Напоминание

Жостово. Роспись по металлу


Автор: Скапцова Ольга Александровна
Должность: учитель искусства
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №12"
Населённый пункт: город Яровое Алтайского края
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: Жостово. Роспись по металлу
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА по изобразительному искусству 5 класс
Тема урока
Жостово. Роспись по металлу
Планируемые образовательные результаты
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства; освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты; сравнивать красочную роспись, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления; готовность слушать и вести диалог; формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации Личностные: интерес к изучению культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, способность к созданию художественного образа жостовского подноса ; формирование уважительного отношения к жостовских мастеров и работ учащихся ; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения произведения декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию учащихся .
Решаемые учебные задачи
Развивать «язык» декоративного искусства и способности учащихся; Обобщать полученные теоретические знания и умение применять их на практике.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Жостовская роспись, приемы жостовского письма: замалевка, тенежка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка, уборка.
Оборудование
Проектор, наглядные пособия, раздаточный материал, материал ЦОР, документ-камера
Художественные материалы
гуашевые краски, кисти круглые № 1-7,баночки с водой, заготовки подносов из картона.
Учитель
изобразительного искусства Скапцова О.А.
Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД
I. Организационный момент Организация начала урока, формирование внутренней и внешней готовности учеников, позитивный - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок изобразительного искусства. - Проверьте, все ли у Вас готово к уроку. - Пожалуйста, садитесь.- Сегодня на уроке Включаются в деловой ритм урока. Личностные: самоопределени е; Коммуникативн ые: планирование учебного
настрой. изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий. - И так, начнем! - Желаю удачи! сотрудничества с учителем и сверстниками. II. Мотивация учебной деятельности. Выявление уровня знаний Мы с вами продолжаем знакомится с русскими народными промыслами. Прежде чем узнать тему нашего урока, (слайд 3) нам предстоит побывать на ярмарке народных промыслов. Обращение к учащимся: Посмотрите на эту выставку и назовите, какие предметы декоративных промыслов вам уже знакомы? (ярмарка с предметами Гжели, Городца, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка и Жостово). - это предмет? (показать на предмет Дымковская игрушка). Почему вы так решили? (правильно). Учащиеся отвечают и показывают Это Дымковская игрушка. Потому, что она сделана из глины. Форма монолитна, овальна, силуэт мягкий, много лепных деталей. Эта Регулятивные: - планирование определение последовательно сти промежуточных целей с конечным результатом. Коммуникативн ые: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: - ориентирование своей системе
- Есть ли на ярмарке игрушки расписанные в другом стиле народного промысла? (показываю Филимоновскую игрушку) Почему так решили? А, вот этот необыкновенный на вид предмет, который завораживает красотой сочетания белого и синего цвета? Какой это промысел? (показать на предмет Гжель). Почему так решили? А вот эти предметы, которые украшены яркой росписью по дереву? (показать Городецкую роспись). Чем отличается Городецкая роспись? игрушка расписана на белом фоне, геометрические яркие краски. Учащиеся отвечают и показывают Это Филимоновская игрушка. Потому, что у Филимоновской игрушки формы вытянутые, они выглядят стройными и изящными. Расписаны малиново-красным, жёлтым и изумрудно-зелёным радужными полосами. Учащиеся отвечают и показывают Это Гжель. Потому, что на белом фоне голубовато-синий орнамент росписи. Учащиеся отвечают и показывают Это Городецкая роспись. Тем, что роспись расписывают на деревянной поверхности, яркими розанами, купавками. На знаний (определять границы знания/незнания ); - находить ответы на вопросы, используя плакат, схем; - анализ объектов с целью выделения основных признаков; - выбор оснований икритериев для сравнения, классификации объектов
