Реализация личностно-ориентированного обучения через развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в рамках программы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Автор: Печенкина Елена Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Обдорская гимназия" Населённый пункт: город Салехард ЯНАО Наименование материала: Обобщение опыта Тема: Реализация личностно-ориентированного обучения через развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в рамках программы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Раздел: начальное образование
«Реализация личностно-ориентированного обучения через развитие творческих
способностей
учащихся
на
уроках
литературного
чтения
в
рамках
программы
развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»
1.Актуальность
Любой педагог без труда ответит на вопрос о том, зачем он работает в школе. Все его
мысли, деятельность, используемые средства, методы работы сконцентрированы вокруг одного
всем известного понятия - личность ребенка.
Каждый ребенок, пришедший в школу, - уже личность, обладающая ярким набором
индивидуальных характеристик. Что сделать педагогу с этим удивительным существом, чтобы
помочь, с одной стороны, развивать индивидуальные особенности, с другой - адаптироваться в
сложном мире детей и взрослых?
Он определит целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения.
Это и организационное переустройство учебного процесса с учетом психофизиологических
особенностей детей, и совершенствование методических принципов, связанных с внедрением
вариативного
содержания
обучения,
индивидуализацией
усвоения
знаний,
развитием
познавательных интересов школьников, реализацией их творческого потенциала, что позволяет
сделать приоритетным развитие личности школьников.
Личностно - ориентированный подход, как современная ориентация в педагогической
деятельности, стремительно завоевывает образовательное пространство России. Настойчиво
осваиваются теоретические основы и технология данного подхода в учебно-воспитательном
процессе.
И не случайно личностный подход к учащимся - ключевое направление прогрессивных
педагогических технологий, так как в его основу были заложены основные воспитательные
идеи и принципы:
-
идея развития личности;
-
общечеловеческие принципы гуманизма;
-
идея
демократизации
педагогических
отношений
как
основы
форми рования
демократической личности;
-
углубление индивидуального подхода;
-
принцип природосообразности и воспитания;
-
идея активизации и использования внутренних саморегулирующих механизмов
развития личности;
Шагая в ногу со временем, наша гимназия разработала программу развития, в которой
гуманистический подход к обучению определяет "признание самоценности личности, ее право
на
развитие
и
на
проявление
индивидуальных
способностей,
создание
условий
для
ее
творческого саморазвития..."
Ориентация на учет индивидуальных особенностей личности создает благоприятные
условия для внедрения развивающего обучения. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
близка мне по своей сути: она не подавляет личность ребенка, а "взращивает" ее, намечает
ориентиры для развития индивидуальных способностей.
В.В. Давыдов считал, что в "младшем школьном возрасте становление личности детей
во
многом
определяется
развитием
воображения
в
процессе
учебной
деятельности,
направленной на усвоение содержания различных учебных предметов, особенно эстетического
цикла".
На мой взгляд, без литературы невозможно целостное развитие личности ребенка, так
как
она
не
только
развивает
воображение,
учит
видеть
прекрасное,
но
и
способствует
нравственному и духовному становлению человека.
Уроки литературного чтения в системе развивающего обучения помогают ребенку
реализовывать
скрытые
возможности,
росту
творческого
потенциала,
формированию
творческого,
вдумчивого
читателя.
Литературное
чтение
-
особый
курс,
предполагающий
организацию учебного диалога, сотрудничество детей. Именно диалог определяет предметное
содержание обучения, так как каждый ученик выражает личное отношение к литературному
тексту, установить коммуникативные отношения между его участниками, он способствует
развитию индивидуальных творческих способностей, выявляя их из общего "многоголосья"
читательских мнений.
2.Проблема.
В последнее время на страницах газет и журналов можно встретить размышления
учителей русского языка и литературы старших классов, которых не перестает волновать,
почему
у
старшеклассников
возникают
затруднения
в
написании
творческих
работ,
в
выстраивании монологического высказывания, содержащего собственное мнение.
Я считаю, что начинать решать эту проблему нужно уже в начальной школе. Какими
радостными, открытыми, искренними приходят дети в 1 класс, как тянут руки, выражая
желание честно говорить то, что они думают. И вдруг натыкаются на резкое суждение учителя:
"Говори то, что написано в учебнике, отвечай так, как я прошу!" И постепенно опускается
маленькая рука, меркнут глаза, праздники превращаются в будни. Когда-то и у меня было так.
