"Профилактика эмоционального выгорания педагогов МДОУ, через гармонизацию внутреннего мира"
Автор: Шевчук Любовь Васильевна Должность: педагог- психолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35" Населённый пункт: г. Чебаркуль Челябинская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Профилактика эмоционального выгорания педагогов МДОУ, через гармонизацию внутреннего мира" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад
№ 35
комбинированного вида
Тренинг на тему:
«Профилактика эмоционального выгорания педагогов МДОУ,
через гармонизацию внутреннего мира»
Автор: Шевчук Любовь Васильевна
Педагог-психолог.
МДОУ детский сад №35 комбинированного вида
г. Чебаркуль, 2016г.
Профилактика эмоционального выгорания педагогов МДОУ, через
гармонизацию внутреннего мира.
Пояснительная записка
В
последние
годы
проблема
сохранения
психологического
здоровья
педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила:
выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в
образовательном процессе. Реформы в системе образования также поднимают
планку к профессиональным качествам педагога: приветствуется творческий
подход
к
работе,
новаторство,
использование
ИКТ,
разработка
программ,
проектная деятельность, современные технологии и пр.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-
психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки
усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти
поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая
ситуация
достаточно
быстро
приводит
к
эмоциональному
истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».
Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью
механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения
эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Цель тренинга:
Профилактика
психологического
здоровья
педагогов,
через
гармонизацию
внутреннего
мира
для
самосовершенствования
и
дальнейшей педагогической деятельности.
Осознание своего «Я»
Задачи:
О б у ч а т ь
п е д а г о г о в
с п о с о б а м
р е г у л я ц и и
с в о е г о
психоэмоционального состояния;
Формировать
в
педагогическом
коллективе
благоприятный
психологический
микроклимат,
способствующий
сохранению
и
укреплению
психологического здоровья педагогов;
Гармонизировать
внутренний
мир
педагогов,
через
осознание
своего «Я», нахождения внутренних и внешних ресурсов.
Цикл состоит из 4 занятий, длительность каждого составляет 30-40 минут.
Количество участников: 15- 20 человек.
Тематическое планирование
Дата проведения
Тема занятия
Октябрь
« Я и моя жизнь»
Декабрь
«Разгребери и выбрось»
Февраль
«Мои ресурсы»
Апрель
«Я стена»
Содержание занятий
Занятие № 1
Тема: «Я и моя жизнь»
Цель:
Установление
доброжелательной
атмосферы
между
участниками
занятия;
Ознакомление с программой занятий и их целями;
Познание себя, через призму взгляда другого педагога;
Вычленение проблемности, «перекосов» в жизни.
Содержание занятия:
1. Упражнение «Давайте поздороваемся»
Стоя в кругу поздороваться друг с другом, называя свое имя (назвать
себя так, как каждый хотел бы, чтобы его называли на этой встрече) и то,
что ты любишь делать в свободное время.
2 . Игра «Круговорот»
Сидя в кругу, передают по кругу друг другу мяч, называя при этом
положительные (сильные) черты характера своего соседа (коллеги).
3. Упражнение «Тест геометрических фигур»,
Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур:
квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в
соответствии с выбранной фигурой.
Интерпретация
распечатана
на
заранее
подготовленных
листках.
Как
только все участники определились с выбором, раздается интерпретация.
4. Методика «Колесо жизни», рис. № 1
Которая
позволяет
оценить
текущее
состояние
основных
сфер
жизни
человека, увидеть проблемные области и стать действенным инструментом для
изменения жизни в лучшую сторону.
Человеку предлагается оценить состояние каждой из сфер на данный
момент
времени
по
10-бальной
системе,
где
1
соответствует
полному
неудовлетворению
в
определенном
секторе,
10
–
полное
удовлетворение.
Разумеется,
оценка
будет
субъективной
–
основанной
на
собственных
ощущениях. И, тем не менее, при выставлении баллов важно не лукавить,
отображать реальное положение дел, а не то, которое хотелось бы видеть. Иначе
дальнейшая работа с «колесом» не имеет смысла.
Интерпретация: Психолог говорит:
- Жизнь наша как круг, как колесо, как фартуна. Она постоянно движется
вперед, а движется она за счет того, что у круга и колеса нет углов. Углов,
которые
создают
помехи
для
дальнейшего
продвижения
вперед.
