Современные формы и методы интенсивной социализации воспитанников детского дома на примере реализации региональной программы.
Автор: Якупова Илина Рашитовна Должность: студентка Учебное заведение: БФ БашГУ Населённый пункт: г. Бирск Наименование материала: проект Тема: Современные формы и методы интенсивной социализации воспитанников детского дома на примере реализации региональной программы. Раздел: высшее образование
Современные формы и методы интенсивной социализации
воспитанников детского дома на примере реализации
региональной программы.
Современные требования , предъявляемые к системе сопровождения
процесса
адаптации
и
интенсивной
социализации
детей-сирот
и
детей
,
оставшихся без попечения родителей, проживающих в условиях детского
дома , выдвигают на первый план активные методы воспитания и в целом
инновационные
подходы
к
изменению
воспитательной
системы
детского
дома.
Жизнь
воспитанников
детского
дома
вышла
из
равновесия,
противопоставив их в своих ощущениях всем остальным людям- живущих в
семьях. Ограничение свободы постоянным надзором взрослых ,которые в
свою
очередь,
тоже
ограничены
огромным
количеством
предписаний
соответствующих структур , не только
сковывают энергию и инициативу
ребенка
по
поиску
выхода
из
сложившейся
ситуации
за
счет
самоизменений
во
взаимодействии
с
социальной
средой,
но
и
активно
формирует у него иждивенческую позицию.
А у выпускников довольно низкий уровень самостоятельности в решении
задач своего жизнеустройства. В связи с этим , государственная система
опеки
и
попечительства
ищет
и
внедряет
в
жизнь
формы
и
методы
поддержки
детей
и
после
их
выпуска
из
детского
дома:
проводит
консультации,
организует
социальные
гостиницы.
Это
с
одной
стороны
требует огромных затрат, но никак
не
ликвидирует главную причину-
неумение
устраивать
свою
жизнь
собственными
руками
и
под
свою
ответственность.
Это
умение
должно
формироваться
целенаправленно
в
процессе
интенсивной социализации детей в детском доме.
Перед
тем
как
,
утвердили
региональную
программу
процесса
адаптации
и
интенсивной
социализации
была
проведена
большая
подготовительная работа.
Цель
подготовительного
периода
–
это
формирование
готовности
педагогического
коллектива
к
участию
в
разработке
и
реализации
региональной программы по социальной адаптации воспитанников нашего
Детского дома.
Сделали
анализ системы воспитательной работы педагогического
коллектива, для выявления опорных компонентов, для подготовки нового
уровня
социализации
детей
в
теме
духовно-нравственного
развития,
гражданского, трудового, физического, патриотического воспитания и др.:
изучены документы детского дома по организации воспитательной работы,
проведены
собеседования
с
педагогами
и
детьми;
подготовлена
аналитическая
записка
с
перечнем
проблем
и
ресурсных
возможностей
системы воспитательной работы детского дома для внедрения проектных
модулей региональной программы.
И
на
заседании
педагогического
совета
в
30
сентября
2009
года
педагогическим
коллективом
обсудили
и
единогласно
утвердили
«Программу
по
сопровождению
процесса
адаптации
и
интенсивной
социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
проживающих в условиях ГБОУ «Бирский детский дом» РБ»,как основу
воспитательной работы детского дома.
Если раньше возможность выхода в общество возможно было только
при проведении различных экскурсии, спортивных мероприятия и прочее.
Эти мероприятия носили разовый характер и не имели должного результата.
Благодаря
региональной
программе
появилась
возможность
«выходить в общество» систематически.
Нужно отметить ,что при
реализации данной программы
большое
значение
имело
социальное
партнерство
педагогического
коллектива
Бирского детского дома с учреждениями дополнительного образования и
общественными
организациями
города
и
республики,
которые
играют
определенную роль в профессиональном самоопределении воспитанников, в
выборе
и реализации
личностно значимой общественной деятельности.
