Напоминание

Педагогическая программа по коррекции ротацизма у дошкольников 5 – 5,5 лет со стертой дизартрией "Учимся правильно говорить звуки [р] и [р’]"


Автор: Федотова Наталия Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 44 "Белоснежка"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогическая программа по коррекции ротацизма у дошкольников 5 – 5,5 лет со стертой дизартрией "Учимся правильно говорить звуки [р] и [р’]"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1
Педагогическая программа

по коррекции ротацизма у дошкольников 5 –5,5 лет со стертой

дизартрией

«Учимся правильно говорить звуки [р] и [р’]»

Пояснительная записка

.
Одной из основных целей реализации программы дошкольного образования является развитие детской речи. Проблема неправильного произношения звука [р] в русском языке является очень распространенной, в связи с тем, что звук [р]сложен для произношения по артикуляционным параметрам. Ребенок не сможет самостоятельно научиться правильно произносить звуки [р] и [р’] без логопедической помощи, поэтому при реализациякомплексного подходак использованию логопедических технологий в коррекции ротацизма у дошкольников со стертой дизартрией будет способствовать повышению результатов логопедической работы. Программа «Учимся правильно говорить звуки [р] и [р‘]»разработана с учетом основных требований логопедической работы по преодолению ротацизма у дошкольников со стертой дизартрией. Использование пособий: «Альбом по артикуляционной гимнастике», пособия Е. А. Дьяковой «Логопедический массаж», «Альбомдля самомассажа артикуляционного аппарата у дошкольников с нарушением речи» Л.А. Боровцовой, Е.В.Холиной, Логопедического пособия по коррекции нарушений просодической стороны речи для детей со стертой дизартрией старшего дошкольного возраста «Говори красиво» Л.А. Боровцовой, О.В.Люлиной, позволяет организовать комплексный подход к использованию логопедических технологий по преодолению ротацизма у дошкольников со стертой дизартрией.
Цель

программы:
по эт апно е обучение н а в ы ка м правильного произношения звуков [р] и [р’] на основе комплексного подхода к использованию логопедических технологий в коррекции ротацизма у
2 дошкольников со стертой дизартрией в условиях дошкольного образовательного учреждения . Программа включает в себя игровые упражнения, с помощью которых отрабатываются: артикуляционная моторика, нормализуется дыхание, укрепляются мышцы лица и шеи. Упражнения направлены на усвоение навыков правильного удержания артикуляционных укладов, необходимых для произнесения звуков [р] и [р’], выработки воздушной струи, укрепления мышц артикуляционного аппарата, а также на нормализацию тонуса мышц языка, лица и шеи ,усиление действия биологически активных точек и подчинены основной задаче коррекционной работы – выработке умения правильного произношения звуков [р] и [р’] у дошкольников со стертой дизартрией. При планировании занятий рекомендуется опираться на изучаемую детьми лексическую тему, учитывать вид ротацизма, состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата. В ходе логопедической работы необходимо, чтобы ребенок правильно усвоил артикуляционные упражнения и упражнения, направленные на нормализацию воздушной струи, а также сосредотачивать внимание ребенка на правильном выполнении этих упражнений. Проводить логопедический массаж (классический, массаж биологически активных точек и массаж с использованием классических логопедических зондов), научить ребенка приемам самомассажа для закрепления полученных результатов. Наличие для каждого этапа занятий индивидуального наглядного материала (картинок, схем-моделей) позволяет обеспечить: – высокую активность детей; – полный контроль над выполнением артикуляционной гимнастики; – более экономное использование учебного времени. Особенностью планирования игровых упражнений является комплексный подход в применении логопедических технологий по устранению ротацизма у дошкольников со стертой дизартрией. Речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала.
3 Все занятия проводятся в форме игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Экспериментальная программа предполагает вовлечение в коррекционную работу воспитателей и родителей с целью закрепления полученных навыков, сформированных учителем-логопедом.
Раздел 1. Основные направления коррекционной работы учителя-

логопеда

по

обучению

правильному

произношению

звуков [р]

и

[р’]

