Автор: Скапцова Ольга Александровна Должность: учитель искусства Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №12" Населённый пункт: город Яровое Алтайского края Наименование материала: Технологическая карта Тема: Жостово. Роспись по металлу Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
по изобразительному искусству 5 класс
Тема урока Жостово. Роспись по металлу
Планируемые образовательные результаты
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства; освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные
приемы жостовского письма
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты;
сравнивать красочную роспись, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки
самостоятельного творческого мышления; готовность слушать и вести диалог; формирование умения планировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации
Личностные: интерес к изучению культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, способность к
созданию художественного образа жостовского подноса
;
формирование уважительного отношения к жостовских мастеров и
работ учащихся
;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
произведения
декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию учащихся
.
Решаемые учебные задачи Развивать «язык» декоративного искусства и способности учащихся;
Обобщать полученные теоретические знания и умение применять их на практике.
Основные понятия, изучаемые на уроке Жостовская роспись, приемы жостовского письма: замалевка, тенежка,
прокладка, бликовка, чертёжка, привязка, уборка.
Оборудование Проектор, наглядные пособия, раздаточный материал, материал ЦОР, документ-камера
Художественные материалы гуашевые краски, кисти круглые № 1-7,баночки с водой, заготовки подносов из картона.
Учитель изобразительного искусства Скапцова О.А.
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I. Организационный
момент
Организация
начала урока,
формирование
внутренней и
внешней готовности
учеников,
позитивный
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня урок изобразительного
искусства.
- Проверьте, все ли у Вас готово
к уроку.
- Пожалуйста, садитесь.-
Сегодня на уроке
Включаются в деловой ритм
урока.
Личностные:
самоопределени
е;
Коммуникативн
ые:
планирование
учебного
настрой.
изобразительного искусства я
желаю вам прекрасного
настроения, новых и
интересных открытий.
- И так, начнем!
- Желаю удачи!
сотрудничества
с учителем и
сверстниками.
II. Мотивация
учебной
деятельности.
Выявление уровня
знаний
Мы с вами продолжаем
знакомится с русскими
народными промыслами.
Прежде чем узнать тему нашего
урока, (слайд 3)
нам предстоит побывать на
ярмарке народных промыслов.
Обращение к учащимся:
Посмотрите на эту выставку и
назовите, какие предметы
декоративных промыслов вам
уже знакомы?
(ярмарка с предметами Гжели,
Городца, Дымковская игрушка,
Филимоновская игрушка и
Жостово).
- это предмет? (показать на
предмет Дымковская игрушка).
Почему вы так решили?
(правильно).
Учащиеся отвечают и
показывают
Это Дымковская
игрушка.
Потому, что она сделана из
глины. Форма монолитна,
овальна, силуэт мягкий,
много лепных деталей. Эта
Регулятивные:
- планирование
определение
последовательно
сти
промежуточных
целей с
конечным
результатом.
Коммуникативн
ые:
- слушать и
понимать речь
других;
- уметь с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли;
Познавательные:
-
ориентирование
своей системе
- Есть ли на ярмарке игрушки
расписанные в другом стиле
народного промысла?
(показываю Филимоновскую
игрушку)
Почему так решили?
А, вот этот необыкновенный на
вид предмет, который
завораживает красотой
сочетания белого и синего
цвета? Какой это промысел?
(показать на предмет Гжель).
Почему так решили?
А вот эти предметы, которые
украшены яркой росписью по
дереву? (показать Городецкую
роспись).
Чем отличается Городецкая
роспись?
игрушка расписана на белом
фоне, геометрические яркие
краски.
Учащиеся отвечают и
показывают
Это Филимоновская
игрушка.
Потому, что у
Филимоновской игрушки
формы вытянутые, они
выглядят стройными и
изящными. Расписаны
малиново-красным, жёлтым
и изумрудно-зелёным
радужными полосами.
Учащиеся отвечают и
показывают
Это Гжель.
Потому, что на белом фоне
голубовато-синий орнамент
росписи.
Учащиеся отвечают и
показывают
Это Городецкая роспись.
Тем, что роспись
расписывают на деревянной
поверхности, яркими
розанами, купавками. На
знаний
(определять
границы
знания/незнания
);
- находить
ответы на
вопросы,
используя
плакат, схем;
- анализ
объектов с
целью
выделения
основных
признаков;
- выбор
оснований
икритериев для
сравнения,
классификации
объектов
Да, вы, молодцы!
А какой предмет у нас остался
без внимания?
изделиях изображены
птицы, кони, сценки и
декоративными цветами.
Это поднос.
III. Постановка цели
и задач урока.
Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятие
ими целей урока.
Учитель подводит учащихся к
осознанию целей и задач.
Вот уже 200 лет радует людей
прикладное искусство мастеров
подмосковного села Жостово.
Так, вы назовете тему
сегодняшнего урока?
О чем бы вы хотели узнать на
уроке?
Да, действительно, тема нашего
урока Жостово, роспись по
металлу. (Использование ЦОР
«Жостово»)
-Какие композиции встречаются
на подносах?
Какие формы подносов вы
увидели?
Откуда художники берут
орнаменты?
Что даёт мастеру возможность
фантазировать,
импровизировать?
Формулируют сами
учащиеся, определив
границы знания и незнания
Ответ учащихся:
Жостовский поднос,
жостовская роспись
Учащиеся смотрят фильм о
жостовской росписи
Отвечают на поставленные
вопросы
Познавательные
самостоятельное
выделение-
формулирование
познавательной
цели;
построение
логической цепи
рассуждений;
доказательство.
Регулятивные:
формирование
умения проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве.
планирование,
прогнозировани
е.