Поэтому
посмотрите, пожалуйста, каждый на свое колесо, и вы увидите, легко ли у вас
катиться ваша «колесо жизни».
5. Упражнение «Избавление от усталости»
Сесть, вытянуть ноги, опустить расслабленные руки вниз.
Психолог говорит:
— Представьте, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю:
она струится от головы к плечам, перетекает от предплечья, достигает локтей,
устремляется
к
кистям
и
через
кончики
пальцев
просачивается
в
землю.
Ощутите физическую теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите
с этим ощущением некоторое время, а затем слегка потрясите кистями рук,
окончательно избавляясь от усталости.
6.
Рефлексия .
Каждый
педагог
по
очереди
или
по
желанию
высказывает
свои
впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.
рисунок №1.
Содержание занятий
Занятие № 2
Тема: «Разгреби и выбрось»
Цель:
Знакомство с понятием эмоционального выгорания;
Определение своего уровня эмоционального выгорания;
Самоанализ и проработка внутреннего мира педагога.
Содержание занятия:
1. Упражнение «Ты самый… »
Стоя
в
кругу,
предлагается
приветствовать
друг
друга
комплиментом
(например, «Ольга, ты самая… умная, смелая, добрая и т.д.»)
2. Упражнение «Бусы»
Стоя в кругу, держась за руки – это «бусы». По сигналу: «Бусы
рассыпались!», педагоги под музыку расцепляются, свободно кружатся по
залу. Затем психолог собирает «бусы»: по очереди подходит к любому из
участников, берет за руку, и далее так составляется вся цепочка.
выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического
стресса
и
ведущий
к
истощению
эмоциональных,
энергетических
и
личностных ресурсов работающего человека
Для того чтобы на не путать выгорание и невроз (депрессия), нам
необходимо проверить состояние нервной системы и пройти тест.
3. Тест самодиагностика на профессиональное выгорание.
Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да), не
согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда).
1.
Меня тяготит педагогическая деятельность.
2.
У меня нет желания общаться после работы.
3.
У меня в группе есть "плохие" дети.
4.
Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если
нет настроения - не считаю это необходимым.
5.
Желая
упростить
решение
профессиональных
задач,
я
могу
упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.
Результаты
теста
конфиденциальны
и
каждый
сам
решает,
стоит
ли
полученной информацией делиться с другими.
Интерпретация распечатана на заранее подготовленных листках.
Психолог говорит:
- По результатам данной диагностики, каждый из вас определили степень
нарушения
(не
нарушения)
эмоционального
фона.
Чтобы
выровнять
психологическое состояние, нам необходимо гармонизировать свой внутренний
мир. Во – первых разберем завалы, во- вторых выбросим не нужное (мусор).
4. Беседа «Расчищаем завалы»
Ваша
задача
раскопать
свой
собственный
ментальный
мусор
(это
не
просто), но избавиться от него необходимо.
Для начала просто раскопать.
— А как узнать, есть ли у меня ментальный мусор?
— Очень просто. Всего один вопрос себе, и вы знаете ответ: живете ли вы
на 100% той жизнью, которой хотите? Драйв есть?
Не
пытайтесь
найти
ментальный
мусор
сразу,
для
начала
просто
внимательно посмотрите на свои ключевые мнения о себе и своей жизни.
Повертите их, поинтересуйтесь, откуда они взялись, и какие ситуации или люди
их сформировали. Как правило, в вопросах отношений очень многое к нам
перешло из мнений наших прошлых партнеров о нас. Вопрос: оно вам надо
сегодня? Это как старые вещи, которые даже когда-то были впору, но сейчас
морально устарели.
Буквально каждую вашу убежденность по 4-м ключевым сферам жизни
(дело,
тело,
душа,
отношения)
надо
вызвать
на
допрос
и
внимательно
рассмотреть со всех сторон.
Из явно бредового:
Все мужчины изменяют.
Нормальных мужчин не осталось.
Девушкам нужны только деньги.
Большие деньги честным трудом не заработать.
У нашей страны никаких шансов.
Жизнь изменить нельзя.
Не буду вам подсказывать на ваших раскопках. Там, ой как много всего.