дошкольников со стертой дизартрией.
1. Разработка комплекса артикуляционных упражнений,упражнений на развитие силы и правильного направления воздушной струи, приемов логопедического массажа, приемов самомассажа артикуляционного аппарата. 2. Разработка перспективного планирования логопедической работы по коррекции ротацизма с учетом комплексного подхода к использованию логопедических технологий у детей подготовительной к школе группы с логопедическим заключениями:«ФН, стертая дизартрия» и «ФФН, стертая дизартрия»сроком на 3 месяца. 3. Проведение консультаций для воспитателей по использованию игровых упражнений для закрепления навыков правильного произношения звуков [р] и [р’]детьми на занятиях и на протяжении всех режимных моментов. 4. Проведение консультаций для родителей по использованию игровых упражнений для закрепления навыков правильного произношения звуков [р] и [р’]детьми в домашних условиях. 5. Координирование коррекционной работы воспитателей и родителей по программе «Учимся правильно говорить звуки [р] и [р’]» с целью устранения нарушений правильного произношения звуков [р] и [р’] у дошкольников со стертой дизартрией.
Раздел

2.

Перспективное

планированиелогопедической

работы

по

обучению умениям правильно произносить звуки [р] и [р’] у дошкольников

со стертой дизартрией старшей группы при

реализации комплексного

4
подхода

к

использованию

логопедических

технологий в

условиях

дошкольного образовательного учреждения.
Для наиболее эффективного проведения коррекционной работы по коррекции ротацизма учителю-логопеду предлагается со ставить перспективное планирование для учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Учитель-логопед планирует использование определённого комплекса упражнений по обучению умениям правильно произносить звуки [р] и [р’] на текущую неделю. Воспитатели и родители включаются в работу со второй недели для закрепления уже сформированных учителем-логопедом у детей умений правильного произношения звуков [р] и [р’]. Перспективное планирование представлено в таблице 1.
Таблица 1. Перспективный план коррекционной работы по обучению

умениям правильно произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей

группы со стертой дизартрией

Ме-

сяц

Не-

де-

ля

«Учимся правильно говорить звуки

[р] и [р

]

»

