной
шар.
2
5
Глобус - модель Земли.
Материки и океаны на
глобусе.
2
II
Загадка смены времен
года
6
2
4
6
Вращение Земли вокруг
своей оси.
1
7
Движение солнца над
горизонтом.
2
8
Сутки, определение частей
суток по разной деятель-
ности.
3
9
Загадки. Год и времена года.
4
10
Названия месяцев на Руси.
1
11
История происхождения
названий дней недели.
2
III
Тайны круговорота
веществ в природе
4
2
2
12
Круговорот веществ в
природе.
1
13
Живая и неживая природа.
1
14
Цепи питания.
2
15
Обитатели почвы.
2
IV
Загадки круговорота воды
в природе
4
1
3
16
Загадки о состояниях воды.
1
17
Наблюдение в природе за
водой
1
18
Природа дождевого облака
2
19
Природа снежного облака
3
V
Загадки под водой и под
землей
5
3
2
20
Как изучают подводный
мир.
1
21
Киты, дельфины, акулы.
1
22
История открытия
гигантского кальмара.
2
23
Морские цветы (актинии),
звезды, ежи и другие живые
«чудеса».
3
24
Жизнь в темных глубинах
океана.
2
VI
Загадки растений
3
1
2
25
Родина комнатных
растений. Многообразие
цветковых растений.
1
26
Сказка о цветке-недотроге.
2
27
Образование плода. Много-
образие плодов.
1
VII
Планета насекомых
5
2
3
28
Разнообразие и
многочисленность
насекомых, их. роль в
природе и жизни человека.
1
29
Жуки. Дровосек-титан -
самый крупный жук.
1
30
Бабочки. Совка-агриппа -
самая крупная бабочка.
2
31
Охрана насекомых.
2
32
Жизнь насекомых: пчелы,
кузнечики, бабочки,
стрекозы.
3
VIII Что такое НЛО?
1
1
33
Загадки НЛО:
свидетельства, сомнения,
предположения.
IX
Заключение
1
1
34
Что мы узнали и чему
научились за год.
Защитим природу.
35
Резерв
1
1
Итого
35
15
20
3класс.
№
Наименование разделов,
блоков, тем
Всего
часов
Количество
часов
Дата
Теорет
ически
е
Практи
ческие
План
Факт
I
Изучение природы
3
2
1
1.
Беседа о лете. Изучать
природу – значит любить
и охранять её.
1
2.
Науки о природе.
Экология - наука о доме.
Как изучают природу
2
3.
Наблюдения в природе,
описание живых объектов.
1
II
Условия, в которых мы
живем
6
2
4
4
Солнце - источник тепла и
света на Земле. Климат и
сезоны года. Сезонные
явления нашей местности.
1
5
Особенности весны, лета,
осени, зимы.
2
6
Неблагоприятные и
необычные явления
природы.
1
7
Как уменьшить влияние
опасных явлений погоды
на природу родного края.
3
8
Условия жизни в горах, в
лесу, в городе. Как сделать
воздух в городе чище.
4
9
Вода - это жизнь. Вода
горной реки. Природные
родники и их охрана.
2
III
Кто и как живет рядом с
нами
15
5
10
Мир растений и человек
5
10
Многообразие цветущих и
не цветущих растений
Краснодарского края.
Свет, тепло, влага в жизни
растений.
1
11
Нужны ли комнатные
растения в доме.
Чужестранные пришельцы
на подоконнике - что мы о
них знаем.
2
12
Почему надо беречь и
охранять растения.
Растения Красной книги
Краснодарского края.
1
13
Грибы -удивительное
царство. Где и какие
3
грибы встречаются в
Краснодарском крае.
14
Грибы ядовитые и
съедобные. Грибы -
плесени. Где растут
лишайники, о чем они
могут рассказать.
2
Мир животных и
человек
10
15
Многообразие животных
родного края
4
16
Какие рыбы встречаются в
водоемах края.
Аквариумные рыбы - что
мы знаем о них.
5
17
Почему лягушка -
земноводное животное.
Как дышит, чем питается
лягушка. Почему надо
охранять земноводных.
6
18
Древние ящеры и
современные ящерицы.
7
19
Почему птицы - пернатые.
Перелетные, зимующие и
кочующие птицы края.
8
20
Как помочь птицам зимой.
Какие птицы прилетают к
кормушке. Охрана и
привлечение птиц
9
21
Домашние птицы. Корм-
ление и уход за ними.
3
22
Млекопитающие родного
края. Редкие животные
Краснодарского края.
4
23
Домашние животные.
Кормление и уход за ними.
10
24
Кто и как живет в почве?
Что надо знать о
бактериях. Почему надо
поддерживать чистоту в
доме и соблюдать правила
личной гигиены.
5
IV
Человек и природа
10
2
8
25
Зависимость человека от
природы.
1
26
Пищевые, лекарственные,
ядовитые растения.
Культурные растения.
1
27
Охота в истории людей.
Традиции охоты и рыбной
ловли у населения
Кавказа.
2
28
Природа - источник сил,
3
вдохновения и
оздоровления.
29
Отрицательное
воздействие человека на
природу.
4
30
Человек - звено в цепи
взаимосвязей в природе.
5
31
Почему надо соблюдать
правила поведения в
природе.
2
32
Что охраняют в
заповедниках и заказниках
Краснодарского края.
6
33
Охранять природу - значит
охранять здоровье.
7
34
Обобщение знаний.
8
35
Резерв
1
1
Итого
35
12
23
4класс.