Воспитанники посредством
«своих взрослых» за стенами детского дома
взаимодействовали с организациями города : такими как банк «Уралсиб» -
здесь проводились
социальные пробы, Центр реабилитации для детей и
подростков –
где
воспитанники
вместе
с
волонтерами
реализовали
социальный проект. «Дом ветерана», музей, спортивная школа ит.д
Одним из условий реализации программы интенсивной социализации
детей детского дома является проведение сборов. Сбор – это проживание
одного или нескольких дней методом погружения .
Алгоритм
деятельностного
развития
ВЫГЛЯДИТ
СЛЕДУЮЩИМ
ОБРАЗОМ:
учеба
(педагогов,
волонтеров,
детей)
–
сбор
–
проекты
–
проектно-аналитическая учеба – новый сбор – (повторение цикла);
День сбора представляет собой комплекс дел, связанных друг с другом
одной темой.Например:если
сбор проходит по модулю «Лидер здоровья»,
значит день или несколько дней полностью посвящены только здоровью.
Огрсборы включают в себя пять обязательных компонентов:
Тренинговые
игровые
программы-
это
формирования
психологически
комфортной
атмосферы
и
эффективных
отношений.
Мастер-классы
, фан – клубы по содержательной тематике
сборов. О них расскажут подробно мои коллеги в секциях.
Пректная работа ( проектирование программ последействия)
Социальный практикум (Акция на улице)
Корпоративная
вечеринка(
вечернее
мероприятие
по
формированию
и
поддержанию
организационной
культуры)и
проведение рефлексии:
встреча «круг моих друзей» детей и добровольцев – участников проектов при
свечах,
с
тортом
и
доверительными
высказываниями
о
собственных
изменениях технология «заверши фразу».
Высказывания детей очертили круг произошедших за это время изменений:
«я никогда не думал, что я»:
- могу хорошо танцевать, рисовать, делать открытки,
- не побоюсь быть ведущим игр с незнакомыми ребятами,
- хороший друг,
- стану участником таких интересных мероприятий,
- подружусь с теми, с кем не дружил до этого,
- сам смогу что-то организовать для других,
- вместе с другими смогу построить такой замечательный снежный городок и
т.п.
«для меня стало открытием то, что…»
- все люди хорошо к нам относились,
- наш город добрый и красивый,
- есть такие интересные танцы,
- мы вместе многое можем,
- наши инструкторы могут все,
- наши ребята могут сделать много полезных и интересных дел,
- самим можно сделать открытки лучше, чем в магазине,
- у меня получиться хорошо танцевать,
- взрослые могут быть хорошими друзьями, т.п.
Оргсборах воспитанники получают опыт решении жизненно важных
творческих задач, это знакомство с технологиями достижения успеха
в
любых жизненных ситуациях.
В оргсборах ребенок не боится ошибиться, потому что в группах
царит
искренность,
дружеская
поддержка,
радость
и
воодушевление
общими целями. У детей исчезает страх не так выглядеть, не то сказать, страх
неумения.
Здесь
рождается
уверенность
в
своих
силах,
уверенность
в
возможности
преодоления
любых
трудностей
жизни,
в
надежности
дружеского круга.
Реализация программы началась с модуля «Лидер здоровья»
В этом модуле дети освоили социальные роли инструктора здорового
образа жизни – лидера авторского фан-клуба. Познакомились с новой формой
работы- фан-клуб.
На первом этапе
воспитанник, разрабатывает и реализует
фан-клуб с
помощью педагога.
Были разработаны 8 детско-педагогических социальных проектов «мой фан-
клуб здоровья» подпрограммы «Лидер здоровья».Эти фан-клубы
мы
реализовали в МБОУ СОШ №10
Подготовки фан-клуба – это активная форма поиска, получение знания.
Ребенок начинает получать признание и восхищение собой ,а это главный
эликсир, восстанавливающий психическое здоровье и душевное равновесие.
Появляется вера в свои силы и желание вновь и вновь повторять, наращивать
свой успех, а значит, выходить в люди, общаться, лидировать, вести за собой,
что, в свою очередь, требует новых знаний и т.д.
Фан-клуб дает старт и
запускает механизм самодвижения к социальному успеху.