Наше время открыто для творчества учителя. Это дало мне возможность пересмотреть
свой опыт работы в традиционной системе и сделать так, чтобы каждая встреча со школой
дарила
бы
детям
радость,
рождала
бы
у
них
желание
высказываться,
делиться
своими
открытиями, познавать.
3.Теоретическая интерпретация опыта
Сущность опыта: развитие творческих способностей учащихся через личностно -
ориентированный
подход
в
условиях
формирования
субъекта
учебной
деятельности
с
использованием нестандартных форм, методов и приемов работы.
Условия формирования опыта.
В настоящее время важно понимание того, что будущее общества суще ственно зависит
от уровня образования. Системы образования, которые медленно меняют и развивают свой
уклад, становятся тормозом развития общества.
Меняются приоритеты целей обучения, и на первый план выдвигается развивающая
функция,
которая
обеспечивает
становление
личности
обучающегося,
развитие
его
индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности.
Для младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность. В системе
развивающего обучения носителем учебной деятельности является ее субъект. Развернутая
учебная деятельность, инициативно выполняемая ее субъектом, служит основанием хорошей
восприимчивости
младшего
школьника
к
содержанию
научных
понятий,
художественных
2
образов, нравственных ценностей. Без этого невозможен процесс полноценного развития лич-
ности и индивидуальности ребенка первой ступени образования.
Ни один предмет школьной программы, кроме литературного чтения не обладает
таким богатым арсеналом особых, доступных, необходимых учителю средств, чтобы духовно
формировать личность, развивая воображения, делая это ненавязчиво, осторожно, чтобы не
навредить ребенку. Теоретическое мышление при этом становится средством достижения
важных задач образования.
Теоретическая
база
опыта:
основополагающие
идеи J1.C.
Выготского,
теория
развивающего
обучения
Д.Б.
Эльконина,
В.В.
Давыдова;
образовательная
программа
Е.И.
Матвеевой "Литературное чтение"; методические разработки авторской системы преподавания
литературы
Г.Н.
Кудиной,
З.Н.
Новлянской;
методические
рекомендации
"Как
младшие
школьники учатся учиться?", "Оценка без отметки".
Новизна.
Новый
подход
к
преподаванию
чтения
в
начальной
школе
развивает
творческие
способности:
формирует личность рефлексирующего субъекта учебной деятельности, способного к
более разнообразным видам творчества, которое обнаруживается в сфере научного знания, в
сфере изящной словесности и т.п.;
организует учебную деятельность, которая формирует такие особен ности субъекта, как
сознательность, ответственность, инициативность, самопознание и рефлексия;
урок "Литературного чтения" выстраивается как урок - диалог, являю щийся наиболее
эффективным методом и формой изучения произведения, как коммуникативное событие
встречи
читателей
с
автором.
В
ходе
такого
урока
у
учеников
возникают
открытия,
рождаются разные мнения, переживания от восприятия нового текста.
Проведение
уроков,
создающих
определенную
эмоционально
-
эстетическую
атмосферу средствами разных видов искусства: "погружение" детей в эту атмосферу, глубокое
сопереживание,
созерцание
-
оставляет
у
детей
ощущение
праздника
"читательских
удовольствий".
Продуктивность: Учащиеся успешно овладевают системой знаний, практическими
умениями,
предусмотренным
курсом
"Литературного
чтения"
и
в
процессе
организации
внеклассной работы. У учащихся появляется устойчивый интерес и положительное отношение
к
изучаемому
предмету,
формируется
творческая
личность,
способная
высказывать
собственную
точку
зрения
о
прочитанном,
полно
и
глубоко
раскрыть
художественный
потенциал произведения.
Личностно-ориентированный
подход
к
обучению
представляет
каждому
ученику
(опираясь
на
свои
способности,
склонности,
интересы,
субъективный
опыт)
возможность
реализовать себя в познании мира через учебную деятельность.
Трудоемкость опыта заключается в сложности выбора методов, приемов и средств
обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся; в разработке и изготовлении
дидактического материала; в вовлечении родителей в совместную деятельность с детьми по
организации внеклассных мероприятий, домашнего чтения.
Возможность внедрения: опыт может быть использован каждым учителем начальных
классов в процессе преподавания предмета "Литературное чтение", в организации внеклассной
работы с учащимися.