Одно лишь уточню. Парадокс — как правило, то, во что особенно крепко
веришь, на поверку оказывается главной подножкой для преобразований
5. Упражнение «Избавляемся от мусора»
Ментальный мусор – это ментал (умственный) установки и убеждения,
которые вас тормозят. Не дают радоваться здесь и сейчас. То, что мешает
сдвинуться с места. То, что приводит к тому, что одинаковые ситуации,
раз за
разом повторяются в нашей жизни.
Которые препятствуют успеху, счастью и радости
жизни.
Способ
№
1.
Уборка
в
доме
незаметно
и
не
навязчиво
помогает
упорядочить человеку его мысли и чувства. В таком режиме, человек сам того,
может быть и, не желая, занимает активную позицию, наводя чистоту вокруг
себя, в доме, квартире. Этим же человек и показывает себе и окружающим, что
здесь этот человек и хозяин, потому и решает, где и что конкретно будет лежать.
Спо соб
№
2.
Проговаривайте
вслух
и
четко.
Выкидывайте на помойку сомнения, страхи, неуверенность и
прочий
хлам.
Осознанность
к
жизни
и
способность
ее
создавать
начинается
с
понимания,
что
мы
лучше,
чем
привыкли о себе думать.
Способ
№
3.
Хорошими
помощниками
в
избавление
ментального
мусора
являются
эфирные
масла.
Раздаются
заранее подготовленные брошюрки: название масло и его
свойства. (приложение № 1)
6. Релаксация
Сесть,
закрыть
глаза,
расслабиться
под
музыку.
Обсудить
свои
ощущения.
7. Упражнение «Я — хороший»
Все вместе произносят слова:
Я – хороший (тихо)
Ты – хороший (спокойным голосом)
Мы – хорошие (громко)
8.
Рефлексия .
Содержание занятий
Занятие № 3
Тема: «Мои ресурсы»
Цель:
Нахождение внутренних ресурсов, их творческое самораскрытие;
Приобретение внутреннего комфорта и внешней уверенности.
Содержание занятия:
1. Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки
вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде
ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен
показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся
группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего
Это
упражнение
показывает,
насколько
вы
готовы
к
работе.
Если
большинство
показали
ладони,
значит,
они
готовы
к
работе
и
достаточно
открыты.
Кулаки
показывают
агрессивность,
поза
Наполеона
–
некоторую
закрытость или нежелание работать.
2. Упражнение “Карусель общения”
Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.
“Я люблю…”, “Меня радует…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь,
когда… ”, “Я горжусь собой, когда…
3. Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример “Помоги Золушке” Золушка замесила тесто. Когда надо было
раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь
пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин,
купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его
и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь
тяжелым прижимать.
4.
Упражнение «Настроение».
Инструкция: Возьмите кисти, краски и чистый лист бумаги. Расслабьтесь
и левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры.
Полностью погрузитесь в свои переживания. Выберите цвет и проведите линии
так, как вам хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте,
что вы свое настроение переносите на бумагу, как бы материализуете его.
Интерпретация: Посмотрите внимательно, что у вас получилось или на что
похоже.
5. Упражнение «На что похоже мое настроение сейчас»
Передавая мяч друг другу по кругу, нужно рассказать о своем настроении,
сравнивая
его
с
каким-либо
состоянием,
событием,
предметом,
природным
явлением или фруктом и др.
6.
Рефлексия.
Содержание занятий
Занятие № 4
Тема: «Я стена»
Цель:
Сплочение
коллектива
и
создание
благоприятного
эмоционального фона;
Ознакомить педагогов с приемами саморегуляции.
Содержание занятия:
1. Упражнение «Здравствуйте»
Стоя
в
кругу,
психолог
приветствует
всех
участников
тренинга
и
предлагает поздороваться друг с другом по кругу, передавая разные способы
приветствия (каждый придумывает свой способ, отличный от других).
2. Упражнение «Я учусь у тебя»
Участники
бросают
друг
другу
в
произвольном
порядке
мячик
со
словами:
«Я
учусь
у
тебя…»
(называется
профессиональное
или
личное
качество, умение данного педагога). Задача принявшего мяч — подтвердить
высказанную
мысль:
«Да,
у
меня
можно
научиться…»
или
«Да,
я
могу
научить…», затем бросить мяч другому участнику.
3. Способы саморегуляции : (презентация).
«Способы профилактика психического здоровья»:
Физиологическая
саморегуляции (посещение
бассейна,
тренажерного зала, занятия йогой, релаксация и т.д.)
