"Насилие и агрессия как угроза психическому и психологическому здоровью".
Автор: Давыдова Наталья Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ОГКОУ "Ивановская коррекционная школа № 2" Населённый пункт: г.Иваново Наименование материала: методическая разработка Тема: "Насилие и агрессия как угроза психическому и психологическому здоровью". Раздел: среднее образование
Конспект семинара-тренинга для педагогов
на тему:
«Насилие и агрессия как угроза психическому и
психологическому здоровью».
Автор: Давыдова Н.Н.
Тема семинара: «Насилие и агрессия как угроза психическому и
психологическому здоровью »
Участники:
Педагоги как участники образовательного процесса
Время необходимое для проведения мероприятия:
Семинар в течение 1 часа
Инструменты:
Распечатанные тесты, презентация, альбомные листы, карандаши, раскраски
«арт-терапия».
Краткая аннотация к мероприятию:
Гнев – это естественная эмоция каждого человека, и она не всегда имеет
отрицательный характер. Зачастую гнев помогает нам понять, что пора что-то
изменить. Поэтому важно научить учителей понимать свое чувство гнева и
реагировать на него.
Важно
ознакомить
педагога
с
методикой
эмоциональной
саморегуляции,
которая не только доступна в использовании, но и чрезвычайно полезна
именно
для
педагогов.
Ее
освоение
не
только
замедлит
процесс
эмоционального «сгорания» учителей на работе, но и позволит адекватно и
конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях и будет способствовать
развитию личностной установки педагога на понимание и принятие ребенка.
Цели, задачи мероприятия:
Цель - расширение знания для педагогов о проблеме, возможных вариантов
ее решения, знакомство педагогов с основами эмоциональной саморегуляции.
Задачи - совместное обсуждение и определение причин гнева, расширение
диапазона неагрессивного поведения в проблемных ситуациях; — развитие
навыков актуализации конструктивных мыслей, позволяющих регулировать
эмоциональную
сторону
поведения.
Научить
учителя
управлять
своими
негативными эмоциями.
Используемые методы, приемы, технологии:
Методы:
1. Анкетирование
2. Дисскусии
3. Совместная деятельность
4. Наглядные
6. Практические
Приемы:
1. Диагностика
2. Побуждение
3. Поощрения
4. Пример
Технологии:
1. Здоровьесберегающие
2. ИКТ
ХОД РАБОТЫ
1.Организационная часть (5 минут)
Интеллектуальная разминка "Это слишком логично"
( Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают
дурацкие причинно-следственные связи.)
– Сейчас мы с вами немного поиграем. Я задам вопрос, кто-то из участников
отвечает на этот вопрос, другой участник говорит, что этот ответ слишком
логичный, и предлагает свой ответ, его ответ оспаривает другой участник – в
той же манере, и так до тех пор, пока не будет найден самый алогичный
ответ,
- «Почему трава зеленая?»,
(Если участники начинают спорить между собой о том, чей же ответ более
алогичен, ведущий может выступить в качестве арбитра. Темп должен быть
достаточно высоким.)
2.
Мотивация и стимулирование учебной деятельности (10 минут)
Заполнение теста «Оценка гнева» (См. приложение 1)
-
Гнев – всего лишь одна из наших эмоций. Она ни хорошая, ни плохая, это
мы оцениваем ее как плохую, потому что не знаем, как с ней обращаться.
Гнев возникает, когда человек встречает на своем пути препятствие, когда его
ожидания не оправдываются. Например, с вами кто-то не соглашается, не
хочет
подчиняться
и
делать
только
то
что
хотите
вы;
или
какое-то
обстоятельство нарушает ваши планы. Зачастую гнев помогает нам понять,
что пора что-то изменить. Поэтому важно научиться понимать свое чувство
гнева и реагировать на него. (Слайд 1)
3.
Обсуждение
проблем, вынесенных на семинар. (15 минут)
-Так что такое гнев? (ответы учителей)
-
Это
отрицательная
эмоция.
Можно
даже
сказать,
что
она
имеет
агрессивный
характер
и
направляется
в
сторону
другого
человека
или
предмета. Если это предмет, то индивидуум может легко его уничтожить,
если человек – обидеть, подчинить
.(Слайд 2)
-Каковы причины гнева?