4.Структура работы.
3
1.
Для
успешного
литературного
развития
и
непрерывного
процесса
практической литературной деятельности младшему школьнику необходима работа в
разных позициях:
-
в позиции "читатель";
-
в позиции "автор";
-
в позиции "критик";
-
в позиции "теоретик".
Для
освоения
основных
позиций
используется
метод
коллективно-
распределительной
деятельности,
согласно
которому
в
реальном
детском
взаи -
модействии
происходит
занятие
разных
позиций,
чередование,
переход
из
од ной
в
другую - все это формирует творческого читателя.
Все
представленное
позволяет
решить
главную
задачу
обучения
литера туре
в
начальной школе - поставить маленьких читателей в те позиции, без которых невозможно
становление полноценной читательской деятельности, помочь им утвердиться, овладеть
средствами и способами работы в каждой позиции.
2.
Освоение
ведущих
литературоведческих
понятий,
которые
рассматриваются
в
процессе решения учебных задач урока. Одно из центральных поня тий - художественный
образ. Понятия осмысливаются в процессе совместной исследовательской деятельности, в
дальнейшем
они
"оседают"
в
сознании
ребенка,
постепенно
складываются
в
систему,
в
привычный и практический "язык".
3.
Формирование собственного творчества через целенаправленную систематическую
работу над созданием письменного текста.
5.Методы и формы:
4
Психологические идеи JI.C. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина,
Г.А.
Цукерман
оказали
влияние
на
выбор
средств,
методов,
форм
работы.
В
режиме
развивающего обучения использую метод решения учебных задач и методы проблемного
обучения.
Литературное чтение предполагает организацию учебного диалога, со- трудничество
детей. Диалог помогает определить предметное содержание обучения, т.к. каждый ученик
выражает
личностное
отношение
к
литературному
тексту
и
помогает
установлению
коммуникативных
отношений
между
его
участниками
способствует
формированию
опыта
делового сотрудничества.
Технология развивающего обучения предполагает:
-
вариант дидактического общения "учитель - ученик" (для постановки проблемы);
-
работа в паре "ученик - ученик" (важна для самоконтроля и самооценки);
-
групповая
работа
(эффективна
в
процессе
поиска
способа
решения
учебной
задачи, где учитель выступает в роли консультанта);
-
межгрупповые взаимодействия (при общении, способствуют выведению общих
закономерностей);
-
работа ученика с родителями (предполагает обсуждение той или иной задачи
дома и рассказ о том, какую позицию в этом вопросе заняли родители);
-
индивидуальная
работа
(предполагает
выполнение
заданий
по
пройденному
материалу и творческую работу).
6.Условия,
способствующие
формированию
творческой
личности,
на
уроках
литературного чтения.
1.
Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения. В такой
атмосфере рождается творческий дух, желание раскрыть себя, не боясь собственных
ошибок.
Здесь
не
может
быть
ошибочных
мнений,
каждое
из
них
важно
для
формирования творческого читателя.
2. Систематический
выпуск
классных
"литературных"
журналов,
кото рые
способствуют
осознанию
смысла
авторской
работы,
дают
понять,
что
сочинение
пишется не для учителя, а имеет общественный резонанс - публикацию.
3. Традиции,
закладывающиеся
на
уроках
литературы:
конкурсы
чтецов,
уроки
словесного
рисования,
уроки-праздники
читательских
удовольствий
-
на
них
зачитываются интересные сочинения детей, выполненные в течение года.
7.Формирование позиции читателя. Техника осмысления произведения, овладения его
содержанием.
-
"тщательное" чтение текста с выделением "точек предпонимания" текста (работа
на
этапе
первичного
восприятия
текста.