Естественные способы регуляции организма ( длительный
сон,
вкусная
еда,
общение
с
природой
и
животными,
движение, танцы, музыка).
Эмоциональная
саморегуляции (смех,
улыбка,
юмор;
размышления
о
хорошем,
приятном;
купание
занятие
любимым делом и т.д).
Самовнушение и самопоощрение.
4. Рекомендации
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не
вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в
детском саду:
— громко запеть;
— резко встать и пройтись;
— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или
листе бумаги;
— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2.
Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а
не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по
энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют
успокаивающе.
3.
Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события
прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным
энергетическим проводником.
4.
Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
5.
Притча о жизнестойкости.
Однажды расстроенный ученик сказал Мастеру: - Учитель, я устал, у
меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву
против течения, у меня нет больше сил, что мне делать? Учитель вместо ответа
поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил
морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал кофе. Через некоторое
время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости. -
Что изменилось? - спросил он ученика. - Яйцо и морковь сварились, а кофе
растворилось в воде, - ответил ученик. - Нет, - сказал Учитель - Это лишь
поверхностный взгляд на вещи. - Посмотри - твердая морковь, побывав в
кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым.
Внешне
они
не
изменились,
они
лишь
изменили
свою
структуру
под
воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди
-
сильные
внешне
могут
расклеиться
там,
где
хрупкие
и
нежные
лишь
затвердеют и крепнут. - А кофе? - спросил ученик. О! Это самое интересное!
Кофе полностью растворилось в новой враждебной среде и изменило ее -
превратило кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди,
которые
не
изменяются
в
силу
обстоятельств
-
они
изменяют
сами
обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и
знания из ситуации.
6. Рефлексия.
Участники
обмениваются
впечатлениями
и
мнениями.
Ведущий
благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.
Автор: Шевчук Любовь Васильевна
Педагог-психолог.
МДОУ детский сад №35 комбинированного вида
г.Чебаркуль Челябинская область. Россия.
Приложение № 1
Хорошими помощниками в избавление ментального мусора являются
эфирные масла.
Гвоздика. Восстанавливает силы после нервно физического перенапряжения.
Помогает
избавиться
то
внутренней
истеричной
натуры,
меняя
акценты
жизненных установок.
Герань . Восстанавливает психохоэмоциональную гармонию при переутомление
и
нервном
истощении,
устраняет
чувство
страха.
Обладает
свойствами
антидепрессанта.
Гасит
энергию
саморазрушения,
устраняя
комплекс
неполноценности и зависимости от чужого мнения.
Жасмин.
Нейтрализует
негативные
мысли,
сообщая
им
светлое
течение.
Устраняет депрессивное состояние , тревоги и отчаяние.
Иланг
–
Иланг .
Устраняет
астенно-
депрессивное
состояние,
чувство
неуверенности, «зажатости», беспокойство, вытесняет из жизни нервозность,
гневливость раздражительность.
Кедр .
Устраняет
нервозность,
растерянность.
Облагораживает
мысли
и
поступки. Открывает сокровенное философское значение заповеди «Не суди, да
не судим будешь».
Корица . Ликвидирует гневливость, чувство зависти, эмоции распада «жалость
к себе» , зацикливание на былых промахах. Делает натуру светлее, ярче и
человечнее.
Лаванда . Устраняет перевозбуждение, бессонницу, депрессию, непродуктивные
саморазрушительные
эмоции.
Аромат
внутреннего
покоя
и
созидания,
развивает
абстрактный
подход
к
конфликтам
и
неприятностям.
Уменьшает
агрессию, помогает избавиться от зависти и пустой амбициозности.
Лимон.
Освежает,
обеспечивает
прилив
сил
и
позитивных
мотиваций,
направленных
на
усовершенствование
своей
жизни.
Позволяет
быстро
и
безболезненно адаптироваться к новым условиям жизни, к новым людям.
Пачули.
Умеренно
тонизирует,
вызывает
прилив
естественной
бодрости
и
объективного оптимизма, обладает мощным антидепрессивным действием.
Чайное
дерево . Эмоциональный антисептик, ликвидирующие
«заразные»
личностные мотивации, проявляющиеся в истерии и паникерстве. Развивает
самостоятельности
и
быстроту
принятия
здравых
решений
в
сложных
и
шоковых ситуациях.