Цели

коррекционной

работы

Задачи и содержание коррекционной работы

Наглядный

материал
ФЕВРАЛЬ 1 Подготовка артикуляционного аппарата. 1.Учить правильно удерживать артикуляционные позы. Артикуляционные упражнения: «Чистим верхние зубки», «Маляр». 2.Следить за правильностью выполнения артикуляционной гимнастики ребенком. 3. Проводить логопедический массаж. Картинный материал в приложениях № 1, № 2. 2 Подготовка артикуляционного аппарата. Нормализация дыхания. 1.Продолжать учить удерживать правильно артикуляционные позы. Артикуляционные упражнения: «Чистим верхние зубки», «Маляр». 2. Проводить дыхательную гимнастику для нормализации воздушной струи. Артикуляционные упражнения :«Кто дальше загонит мяч», «Надуем воздушный шар», «Подуем в дудочку». 3. Проводить логопедический массаж языка. Картинный материал в приложениях № 1, № 2,№ 3.
5 3 Подготовка артикуляционного аппарата. Нормализация дыхания. Нормализация мышечного тонуса органов артикуляционного аппарата. 1.Закреплять умение удерживать артикуляционные позы. Артикуляционные упражнения: «Чистим верхние зубки», «Маляр». 2.Учить артикуляционным упражнениям. Артикуляционные упражнения: «Вкусное варенье», «Индюк». 3.Проводить логопедический массаж органов артикуляционного аппарата с помощью постановочных зондов. 4. Проводить массаж биологически активных точек. 5. Проводить игры на развитие воздушной струи. Игры:« Пузырьки» , «Подуем в дудочку». Картинный материал в приложениях № 2, № 3,№ 4. 4 Нормализация артикуляционной моторики, воздушной струи. Постановка звука [р]. 1. Закреплять умение удерживать артикуляционные позы Артикуляционные упражнения: «Чистим верхние зубки», «Маляр. 2.Учить артикуляционным упражнениям.Артикуляционные упражнения: «Вкусное варенье», «Индюк». 3.Проводить логопедический массаж органов артикуляционного аппарата с помощью постановочных зондов. 4. Учить самомассажу органов артикуляционного аппарата. Упражнения: «Я хороший», «Грабельки». 5 Учить делать проторное [р]. Картинный материал в приложениях № 2, № 3,№ 4, №5. МАРТ 1 Нормализация артикуляционной моторики, воздушной с т р у и . Постановка звука [р]. 1. Закреплять умение удерживать артикуляционные позы. Артикуляционные упражнения: «Чистим верхние зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк». 2. Учить артикуляционным упражнениям. Артикуляционные упражнения: «Грибок», «Гармошка». 3. Проводить логопедический массаж органов артикуляционного аппарата с помощью постановочных зондов. 4. Учить самомассажу органов артикуляционного аппарата. Упражнения: «Я хороший », «Грабельки»«Нарисуем кружочки». 5. Учить делать проторное [р], уметь повторять Картинный материал в приложениях № 2, № 3,№ 4, №5, №.6.
6 по подражанию за логопедом. 2 Нормализация артикуляционной моторики. Развитие воздушной струи. Постановка звука [р]. 1. Закреплять умение удерживать артикуляционные позы. Артикуляционные упражнения: «Чистим верхние зубки», «Маляр»,«Вкусное варенье», «Индюк». 2. Учить артикуляционным упражнениям. Артикуляционные упражнения: «Грибок», «Гармошка». 3. Проводить логопедический массаж органов артикуляционного аппарата с помощью постановочных зондов. 4. Учить самомассажу органов артикуляционного аппарата. Упражнения: «Я хороший », «Грабельки»«Нарисуем кружочки». Картинный материал в приложениях № 2, № 3,№ 4, №5, №.6, №7. 3 Нормализация артикуляционной моторики. Развитие воздушной с т ру и . Постановка звука [р]. 1. Закреплять умение удерживать артикуляционные позы. Артикуляционные упражнения:«Чистим верхние зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк». 2. Учить артикуляционным упражнениям.Артикуляционные упражнения: «Грибок», «Гармошка». 3. Проводить логопедический массаж органов артикуляционного аппарата с помощью постановочных зондов. 4. Учить самомассажу органов артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения: «Я хороший »,«Грабельки»«Нарисуем кружочки», «Конфетка», «Бородка». 5. Учить произносить звук [р] . Картинный материал в приложениях № 2, № 3,№ 4, №5, №.6, №7.
7 4 Нормализация артикуляционной моторики. Развитие воздушной струи. 1.Закреплять умение удерживать артикуляционные позы. Артикуляционные упражнения:«Чистим верхние зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк»,«Грибок», «Гармошка». 3. Проводить логопедический массаж органов артикуляционного аппарата с помощью постановочных зондов. 4. Учить самомассажу органов артикуляционного аппарата. Упражнения: «Я хороший», «Грабельки», «Нарисуем кружочки», «Конфетка», «Бородка». 5. Учить произносить звук [р] . Картинный материал в приложениях № 2, № 3,№ 4, №5, №.6, №7. АПР ЕЛЬ 1 Нормализация артикуляционной моторики. Развитие воздушной струи. 1. Закреплять умение удерживать артикуляционные позы. Артикуляционные упражнения: «Чистим верхние зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Грибок», «Гармошка», «Барабанщики». 2. Проводить логопедический массаж органов артикуляционного аппарата с помощью постановочных зондов. 3. Учить самомассажу органов артикуляционного аппарата. Упражнения: «Я хороший»,«Грабельки», «Нарисуем кружочки», «Конфетка», «Бородка». 4. Учить произносить звук [р]. Картинный материал в приложениях № 2, № 3,№ 4, №5, №.6, №7, № 8.