Да, вы, молодцы! А какой предмет у нас остался без внимания? изделиях изображены птицы, кони, сценки и декоративными цветами. Это поднос. III. Постановка цели и задач урока. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач. Вот уже 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово. Так, вы назовете тему сегодняшнего урока? О чем бы вы хотели узнать на уроке? Да, действительно, тема нашего урока Жостово, роспись по металлу. (Использование ЦОР «Жостово») -Какие композиции встречаются на подносах? Какие формы подносов вы увидели? Откуда художники берут орнаменты? Что даёт мастеру возможность фантазировать, импровизировать? Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Ответ учащихся: Жостовский поднос, жостовская роспись Учащиеся смотрят фильм о жостовской росписи Отвечают на поставленные вопросы Познавательные самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. планирование, прогнозировани е.
IV. Обобщение и систематизация знаний Физминутка У вас на партах лежат макеты подносов, присмотритесь и скажите, какую форму они имеют? А форма подносов может быть разнообразная Нарисуйте в воздухе форму подноса: Разнообразие форм многоугольной - круглой - овальной - комбинированной Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима. Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных. Композиция часто зависит от формы подноса и может быть в виде: -«веночка», -«букета», -«корзинки» . Но, самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре Ребята встают и рисуют формы в воздухе Имеет форму овала и круга, прямоугольника, многоугольника Обсуждают технику выполнения росписи. Композиция: -«веночек», -«букет», -«корзинка». Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризирова ть знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Ребята, а теперь давайте посмотрим, как создаются неповторимые по красоте и богатству роспись жостовских подносов.(ЦОР технология росписи подноса) Учащиеся смотрят видео VРабота над новым материалом -Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предвари- тельного рисунка. Эти этапы имеют свое название. Что вы поняли из показанного фильма? На партах лежат карточки «Этапы росписи» поработайте в парах и распределите этапы в нужном порядке. Учащиеся работают с информацией: 1.Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным. 2.Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев. Познавательные: поиск и выделение информации, анализ и синтез. Регулятивные: - формирование умения проявлять познавательную инициативу Коммуникативн ые: - умение договариваться, - находить общее решение при работе в группе; - планирование,
3.Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. 4.Прокладка. Уточняются многие детали. 5.Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем. 6.Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек. 7.Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое. 8.Уборка. Украшение борта подноса. управление своим поведением.
Подумайте, какую композицию и с использованием каких элементов вы бы создали. VIII. Применение знаний и умений на практике Работа над практическим заданием Приступаем к практическому заданию. - Давайте и мы попробуем на заготовленных бумажных подносах создать композицию жостовской росписи. Обратите внимание на критерии оценки рисунка. Учитель контролирует работу учащихся. 1)контроль организации рабочего места; 2)контроль правильности выполнения приемов работы через
документ-камеру
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы знакомятся с критериями оценки и выполняют рисунок. осуществляют коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем во время выполнения работы. Показ элементов росписи через документ-камеру. оценивают и корректируют Личностные: - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществление пошагового контроля, различать результат и способ действия. Коммуникативн ые: - учитывать разные мнения, контролировать
свою работу действия партнёра.
VIIII.Подведение итогов урока. Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционально го состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Закончили работу, покажем друг дуну и организуем выставку. Какие особенности имеет жостовская роспись? Заполните листы самооценки: Было интересно… -Теперь я могу… -Я научился… -Меня удивило… Сегодня я узнал … - оценивание по установленным совместно с обучающимися критериям результаты их работы на уроке, выставление отметкок -задает домашнее задание детям с учетом индивидуальных возможностей и пожелания учащихся: 1)Составить кроссворд по разным видам росписи: Гжель, Хохлома, Жостово, Городец. Подводят итоги своей работы. Роспись выполняется по металлу, композиция зависит от формы, чаще всего изображают цветы, но может быть и фрукты, птицы и т.д. Рефлексия: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. записывают домашнее задание. Личностные: - самооценка (анализ деятельности); - проявление интереса к новому. Коммуникативн ые: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: - ориентирование своей системе знаний (определять границы знания/незнания ); - рефлексия; Регулятивные: - самооценка; - самоконтроль


В раздел образования