-
образец поведения, перенятый от близких и значимых людей
гнев может возникнуть как реакция на стрессовое состояние
в состоянии усталости мы склонны к проявлению гнева даже в случае
мелкого конфликта
если
мы
в
течение
долгого
времени
сдерживаем
свои
эмоции,
переживая происходящее «внутри себя»
(слайд 3)
-Возьмите альбомный лист и нарисуйте гнев, представив его живым, как он
выглядит? (работа в группах)
-Какой можно сделать вывод, посмотрите на получившиеся рисунки?
-Давайте подумаем и назовём признаки человека в гневе, как он выглядит?
(Слайд 4-11)
4.
Решение проблемы семинара, новые знания. (20 минут)
-А сейчас мы посмотрим анимационный фильм, притча, а гвоздях. (Слайд 11)
-Какой вы сделали вывод для себя?
-Как справится с гневом и раздражением?
Избавиться от гнева и раздражения можно, но необходимо проявлять волю,
терпение и усилия. Чувства подвластны контролю – вы должны помнить об
этом. С помощью особых психологических приёмов ваш эмоциональный фон
обретёт равновесие.
-
1. Чтобы «стравить» энергию, выработанную в результате вспышки гнева,
можно побегать, покричать, даже побить посуду. Проблемы, связанной с
чувством вины, это не решит, но убережет ваш организм от очередного
разрушительного удара. (Слайд 12)
2. Гнев сопровождается мышечным напряжением. Снимите его! Мысленным
взором
пройдитесь
по
всему
телу,
отслеживая,
чтобы
каждая
мышца
расслабилась. Также необходимо снять напряжение с губ, челюстей, лба,
вокруг глаз. Если тело расслаблено, эмоции переживать просто нечем. (Слайд
13)
3. Займитесь дыхательной гимнастикой. Обычное глубокое дыхание обладает
волшебной силой: оно заставляет мышцы тела расслабляться. При дыхании
отслеживайте, как сначала наполняется низ легких, потом – середина, и,
наконец, поднимаются ключицы. (Слайд 14)
4. Метод «саморефлексии». Нужно внутренне ответить на вопрос: что я сама
себе не могу позволить? После того как запреты выявлены, надо понять,
готовы ли вы их снять. Например, если вы всю жизнь запрещаете себе бурно
радоваться
жизни,
возможно,
пора
попробовать.
Таким
образом
вы
перестанете раздражаться по поводу людей, которые шумят и веселятся, –
ведь
то,
что
позволено
себе,
позволено
и
окружающим.
(Слайд
15)
5.
Интересно
также
исследовать
себя
на
предмет
«моих»
и
«не
моих»
решений. У всех нас есть ряд непоколебимых принципов. А кто установил
эти догматы? Например, человек уверен, что он добрый. Но на вопрос «Зачем
надо быть добрым?» ответить не может. Значит, это решение не его, а его
воспитателя. Возможно, лучше признать собственную природную злобность
и осознанно взять ее под контроль. (Слайд 16 )
-Так же существует, такая методика как арт-терапия (психолог показывает
наглядный материал) (Слайд 17)
Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния
через
развитие
способности
самовыражения
и
самопознания.
Ценность
применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его
помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые
разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и
т. д.
Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение
изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов
и подвидов , которые продолжают появляться:
изотерапия;
цветотерапия;
музыкотерапия;
песочная терапия;
видеотерапия;
игротерапия;
библиотерапия;
сказкотерапия;
маскотерапия;
драматерапия;
фототерапия;
денс-терапия;
арт-синтезтерапия
(объединение
живописи,
стихосложения,
цвето-,
маско-, мульт- и фототерапии, а также метода ассоциаций) и другие.
Термин «арт-терапия» ввел в употребление еще в сороковых годах прошлого
столетия
британский врач
и
художник
Адриан
Хилл .
Он
заметил,
что
занятие
творчеством
помогает
туберкулезным
больным
(с
которыми
он
работал
в
госпитале)
быстрее
выздороветь.
Стоит
сказать,
что,
так
как
искусство
появилось
еще
в
древние
времена,
его
терапевтическое
воздействие отмечалось и раньше, но только в наше время возник особый
интерес к этой функции творчества.
5.
Подведение итогов (5 минут)
Заключительная дискуссия (Что было важным в сегодняшнем мероприятии? -
Что запомнилось? - Какие выводы сделали для себя?)
– Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе
которой аплодисменты сначала звучат совсем тихонечко, а потом становятся
все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников
и постепенно подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы
следующего, кому они аплодируют вдвоем с ведущим. Третий выбирает
четвертого и т.д.