8 2 Нормализация артикуляционной моторики. Развитие воздушной струи. Постановка звука [р]. 1. Закреплять умение удерживать артикуляционные позы. Артикуляционные упражнения: «Чистим верхние зубки», «Маляр», «Барабанщики», «Вкусное варенье», «Индюк», «Грибок», «Гармошка». 2.Проводить логопедический массаж органов артикуляционного аппарата с помощью постановочных зондов. 3. Закреплять умение самомассажу органов артикуляционного аппарата. Упражнения: «Я хороший »,«Грабельки»«Нарисуем кружочки», «Конфетка», «Бородка», «Бровки», «Расческа». 4. Учить произносить звук [р] . Картинный материал в приложениях № 2, № 3,№ 4, №5, №.6, №7, № 8. 3 Нормализация артикуляционной моторики. Развитие воздушной с т ру и . Постановка звука [р]. 1. Закреплять умение удерживать артикуляционные позы. Артикуляционные упражнения: «Чистим верхние зубки», «Барабанщики»,«Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Грибок», «Гармошка». 2. Проводить логопедический массаж органов артикуляционного аппарата с помощью постановочных зондов. 3. Закреплять умение самомассажу органов артикуляционного аппарата. Упражнения: «Я хороший », «Грабельки», «Нарисуем кружочки», «Конфетка», «Бородка», «Бровки», «Расческа». 4. учить произносить звук [р] изолированно. Картинный материал в приложениях № 2, № 3,№ 4, №5, №.6, №7, № 8, № 9. 4 Нормализация артикуляционной моторики. Развитие воздушной с т ру и . Постановка звука [р]. 1. Закреплять умение удерживать артикуляционные позы. Артикуляционные упражнения:«Чистим верхние зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Грибок», «Барабанщики», «Гармошка». 2. Проводить логопедический массаж органов артикуляционного аппарата с помощью Картинный материал в приложениях № 2, № 3,№ 4, №5, №.6, №7, № 8, № 9.
9 постановочных зондов. 3. Закреплять умение самомассажу органов артикуляционного аппарата. Упражнения: «Я хороший », «Грабельки», «Нарисуем кружочки», «Конфетка», «Бородка», «Бровки», «Расческа». 4. Учить произносить звук [р] . Комплекс артикуляционных упражнений, упражнений на развитие силы и правильного направления воздушной струи, приемов логопедического массажа, приемов самомассажа артикуляционного аппарата представлен в приложении №6. Таким образом, была разработана педагогическая программа по коррекции ротацизма у дошкольников со стертой дизартрией при реализации комплексного подхода к использованием логопедических технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения«Учимся правильно говорить звуки [р] и [р’]». Программа включает в себя пояснительную записку, основные направления работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей, перспективный план коррекционной работы учителя-логопеда на 3 месяца по обучению детей 5 – 5,5 лет с ротацизмом при стертой дизартрии, комплекс игр и упражнений «Учимся говорить звуки [р] и [р’]правильно».
10
Список использованной литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 1997. 2. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей: учебное пособие/ Е.Ф.Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2006. 3. Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Тамбов, «Пролетарский светоч», 2007. 4. Волкова Л.С.Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. 5. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М: Педагогика, 1982. 6. Гвоздев А. И. Вопросы изучения детской речи. М.:Просвещение, 1961.
11 7. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. Селиверстова В.И.М.: Просвещение,1987. 8. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств. «Дефектология». 2001. №1. 9. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств произношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи».//Сборник «Методическое наследие», под ред. Л.С.Волковой. М.: Академия,2003. 10. Поволяева М.А. Справочник логопеда. М.: Сфера, 2001. 11. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974. № 4. 12. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И.Селиверстова.М.: ВЛАДОС,1997. 13. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М.:Просвещение, 1989. 14. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург: Литур, 2000. 1 5 . Ф ом и ч е в а М . Ф . В о с п и т а н и е у д е т е й п р а в и л ь н о г о звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание» М.: Просвещение, 1989. 16. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2008. 17. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1983.
12
Приложение
Приложение 1. Комплекс упражнений для обучения умениям правильно произносить звуки [р] и [р’] дошкольников группы со стертой дизартрией. Приложение 2. Картинный материал к упражнениямдля обучения умениям правильно произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей группы со стертой дизартрией. Приложение 3. Картинный материал к упражнениямдля обучения умениям правильно произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей группы со стертой дизартрией. Приложение 4. Картинный материал к упражнениямдля обучения умениям правильно произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей группы со стертой дизартрией. Приложение 5. Картинный материал к упражнениямдля обучения умениям правильно произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей группы со стертой дизартрией. Приложение 6. Картинный материал к упражнениямдля обучения умениям правильно произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей группы со стертой дизартрией. Приложение 7. Картинный материал к упражнениямдля обучения умениям правильно произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей группы со стертой дизартрией.
13 Приложение 8. Картинный материал к упражнениямдля обучения умениям правильно произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей группы со стертой дизартрией. Приложение 9. Картинный материал к упражнениямдля обучения умениям правильно произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей группы со стертой дизартрией.
Приложение 1