Выяснение
того,
что
непонятно,
что
показалось
странным,
необычным,
именно
в
"точках
предпонимания"
можно
уловить
зачатки
будущих
"гипотез
смысла",
которые
рассматриваются
в
ходе
анализа);
-
чтение текста "островками" (В.В.Рязанов) - неторопливое чтение с остановками и
пояснениями
прочитанного
фрагмента,
установление
связи
между
разными
точками зрения читателей. Выявление ярких мест для понимания содержания;
5
-
составление
"вопросника"
к
новым
изучаемым
текстам,
на
его
основе
формулирование учебной задачи урока;
-
организация диалога автора и читателя через систему поставленных к тексту
вопросов, выявляющих эмоционально-ценностные ориентации. Предмет разговора
и особенности языка текста;
-
чтение с иллюстрированием;
-
чтение
с
переводом
с
языка
литературы
на
язык
театра,
кинофильма
(распределение ролей и чтение по ролям, драматизация текста);
-
выделение выбранного фрагмента. Представление наиболее яркой иллюстрации
замысла
автора,
его
точки
зрения
на
проблему;
соотнесение
своей
позиции
с
позицией автора и других читателей;
-
прогнозированное чтение (во время чтения текста произведения учитель делает
остановку
и
опускает
одно
из
событийных
звеньев,
читатель
вынужден
самостоятельно заполнить сюжетные "пустоты").
Предлагаемая технология работы с изучаемым текстом позволяет ребенку включиться в
активную исследовательскую смыслодеятельность; готовит почву для духовного становления
развивающейся
личности,
способной
в
дальнейшем
сделать
выбор,
определиться
в
читательских интересах; переносить способы работы с изученным текстом на другие (ранее
незнакомые) произведения.
8.Средства и приемы создания художественного образа.
В отличие от других школьных предметов, литературное чтение представляет собой
курс, имеющий дело прежде всего с образами. Для представления образов, их восприятия или
создания новых необходимо развивать у ребенка способность воображать, мыслить образами,
представлять тот «объект», который создается в произведении.
Стержневой задачей теоретического направления программы является освоение понятия
«художественный образ».
В 1-2 классах провожу пропедевтическую работу с текстом по развитию у учащихся
способностей видеть образ, выявлять средства его создания в художественном произведении.
В 3 классе их деятельность фокусирую на выстраивание таких теоретических понятий,
как авторская и читательская позиция, средства авторской изобразительности, художественное
произведение, жанр.
В 4 классе работаю над понятием «внутренний мир героя произведения», «достраиваю»
понятие «художественный образ».
Итак, я считаю, что постепенное смысловое прочтение, вживание в образ позволит на
второй
и
третьей
ступенях
образования
лишь
совершенствовать
подходы
к
литературоведческому
анализу
изучаемых
произведений,
поскольку
основы
его
будут
заложены в начальном звене обучения. Овладевая таким способом работы с текстом, ученики,
как
правило,
в
старшем
возрасте
не
боятся
произведений
большего
объема,
легко
ориентируются
в
тексте,
находят
необходимые
средства
создания
того
или
иного
художественного образа, говорят о своем видении того, что хотел сказать писатель или поэт.
6
9.Развитие собственного творчества.
Осознанность
творческой
позиции,
сформированность
вкуса,
умение
соотносить
произведение с культурной нормой - основа для литературного творчества ребенка. Оно всегда
сопряжено с «непрерывным процессом отбора и отсева сочиняемых вариантов» (Лобок A.M.
Антропология мифа).
Работу над созданием собственного творчества я начинаю с 1 класса. Де ти в этом
возрасте больше фантазеры, которым кажется, что они прекрасные поэты и писатели! Поэтому
с удовольствием пробуют сочинять стихи, выдумывают сказочные и детективные сюжеты,
подражают известным авторам. Но первые их творческие «опусы» далеки от совершенства.
Такого ребенка я обязательно похвалю словесно, но с течением времени помогу ему найти
недочеты и казусы в работе, чтобы ученик понимал, что не всякое сочинение есть литературное
творчество, не все выносится на суд читателей.
Когда
ученик
сочиняет,
речь
идет
о
деятельности,
о
творческом
процессе,
удовлетворяющем потребность ребенка в самовыражении. Этот процесс важен с точки зрения
выявления творческого начала личности.
Необходимо
на
первом
этапе
сочинительства
способствовать
развитию
интереса,
«пробовать перо» так, как это делают мастера слова.
Главная задача педагога- формирование культуры творческого мышления воспитанника.
Для
формирования
собственной
позиции
к
личному
сочинению
и
к
тво рениям
одноклассников
после
выполнения
практического
задания
ученики
читают
работы,
обмениваясь впечатлениями. Такого рода творческая деятельность дает возможность не только
совершенствовать свое мастерство, но и «посоревноваться» с одноклассниками в искусстве
слова.
