Социально-психологическая модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности у студенческой молодёжи
Автор: Носкова Елизавета Ивановна Должность: преподаватель обж Учебное заведение: Колледж педагогического образования, информатики и права Населённый пункт: Республика Хакасия, город Абакан Наименование материала: статья Тема: Социально-психологическая модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности у студенческой молодёжи Раздел: среднее профессиональное
Социально-психологическая модель формирования культуры безопасности
жизнедеятельности у студенческой молодёжи
Преподаватель высшей
квалификационной категории,
КПОИиП Носкова Е.И.
Культура безопасности жизнедеятельности (КБЖ) является одним из основных
факторов
обеспечения
стабильности
социально-экономического
развития
страны.
Формирование и развитие КБЖ - актуальная проблема сегодняшнего дня, поэтому, всё
более
остро
назревает
вопрос
о
возникновения
модели
формирования
культуры
безопасности жизнедеятельности у молодёжи.
Для реализации данной модели необходимо создать специальную образовательно-
воспитательную социоприродную среду, разработать новую педагогическую технологию,
обеспечивающую
формирование
и
развитие
культуры
безопасности,
включающую
формирование мотивации для реализации полученных знаний и умений на практике
Разработать структуру и содержание вариативных модулей, трансформирующих в модель
формирования
и
развития
культуры
безопасности
жизнедеятельности
через
преподаваемую дисциплину в региональную систему профессионального образования.
Условиями
успешной
реализации
модели
и
методической
системы
профессионального
обучения
студентов
колледжа
в
подготовке
к
безопасной
жизнедеятельности
являются:
непрерывное,
последовательное,
преемственное
формирование знаний и умений студентов и модули программы курса «Безопасность
жизнедеятельности»,
включающие
аспекты
знаний
по
защите
жизни
и
деятельности
человека, базирующиеся на системном, интегративном, личностно-деятельном подходах.
Комплексное
использование
словесных,
наглядных
и
практических
методов
бучения; создание особого эмоционального фона, акцентирующего молодёжь на задачах
обучения, в контексте изучения безопасности жизнедеятельности, раскрытие ценностных
аспектов образования и науки, социальной значимости профессии воспитателя по технике
безопасности,
всё
это,
составляющие
успешного
обучения
молодёжи
в
области
безопасности.
Интегративно-модульное обучение дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
в профессиональной подготовке студенческой молодёжи с другими дисциплинами, такими
как
«Экология
и
природопользование»,
«Физическая
культура»,
«Психология
и
др.
способствует
формированию
когнитивного,
эмоциональнодеятельно стного,
мотивационно-ценностного компонентов, готовности к безопасности жизнедеятельности.
Среди многочисленных проблем, стоящих перед обществом,
и педагогической
наукой,
особую
актуальность
занимает
проблема
подготовки
людей
к
безопасности
жизнедеятельности.
Одной из причин модернизации образовательно-воспитательной системы является
стремление доказать, что основной ценностью современного человека является его жизнь
и активная деятельность.
Безопасность
жизнедеятельности
-
общечеловеческая
ценность,
являющаяся
условием
создания
социально-приемлемых
способов
удовлетворения
социальных
потребностей.
Поэтому
воспитание
осознанного
отношения
к
безопасности
жизнедеятельности,
к
своему
здоровью
через
развитие
экологической
культуры,
трудоохранную культуру, здоровый образ жизни, связано с сохранением того потенциала,
который заложен в менталитете нации и профессиональном образовании.
Поэтому
в
основу
образовательных
компонентов
курса
«Бе зопасно сть
жизнедеятельности» важно заложить идеи Концепции безопасности жизнедеятельности
(2003), концепции охраны здоровья здоровых Российской Федерации (2003), федеральных
законов: «Об охране окружающей природной среды» (1999), «Об основах охраны труда в
Российской Федерации» (1998), Трудовой кодекс РФ» (2001), «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»(2000).