№
Наименование разделов,
блоков, тем
Всего
часов
Количество
часов
Дата
Теорет
ически
е
Практи
ческие
План
Факт
I
Выясняем,
что
такое
экология
2
2
1
Экология - наука о связях
м е ж д у
ж и в ы м и
с у щ е с т в а м и
и
окружающей
их
средой,
м е ж д у
ч е л о в е ко м
и
природой.
Организм
и
окружающая среда.
1
2
Простейшая
квалификация
экологических
связей.
Связи между природой и
человеком.
2
II
Учимся
распознавать
растения
и
животных
ближайшего природного
окружения
3
1
2
3
Э к с к у р с и и
и
практические
работы
по
распознаванию
встречающихся
в
нашей
местности
растений
и
животных
1
4
Выявление
н а и б о л е е
характерных
отличительных признаков
схожих видов.
2
5
Объяснение
происхождения
названий
некоторых видов с целью
их лучшего запоминания.
1
III
Знакомимся
с
живыми
существами,
которым
угрожает исчезновение
1
1
6
Представители
редких
организмов.
Они
могут
исчезнуть.
1
IV
И з у ч а е м
с п о с о б ы
охраны природы
2
1
1
7
Охраняемые
природные
территории: заповедники,
заказники, национальные
парки. Памятники приро-
ды.
1
8
Ботанические
сады
и
з о о п а р к и
ка к
м е с т а
с о х р а н е н и я
и
р а з-
множения
редких
видов
1
растений
и
животных.
Питомники редких видов.
V
В ы я с н я е м
р о л ь
неживой
природы
в
жизни живого
3
1
2
9
Солнце
как
источник
тепла и света для живых
существ.
Роль
света
в
жизни
растений
и
животных.
1
10
Воздух
и
жизнь.
Роль
ветра в жизни растений и
животных.
1
11
В о д а
и
ж и з н ь .
Приспособление
растений и животных к
ж и з н и
в
у с л о в и я х
недостатка
влаги.
2
VI
Открываем
жизнь
в
почве
1
1
12
Разнообразие
ж ив ы х
о б и т а т е л е й
п о ч в ы .
Дождевые черви и кроты,
их
роль
в
поддержании
почвенного плодородия.
1
VII
П о п о л н я е м
н а ш и
знания
о
разнообразии
живой природы
4
1
3
13
Многообразие
растений:
з н а к о м с т в о
с
и н т е р е с н ы м и
п р е д-
с т а в и т е л я м и
г р у п п
растений
1
14
Знакомство с хвощами и
плаунами.
1
15
Многообразие животных:
ч е р в и ,
м о л л ю с к и ,
р а к о о б р а з н ы е
,
паукообразные
2
16
Грибы и лишайники как
особые
группы
живых
существ;
рмзнообразие
грибов и лишайников.
3
VIII
Изучаем
экологические
связи в живой природе
4
1
3
17
Экологические
связи
в
ж и в о й
п р и р о д е
н а
примере
елового
леса
Понятия «прямые связи»,
«косвенные связи».
1
18
С е т ь
п и т а н и я ,
и л и
пищевая сеть
1
19
Экологическая пирамида.
З н а ч е н и е
з н а н и й
о
п и щ е в о й
с е т и
и
экологической
пирамиде
для охраны природы.
2
20
Защитные
п р и с п о с о б л е н и я
у
растений и животных как
проявление тесной связи
о р г а н и з м о в
с
окружающей их средой
3
IX
З н а к о м и м с я
с
охраняемыми
растениями
и
живот-
ными
5
2
3
21
Охраняемые
растения.
О с о б е н н о с т и
и х
внешнего
строения
и
распространения,
легенды и сказания
1
22
Лекарственные
растения,
их
важнейшие
свойства,
правила
сбора.
Охрана
лекарственных растений
1
23
Охраняемые
животные.
П ри ч и н ы
с о к р ащения
ч и с л е н н о с т и
э т и х
животных
и
меры
их
охраны.
2
24
История спасения бобра,
соболя, стерха - примеры
активн ы х
д е й с т в и й
ч е л о в е к а
п о
о х р а н е
животного мира.
2
25
Мысленное
путешествие
по ботаническим садам и
зоопаркам
3
X
Мастерим
домики
для
птиц
1
1
26
Мастерим
домики
для
птиц.
1
XI
Учимся передавать свои
знания другим ребятам
3
3
27
Изготовление
школьниками
условных
з н а к о в
к
п р а в и л а м
поведения
в
природе
и
экологических памяток.
1
28
Подготовка и проведение
ш кол ь н и ка м и
б е с е д ,
утренник о в ,
К В Н
2
экологического
содержания.
29
Подготовка и проведение
школьниками экскурсий в
природу
с
учащимися
других классов.
3
XII
Выявляем
связь
между
состоянием
природы
и
здоровьем человека
2
2
30
Влияние
з а г р я з н е н и я
окружающей
среды
на
здоровье человека . Пути
п о п а д а н и я
в р е д н ы х
ве щ е с т в
в
о р г а н и з м
человека
1
31
Меры,
направленные
на
с н и ж е н и е
в р е д н о г о
влияния
загрязнений
на
здоровье
2
XIII
Обсуждаем
примеры
экологических
катастроф
1
1
32
Загрязнение природы.
1
XIV
Подводим итоги работы
за год
2
2
33
Обобщение
о сновных
теоретических знаний.
1
34
Экскурсия
в
природу
совместно с родителями.
2
35
Резерв
1
1
Итого