Комплекс упражнений для обучения умениям правильно произносить

звуки [р] и [р’] дошкольников со стертой формой дизартрии

1.Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для

правильного произнесения звуков [р] и [р‘].
Методические рекомендации.При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать ряд правил: 1) каждое движение выполняется перед зеркалом; 2) движения проводятся ритмично, неторопливо, чётко; 3) необходимо следить за правильностью выполнения движений ребёнком; 4) при выполнении упражнений для языка, можно использовать ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка; 5) гимнастика не должна ребёнку надоедать, нельзя перенагружать ею ребенка; 6) проводить гимнастику необходимо каждый день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки закреплялись лучше. Можно её делать утром в течение 4 – 7 минут; 7) на начальных этапах не следует проводить более 3–4 упражнений. 8) артикуляционную гимнастику можно проводить индивидуально и подгруппами из 4-6 человек; 9) необходимо соблюдать логическую очередность, идти от простых упражнений к сложным; 10) проводить упражнения в игровой форме.
14 Упражнение 1.«Чистим верхние зубки».(Картинный материал в приложении № 2). Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание. Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Условия: – губы необходимо держать в улыбке, верхние и нижние зубы видны; – следить, чтобы кончик языка не выбрасывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубок; – нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. Оборудование. Ка р т о ч к а № 1 . Логопед выкладывает картинку, изображающее данное упражнение. Инструкции. Логопед просит ребёнка рассмотреть картинку и назвать то, что на ней изображено. После показа артикуляционного упражнения просит ребенка повторить то же самое за ним. Упражнение 2.«Вкусное варенье»(Картинный материал в приложении № 4). Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, похожее на форму чашечки. Описание.Немного приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губку, выполняя движение язычком сверху вниз, но только не в разные стороны. Условия: – следить, чтобы делал движения только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной (можно придерживать её пальцем); – язык должен быть обязательно широким, боковые края языка должны дотрагиваться уголков рта; – в том случае если артикуляционное упражнение не получается выполнить, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет послушным и широким, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. Инструкции. Логопед просит ребёнка рассмотреть картинку и назвать то, что на ней изображено. После показа артикуляционного упражнения просит ребенка повторить то же самое за ним. Упражнение 3.«Индюк».(Картинный материал в приложении № 7).
15 Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и делать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала выполнять движения медленно, потом ускорять темп и добавить голос, пока не будет слышно [бл–бл] (как индюк болбочет). Условия: – следить, чтобы язык был широким и не сужался; – чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону; – язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выкидываться вперед. Инструкции. Логопед просит ребёнка рассмотреть картинку и назвать то, что на ней изображено. После показа артикуляционного упражнения просит ребенка повторить то же самое за ним. Упражнение 4.«Барабанщики».(Картинный материал в приложении № 8). Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук:[д-д-д]. Сначала звук [д] произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Условия: – рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык; – следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим; – кончик языка не должен подворачиваться; – звук [д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться кверху.
16 Инструкции. Логопед просит ребёнка рассмотреть картинку и назвать то, что на ней изображено. После показа артикуляционного упражнения просит ребенка повторить то же самое за ним.
2.Упражнения, направленные на нормализацию воздушной струи.
Упражнение 1.«Кто дальше загонит мяч» (Картинный материал в приложении №3). Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Условия: – нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы; – нельзя надувать щёки; – следить, чтобы ребёнок произносил звук [ф], а не звук [x], т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной. Инструкции. Логопед просит ребёнка рассмотреть картинку и назвать то, что на ней изображено. После показа артикуляционного упражнения просит ребенка повторить то же самое за ним. Упражнение 2.«Надуем воздушный шар» . Цель. Вырабатывать длительную, непрерывную воздушную струю, укреплять мышцы щек. Описание. Надувая воздушный шарик, следует предварительно набирать как можно больше воздуха, с напряжением щек надувать воздушный шарик. Упражнение 3.«Подуем в дудочку». Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю. Условия: – нельзя надувать щёки;
17 – следить, чтобы ребёнок дул в дудочку непрерывно. Упражнение 4.«Пузырьки». Описание.Подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю. Условия: – нельзя надувать щёки; – следить, чтобы ребёнок дул в трубочку непрерывно.
3.Логопедический