Мною апробировано немало видов творческих работ, дающих положительные реальные
результаты.
Виды творческих работ:
сочинение - описание;
сочинение-продолжение истории о герое, по заданному началу;
рассуждение о природе с заменой слова «слышите в авторском тексте на слово «видите»;
сочинение истории от имени главного героя;
сочинение сказочной истории;
рассказ о чудесах, которые встречаются в жизни ребенка;
сочинение истории, которую можно продолжить одной из предложенных пословиц;
сочинение предыстории события;
ответ на вопрос в конце произведения;
сочинение - размышление на заданную тему
сочинение - воспоминание;
описание места, выбранного учеником;
сочинение послания;
поздравление с праздником;
сочинение комплимента;
сочинение по картине;
сочинение
«Самый
интересный
урок»,
«Самое
интересное
произведение»,
«Самый
удивительный герой».
7
При этом каждая работа должна быть адресной, то есть иметь конкретного адресата,
авторской, то есть самостоятельной, а не плагиатом.10.Внеклассная работа
1.
Проведение
КВН,
конкурсов,
праздников
читательского
мастерства,
драматизация
литературных произведений, иллюстрация к ним.
2.
Выступление учащихся на классном часе с рекламой понравившейся художественной
книги, что формирует читательский интерес.
3.
Сотрудничество с городской и школьной библиотеками (беседы, конкурсы, викторины,
библиотечно-библиографические уроки, книжные выставки, обзоры книжных поступлений,
рекламные плакаты, выпуск бюллетеней и газет).
4.
Посещение краеведческого музея, знакомство с культурой и историей народов Севера
через литературные произведения местных авторов.
5.
Домашнее (семейное) чтение.
Под домашним чтением я понимаю не простое прочтение текста, заданного к уроку, а
чтение, которое было до эпохи массовой компьютеризации и телевидения, когда в каждой семье
были любимые книги, которые читали и обсуждали все члены семьи. Формировался тесный
круг единомышленников. Интимность такого чтения позволяет проявиться ребенку - читателю
в иной среде, где папа и мама, старшие или младшие братья и сестры - равноправные читатели.
Они
по
очереди
становятся
читателями,
комментаторами,
слушателями.
А
все
это
уметь
творческому читателю тоже необходимо.
11.Заключение
Таким образом, для осуществления личностно - ориентированного подхода в обучении
считаю возможным развивать творческие и коммуникативные способности через систему
развивающего обучения, в частности, на уроках литературного чтения.
Формирование творческой личности стоит начинать в раннем школь ном возрасте, когда
ребенок
открыт
для
восприятия,
искренне
переживает
то,
что
увидел,
услышал,
прочел,
прочувствовал и получает возможность проявить свои способности. Этому как раз и служат
уроки
литературного
чтения.
В
этом
мы
следуем
программе
развития
гимназии,
где
определено,
что
«учитель,
ученик
входят
в
образовательное
пространство
с
границами
специфического состояния сознания каждого и всех вместе. Развитие их творческой интуиции
является теперь уже не роскошью, а «средством передвижения». Усиливается психологический
фактор личности как обучаемого, так и обучающего».
В развивающем личностно - ориентированном обучении ученик и учитель становятся
сотворцами деятельности.
12.Список использованной литературы
Е.
И.
Матвеева,
И.
Е.
Патрикеева
Деятельностный
подход
к
обучению
в
начальной школе. Урок литературного чтения
Е.
И.
Матвеева
Обучение
литературному
чтению
в
начальной
школе.
0.000
Издательство: «ВИТА-ПРЕСС» 2008 г.
Е. И. Матвеева, О. Б. Панкова, И. Е. Патрикеева Критериальное оценивание в
начальной школе 000 Издательство: «ВИТА-ПРЕСС» 2012 г.
А.
Б.
Воронцов. Образовательная
система
Эльконина
Давыдова:
отличия
от
других систем.
8
Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д:
Феникс, 2006.-332 с.
Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки//
Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //
Вестник образования. № 6. 2002.
Колеченко.
А.К. Энциклопедия
педагогических
технологий:
Пособие
для
преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.
Лежнева Н.В. Урок в личностно-ориентированном обучении // Завуч начальной
школы. № 1. 2002. – с. 14-18.
Лукъянова
М.И. Теоретико-методологические
основы
организации
личностно-
ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.
Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного
урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.
9