Основными единицами осваиваемых компетенций в модуле «Эстафета
добра» стали «социальный проект» и «проектная группа». Получив в
результате мероприятий предыдущих модулей ряд успехов и социально
одобряемых результатов, у детей и педагогов сформировался новый уровень
готовности и осознанности к освоению предлагаемых форм обучения и
реализации социальных практик. Социальное проектирование , которое
заключается в создании некоммерческих проектов в социальной сфере.
Проектирование ориентировано на реализацию нужд, на решение актуальных
проблем конкретного сообщества. Проектирование
- это процесс разработки,
составления и реализации полезного, социально-значимого проекта.
Проектный этап подготовки своих мастерских и творческих групп
представлял собой индивидуальные консультации с педагогами и психологом
о способностях и умениях, о том, чем можно поделиться с другими ребятами.
Каждый из участников получил индивидуальную педагогическую поддержку
в разработке своих мастерских и творческих групп. Большое значение для
выхода на качественно новый лидерский уровень и освоение инструкторской
позиции детей оказало проведение курса организаторской, лидерской
подготовки. Системообразующими событиями модуля стали два ключевых
мероприятия: оргсбор «эффективные коммуникации» и фестиваль
мастерских «Эстафета добра». На сборе воспитанники осваивали знания,
умения и навыки общения, строительства взаимополезных и
доброжелательных отношений в личной, общественной и деловой сфере.
Пространство сбора стало пространством социальных образцов для освоения
эффективных моделей поведения на примере общения добровольцев-
инструкторов между собой, с ребятами и педагогами. Помогли провести сбор
волонтеры из г.Уфы (РДОО «Пионеры Башкортостана») и Бирской
государственной педагогической академии и медфарм колледжа . На сборе
дети были вовлечены в новые формы взаимодействия на основе игровой,
тренинговой и проектной деятельности. Участие в новых формах и освоение
нового содержания деятельности стало тем багажом, который лег в основу
детских проектных инициатив.
В
оргсборе «Политворчество»
, другой уровень мотивации в
общении
повлиял
на
качество
обучающего
и
проектно-тематического
взаимодействия
детей
и
взрослых.
Дети
с
удовольствием
участвовали
в
творческих
мастерских
разработанных
инструкторами
самостоятельно
,который проходил под девизом «Научился сам ,научи другого». Особенно
понравились
воспитанникам
мастерские
:
«творим
свое
тело
руками»,
«творим свой образ через танец», «творим свой стильный наряд», «творим и
раскрашиваем мир».
Команда
добровольцев
была
структурирована
в
соответствии
с
формируемой
структурой
проектных
детских
групп:
2
ведущих
сбора,
4
лидера и 2-3 помощника. Каждый из добровольцев определился с личной
поддержкой и завязкой дружеских отношений по 2-3 воспитанника с целью
личного
сопровождения
ребенка
в
подготовке
и
реализации
социального
проекта : « Капелька радости от доброго сердца!» , в рамках региональной
программы.
Описание проекта : Основная идея проекта
состоит в том, что
социализация воспитанников
возможно только при условии их личного
участия в
общественной деятельности на благо других людей. Проект
предполагает
взаимодействие
двух
разновозрастных
социально
незащищенных категорий людей: воспитанников детского дома, с одной
стороны, инвалидов, одиноких пенсионеров и ветеранов – с другой стороны.
Для решения проблемы социальной дезинтеграции: дети – пожилые люди,
мы объединил эти категории населения общими целями. С одной стороны,
ребята,
оставшиеся
без
попечения
родителей
,
получили
возможность
осознать
свою
причастность
к
важному
делу,
адаптируясь
к
жизненным
трудностям,
с
которыми
ежедневно
сталкиваются
пожилые
одинокие
пенсионеры
и
инвалиды,
с
другой
–
сделать
все
необходимое,
чтобы
благодаря направленной деятельности улучшить жизнь пожилых людей.
Воспитанники детского дома отметили, что в рамках проекта были
созданы условия для адаптации в новом окружении: они впервые стали
организаторами
значимых
мероприятий,
участниками
большого
важного
дела, направленного на оказание помощи нуждающимся людям. Дополнили
«знаниевый» багаж. В процессе участия в реализации проектов у ребят
появились
новые жизненные стимулы. Работу
по этой программе мы
планируем продолжить.