массаж

для

нормализации

мышечного

тонуса

артикуляционного аппарата.
Методические указания: –дифференцированный массаж мышц языка проводится либо в резиновых перчатках, либо через марлевую салфетку, либо через стерильный батистовый носовой платок; –при массаже языка могут использоваться различные приспособления: зонды, шпатели, зубные щетки и т.п.; – массаж, как правило (но необязательно), проводится при положении языка вне полости рта. Для этого логопед подтягивает язык вперед следующим образом: захватывает кончик языка (через носовой платок или марлевую салфетку) так, чтобы большой палец находился сверху, указательный и средний — снизу, и слегка подтягивает его вперед. Захват языка осуществляется левой рукой, а массажные движения — правой; – массажные движения должны проводиться в трех направлениях, соответственно расположению мышц языка: горизонтальном, поперечном и вертикальном; – если имеется отклонение языка в сторону при высовывании его вперед, то массажные движения следует выполнять в большей степени на той стороне, в которую язык отклоняется. Расслабляющий массаж при повышенном тонусе языка. Для начала проводятся упражнения способствующие расслаблению мышц корня языка, затем указательным или большим пальцем произвести легкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки; захватить кончик языка правой рукой. Совершать легкие покачивающие движения из стороны в сторону; захватить кончик языка правой рукой. Движение
18 направлено вперед, из ротовой полости, а затем назад, вглубь ротовой полости. Движения плавные, легкие, с постепенным незначительным увеличением амплитуды движений. После этого переходят к собственно массажу мышц языка: 1. Указательным пальцем правой руки производят поглаживающие движения с одной стороны, затем с другой стороны языка, от кончика к корню языка и обратно. 2. Производят поглаживающие движения большим и указательным пальцами из стороны в сторону (от боковой части языка до средней линии и обратно), постепенно продвигаясь от кончика к корню. Движения выполняются сначала на одной половине языка, а затем на другой. 3. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка — справа и слева. Поглаживают боковые поверхности языка от кончика к корню. 4. Производят легкое разминание мышц в горизонтальном направлении. Большой палец правой руки находится сверху, средний и указательный — снизу языка. Осуществляются перетирающие движения с постепенным продвижением от кончика языка к корню и обратно, сначала с одной стороны языка, а затем с другой. Движения очень легкие без нажима. 5. При том же положении пальцев легко, без надавливания производят круговые растирающие движения. 6. Захватив кончик языка правой рукой, производят легкое потряхивание. 7. Делают легкое похлопывание языка и легкие ритмичные надавливания шпателем (деревянным или пластмассовым). После расслабляющего массажа можно сделать упражнения пассивной гимнастики, направленные на растяжение и расслабление мышц корня языка. 8. Большой палец находится сверху, средний и указательный – снизу языка, в его средней части, повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы слегка подтягивая кнаружи корневую часть языка. Затем аналогичное движение в левую сторону
19 9. Подтянуть язык вперед, как бы слегка «накручивая» его на указательный палец, а затем осторожно совершить обратное движение. Выполняется медленно, с небольшой амплитудой. Активизирующий массаж при пониженном тонусе языка. Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения: 1. Перетирание в горизонтальном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой. 2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц язы ка спиралевидными движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направленно от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой. 3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном направлении с одной стороны языка, затем с другой. 4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом положении 1-2 с, затем несколько переместить пальцы с этого места и повторять движения. 5. положение пальцев тоже. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка. 6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка. 7. Похлопывание мышц языка шпателем. 8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка на 10-15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик. Массаж артикуляционного аппарата с помощью использования логопедических постановочных зондов. а) расслабляющий массаж: – производить легкие движения зондом в направлении от кончика к корню языка и наоборот;
20 – проводить легкие вибрационные движения в поперечном направлении (справа налево и обратно) по каждой половине языка. б) активизирующий массаж: – ритмично надавливать на язык; – энергичное штрихование языка в поперечном положении (справа налево). Массаж биологически активных точек. Цель: нормализация состояния мышц артикуляционной мускулатуры.
Рисунок 3. Наглядное расположение биологически активных точек в лицевой зоне у