IV. Обобщение и
систематизация
знаний
Физминутка
У вас на партах лежат макеты
подносов, присмотритесь и
скажите, какую форму они
имеют?
А форма подносов может быть
разнообразная
Нарисуйте в воздухе форму
подноса: Разнообразие форм
многоугольной
- круглой
- овальной
- комбинированной
Роспись каждого подноса
своеобразна и неповторима.
Среди Жостовских подносов не
найти двух совершенно
одинаковых, мастера работают
творчески не копируя чужих
образцов и не повторяя своих
собственных.
Композиция часто зависит от
формы подноса и может быть в
виде:
-«веночка»,
-«букета»,
-«корзинки» .
Но, самым распространенным
видом жостовской росписи
подносов является букет,
расположенный в центре
Ребята встают и рисуют
формы в воздухе Имеет
форму овала и круга,
прямоугольника,
многоугольника
Обсуждают технику
выполнения росписи.
Композиция:
-«веночек»,
-«букет»,
-«корзинка».
Регулятивные:
контроль,
оценка,
коррекция.
Познавательные:
умение
структуризирова
ть знания, выбор
наиболее
эффективных
способов
решения задач,
рефлексия
способов и
условий
действия.
подноса и обрамленный по
борту мелким золотистым
узором.
Ребята, а теперь давайте
посмотрим, как создаются
неповторимые по красоте и
богатству роспись жостовских
подносов.(ЦОР технология
росписи подноса)
Учащиеся смотрят видео
VРабота над новым
материалом
-Мастер расписывает подносы в
несколько этапов, сразу
красками, без предвари-
тельного рисунка. Эти этапы
имеют свое название. Что вы
поняли из показанного фильма?
На партах лежат карточки
«Этапы росписи» поработайте в
парах и распределите этапы в
нужном порядке.
Учащиеся работают с
информацией:
1.Грунтовка. Прежде чем
художник начнет
расписывать металлическую
заготовку, ее грунтуют,
шпаклюют, шлифуют и
покрывают лаком. На этом
этапе выбирают цвет для
фона. Чаще всего он бывает
черным.
2.Замалевок. Разбавленной
краской на подготовленную
поверхность художник
наносит силуэты цветов и
листьев.
Познавательные:
поиск и
выделение
информации,
анализ и синтез.
Регулятивные:
-
формирование
умения проявлять
познавательную
инициативу
Коммуникативн
ые:
- умение
договариваться,
- находить
общее решение
при работе в
группе;
- планирование,
3.Тенежка.
Полупрозрачными красками
художник наносит цветные
тени.
4.Прокладка. Уточняются
многие детали.
5.Бликовка. Наложение
бликов выявляет свет и
объем.
6.Чертежка. Это
заключительная часть
работы над букетом. При
помощи тонкой кисти
наносятся штрихи –
прожилки, кружевные края у
листочков, прописываются
“семенца” в центре чашечек.
7.Привязка. Прописываются
стебельки и травинки. Букет
объединяется в единое
целое.
8.Уборка. Украшение борта
подноса.
управление
своим
поведением.
Подумайте, какую
композицию и с
использованием каких
элементов вы бы создали.
VIII. Применение
знаний и умений на
практике
Работа над
практическим
заданием
Приступаем к практическому
заданию.
- Давайте и мы попробуем на
заготовленных бумажных
подносах создать композицию
жостовской росписи.
Обратите внимание на критерии
оценки рисунка.
Учитель контролирует работу
учащихся.
1)контроль организации
рабочего места;
2)контроль правильности
выполнения приемов работы
через документ-камеру
3) оказание помощи учащимся,
испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества
выполненной работы
знакомятся с критериями
оценки и выполняют
рисунок.
осуществляют
коммуникативное
взаимодействие на уроке с
учителем во время
выполнения работы. Показ
элементов росписи через
документ-камеру.
оценивают и корректируют
Личностные:
- выделение и
осознание того,
что уже усвоено
и что еще
подлежит
усвоению,
осознание
качества и
уровня
усвоения;
Регулятивные:
- принимать и
сохранять
учебную задачу;
- осуществление
пошагового
контроля,
различать
результат и
способ действия.
Коммуникативн
ые:
- учитывать
разные мнения,
контролировать
свою работу
действия
партнёра.
VIIII.Подведение
итогов урока.
Рефлексия
Инициировать
рефлексию детей по
поводу
психоэмоционально
го состояния,
мотивации их
собственной
деятельности и
взаимодействия с
учителем и другими
детьми в классе.
Закончили работу, покажем друг
дуну и организуем выставку.
Какие
особенности
имеет
жостовская роспись?
Заполните листы самооценки:
Было интересно…
-Теперь я могу…
-Я научился…
-Меня удивило…
Сегодня я узнал …
- оценивание по установленным
совместно с обучающимися
критериям результаты их
работы на уроке, выставление
отметкок
-задает домашнее задание детям
с учетом индивидуальных
возможностей и пожелания
учащихся:
1)Составить кроссворд по
разным видам росписи: Гжель,
Хохлома, Жостово, Городец.
Подводят итоги своей
работы.
Роспись выполняется по
металлу, композиция
зависит от формы, чаще
всего изображают цветы, но
может быть и фрукты,
птицы и т.д.
Рефлексия: осуществляют
самооценку собственной
учебной деятельности,
соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия.
записывают домашнее
задание.
Личностные:
- самооценка
(анализ
деятельности);
- проявление
интереса к
новому.
Коммуникативн
ые: умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли;
Познавательные:
-
ориентирование
своей системе
знаний
(определять
границы
знания/незнания
);
- рефлексия;
Регулятивные:
- самооценка;
- самоконтроль