Реализация данной программы основывается на интегративном подходе в обучении
дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», которая, учитывая стержневые линии
предмета,
тенденции
принципы
развития
образовательной
системы
(гуманизации,
интеграции,
дифференциации,
фундаментализации,
стандартизации,
экологизации,
здоровьсбережения,
охраны
труда),
реализуя
личностный
потенциал
молодежи.
Программа готовит студенческую молодёжь к безопасности жизнедеятельности, формируя
ценностно-мотивационное отношение к жизни и своему здоровью.
Процесс
подготовки
к
безопасной
жизнедеятельности
предполагает
не
изолированное соблюдение и развитие принципов БЖД, а их тесное взаимодействие и
духовное
совешенствование
личности,
её
мировоззрения.
Подготовка
к
безопасной
жизнедеятельности студенческой молодёжи колледжа обеспечивает накопление знаний о
законах и правилах развития, совершенствования физического и психического потенциала
человека,
освоение
в
процессе
обучения
курсу
«Безопасность
жизнедеятельности»
общечеловеческих ценностей, духовного, нравственного и культурологического порядка.
Разработка
проблем
теории
предмета
и
методики,
практики
образования,
целенаправленной социализации молодого человека, поиск эффективных образовательных
средств
формирования,
укрепления,
развития
физического,
духовного
и
социального
благополучия,
здоровья
человека,
создаст
основу
культуры
бе зопасно сти
жизнедеятельности, здоровьесберегающей грамотности населения и обеспечит будущее
Российскому обществу.
Немаловажное значение в формировании КБЖ играет семья. Формирование культуры
безопасности жизни деятельности должно начинаться с рождения ребенка, для того чтобы
у человека уже выработалось сознательное отношение к своей жизни.
Основной
задачей
для
родителей
является:
формирование
у
ребенка
нравственного
отношения к своей жизни, которое выражается в желании и потребности быть успешным
в жизни. Он должен осознать, что жизнь
для человека важнейшая ценность, главное
условие
достижения
любой
цели,
и
каждый
сам
несет
ответственность
за
свою
безопасную
жизнь.
В
этом
никто
не
может
заменить
авторитет
взрослого. Семья
–
основной
институт
социализации
ребенка.
Сила
и
стойкость
семейных
воздействий
связаны с тем, что они постоянны и длительны, ребенок подражает действиям близких
людей, учится действовать вместе с ними в реальных жизненных ситуациях, усваивает не
только отдельные знания и навыки, но и стиль жизни, отношение к себе и другим людям,
окружающему миру. Являясь первыми и главными воспитателями своих детей, родители
несут ответственность за их воспитание и развитие. От желания и способности родителей
качественно исполнять свои обязанности во многом зависит духовный мир ребенка, его
готовность к межличностному общению, стремление к знаниям. Однако, многие родители
недооценивают роль семьи в воспитании у детей безопасного поведения, недостаточно
информированы в области воспитания культуры безопасности. Тип взаимодействия в
семье во многом обусловливает результат воспитания культуры безопасности у ребенка.
Так, в семьях, где не используют запреты и ограничения, не осуществляется контроль над
поведением детей, практикуется ситуативное обучение выполнению правил, требований, у
ребенка отсутствует образец взрослого, ответственного поведения, на который ему можно
было бы ориентироваться. В этом случае у ребенка не формируются психологические
механизмы, необходимые для самостоятельного, решительного, безопасного поведения и,
конечно же, в этом случае не приходится говорить о наличии, у этого ребёнка, задатков
культуры безопасности жизнедеятельности.
Преподаватель высшей квалификационной категории , КПОИиП Носкова Е.И.
Используемая литература:
1.Кузнецов В.Н. Социология безопасности: формирование культуры безопасности в
трансформирующемся обществе / Приложение к журналу «Безопасность Евразии». – М.:
Республика, 2002.
2.Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности. Барнаул, БГПУ, 2004.
3. Сюньков В. Я. Основные подходы к формированию культуры безопасности
жизнедеятельности// ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 2008.