ребенка
А —одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды; Б— точка в центре подбородочно-губной складки; В — парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка; Г — парные точки на 1 см по диагонали от крыла носа, примерно посередине носогубной складки, чуть выше нее; Д — парные точки на нижней челюсти, расположены почти на одной вертикальной линии с точками В.
4. Самомассаж органов артикуляционного аппарата.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
21 Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5—10 мин. Упражнение 1. «Я хороший». (Приложение № 5) Цель: расслабление мышц головы и нормализация кровообращения мышц головы. Описание: Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волоскам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими. Упражнение 2 «Грабельки». (Приложение № 5) Цель: расслабление мышц лба Описание: Руки расположить на середине лба и граблеобразными движения проводить от середины лба к вискам. Упражнение 3 «Нарисуем кружочки». (Приложение № 6) Цель: расслабление мышц щек, нормализация кровообращения мышц щек. Описание: Круговые движения кончиками пальцев по щекам. Упражнение 4 «Утятки». (Приложение № 8) Цель: выработка умения удерживать губы в «трубочке», разминание мышц губы. Описание: Губы в трубочку и потянуть как у утят. Большой и указательный пальчики разминают обе губы. Упражнение 5 «Конфетка» (Приложение № 7) Цель: нормализация моторики мышц губ. Описание: Губки пожуем, покусывая верхнюю и нижнюю губу Упражнение 6 «Бородка» (Приложение № 7) Цель: нормализация моторики мышц подбородка и мышц шеи Описание: разминаем подбородок с оттягиванием его вниз, пощипываем нижнюю челюсть, поглаживаем шейку всей ладошкой от ключицы к ключице. Упражнение 7 «Бровки». (Приложение № 9) Цель: расслабление мышц глаз. Описание: Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Упражнение 8 «Расческа» (Приложение № 9) Цель: нормализация мышечного тонуса губ Описание: Поглаживание губ зубами.
22
5. Постановка и автоматизация звука [р].
Методические рекомендации: звук ставится смешанным способом, логопедическая практика показывает, что постановка звука [р] в основном осуществляется механическим способом от звуков [дз-д-з] или [дж-д-ж]. Для того чтобы вибрация языка перешла от пассивной к активной, необходимо наличие сильной воздушной струи. Переход к автоматизации звука [р] в слогах осуществляется только тогда, когда звук [р] в изолированном произнесении очень будет очень легким. На этапах автоматизации в слогах соединяют в слоги с буквами, схожими по артикуляции [э]-[рэ], [ра], [ры], [ир]. В словах с такими же гласными, а затем добавляют звуки [а] и [у].Очень медленно переключают артикуляцию губ. После автоматизации в слогах и словах начинают автоматизацию в словосочетаниях и предложениях, стихах и чистоговорках (приложение 4). Автоматизация звука [р] в словах и предложениях. Прежде, чем приступить к автоматизации произношения звука Р в словах и предложениях, нужно добиться правильного изолированного произношения этого звука, а затем автоматизировать звук в слогах. Следует организовать автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать около 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у ребенка. На первых порах рекомендуется произносить звук [р] в словах долго, раскатисто, особенно в середине слова. «Открытые» слоги. («Открытыми» называются слоги типа «согласный+гласный»). 1.Игра «Повторяй-ка». Цель: развитие внимания и расширение словарного запаса ребенка. а) Ра-ра-ра, ра-ра-ра, начинается игра.
23 Я прошу со слогом ра Повторить за мной слова: И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина. б)Ру-ру-ру, ру-ру-ру, продолжаем мы игру: ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, па-ррус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза в)Ро-ро-ро, ро-ро-ро, Много слов со слогом ро: ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, пе-рро, у-ррок(и.т.д.), герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны. г)Ры-ры-ры, ры-ры-ры - вот слова со слогом ры. За мною слова повторяй, но не зевай: 2. Игра «Рысь» Цель: развитие внимания. Как промолвишь слово «рысь», Так выходишь из игры. Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь), корыто, рык, (рысь), рысак,парЫ, (рысь), горы, куры, норы, дыры, (рысь), пожары, актеры, шоферы, мундиры, базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры, самовары, рыбаки, (рысь), пёрышко. 5. Игра «Повтори слово» Цель: развитие внимания, автоматизация звука [р] в словах.
24 Слово повтори тогда, когда названа еда: метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога. 6. Игра «Отгадай загадку». Цель: автоматизация звука [р] в словах, развитие мышления. а) четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок); б) непоседа пестрая птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока); в) в лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи); г) на полянке возле ёлок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нем - миллион. (Муравейник); д) заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Барашек); е) Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он - ... (Жираф); ж) в воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба). 7.Игра «Повтори предложения». Цель:автоматизация звука [р] в спонтанной речи. Вот Вера и Мара. У Веры шары и у Мары шары. Рома идет на урок. Ира пасет корову. У Тамары карандаш. В ручке старое перо. Автоматизация звука [р] в стихах и скороговорках. Методические рекомендации:очень важно следить за правильным произношением звука [р], просить ребенка произносить его утрированно. 1. Стихотворение «Грузовик». Грузовик огромный,
25 труженик большой, грузы многотонные возит день деньской Кирпичи – на стройку, трубы – на завод. В детский сад игрушки грузовик везет. 2. Стихотворение «Корабль». Посмотри: корабль старинный с парусами, с мачтой длинной. У штурвала – рулевой, ветер дует за кормой, Ветер парус надувал, по морям кораблик гнал. 3. Скороговорка «Парамошка». Насыпал Парамошка Горошка на дорожку. Зовет теперь к поррожку Дорожка из горошка. До порожка – дорожка, У порожка – рогожка. Не просыпь, Парамошка, На рогожку горошка! 4. Скороговорка «Морошка» Ждут воробьи у кормушки кормежки. Принес им Маркушка в кармане морошки.
Приложение 2

Картинный материал к упражнениямдля обучения умениям правильно

произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей группы со стертой

дизартрией

Артикуляционное упражнение «Чистим верхние зубки»

26
Артикуляционное упражнение «Маляр»

Приложение 3

Картинный материал к упражнениям для обучения умениям правильно

произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей группы со стертой

дизартрией

27
Упражнение«Кто дальше загонит мяч»

Упраж

нение «Надуем воздушный шар»

Упражнение «Подуем в дудочку»

Приложение 4

Картинный материал к упражнениям для обучения умениям правильно

произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей группы со стертой

дизартрией

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

28
Артикуляционное упражнение «Индюк»

Игра «Пузырьки»

Приложение 5

Картинный материал к упражнениям для обучения умениям правильно

произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей группы со стертой

дизартрией

Упражнение «Я хороший»

29
Упражнение «Грабельки»

Приложение 6

Картинный материал к упражнениямдля обучения умениям правильно

произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей группы со стертой

дизартрией

Артикуляционное упражнение«Грибок»

30
Артикуляционное упражнение «Гармошка»

Упражнение «Рисуем кружочки»

Приложение 7

Картинный материал к упражнениям для обучения умениям правильно

произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей группы со стертой

дизартрией

Артикуляционное упражнение «Индюк»

31
Упражнение «Бородка»

Упражнение «Конфетка»


Приложение 8

Картинный материал к упражнениям для обучения умениям правильно

произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей группы со стертой

дизартрией

Артикуляционное упражнение «Барабанщики»

Упражнение «Утятки»


Приложение 9

Картинный материал к упражнениям для обучения умениям правильно

произносить звуки [р] и [р’] дошкольников старшей группы со стертой

дизартрией

Упражнение «Бровки»

Упражнение «Расческа»



В раздел образования