Последнему участнику аплодирует уже вся группа. (Слайд 18)
Критерии оценки эффективности мероприятия:
- Развитие у педагога навыков саморегуляции
- Наличие возможности совместной деятельности педагогов и психолога
-
Сформированный
благоприятный
социально-психологический
климат
в
педагогическом коллективе
Способы оценки эффективности мероприятия:
- Повторное проведение опросника «Оценка влияния гнева»
-
Установление
конструктивного
общения
между
детьми
и
взрослыми
(родителем, педагогом)
-
Готовность
апробировать
индивидуально
выбранные
мыслеформы
в
жизненных ситуациях.
Использованная литература
1. Бикеева. А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому
педагогу. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.,
Информационно-издательский дом «Филин», 1996 г.
3. Буянов М.И. - Беседы о детской психиатрии. М., "Просвещение", 1986.
4. Дубровский А.А. - Открытое письмо врача учителю. М., 1988.
5.
Елканов
С.Б.
Основы
профессионального
самовоспитания
будущего
учителя. М., «Просвещение», 1989 г.
6.
Зеленова
И.
Программа
деятельности
педагога-психолога
в
образовательном
учреждении
по
сохранению
психического
здоровья
педагогов.
Факторы
влияющие
на
эмоциональное
выгорание
.
–
Газета
“Школьный психолог” №13, 2005 г.
7. Зеньковский В. В. Педагогика.— М., 1963.
8. Кривцова С., Мухаматулина Е. Воспитание: наука хороших привычек.- М.,
9. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя.
Вопросы психологии N6. 1987 г.
10. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., «Просвещение»
1986 г.
11. Неменский Б. - Мудрость красоты, М., 1987.
12. Родионов В. Учительский стресс. – Газета “Школьный психолог” №4,
2006 г.
13. Рубинштейн М. М. Проблемы учителя.- М., 1926
14. Самоукина Н.А. Практический психолог в школе: лекции, консультации,
тренинги. М., «ИТОН», 1997 г.
15. Форманюк Т. В. Синдром ”эмоционального сгорания” как показатель
профессиональной дезадаптации учителя//Вопросы психологии 1994 №6
Приложение 1
Методика диагностики агрессивности А. Ассингера.
Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в
отношениях
со
своими
коллегами,
и
легко
ли
им
общаться
с
ним.
Для
большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги
отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их
самооценка.
Подчеркните ответ:
I. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного
конфликта?
1. Всегда
2. Иногда
3. Никогда
II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?
1. Внутренне кипите.
2. Сохраняете полное спокойствие.
3. Теряете самообладание.
III. Каким считают Вас коллеги?
1.Самоуверенным и завистливым.
2. Дружелюбным.
3. Спокойным и независтливым.
IV. Как Вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
1.Примите ее с некоторыми опасениями.
2. Согласитесь без колебаний.
3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.
V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с
Вашего стола бумагу?
1. Выдадите ему «по первое число».
2. Заставите вернуть.
3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с
работы позже обычного?
1. «Что это тебя так задержало?»
2. «Где ты торчишь допоздна?»
3. «Я уже.начал (а) волноваться».
VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?
1. Стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост»?
2. Вам все равно, сколько машин вас обошло.
3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас.
VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?
1. Сбалансированными.
2. Легкомысленными.
3. Крайне жесткими.
IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается?
1. Пытаетесь свалить вину на другого.
2. Смиряетесь.
3. Становитесь впредь осторожнее.
X.
Как
Вы
отреагируете
на
фельетон
о
случаях
распущенности
среди
современной молодежи?
1. «Пора бы уже запретить им такие развлечения».
2. «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать».
3. «И чего мы столько с ними возимся?»
XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось
другому?
1. «И зачем я только на это нервы тратил?»
2. «Видно, его физиономия шефу приятнее».
3. «Может быть, мне это удастся в другой раз?»
XII. Как Вы смотрите страшный фильм?
1. Боитесь.
2. Скучаете.
3. Получаете искреннее удовольствие.
XIII. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание.
1. Будете нервничать во время заседания.
2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
3. Огорчитесь.
XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?
1. Обязательно стараетесь выиграть.
2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
3. Очень сердитесь, если не везет.
XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?
1. Стерпите, избегая скандала.
2. Вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание.
3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.
XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?
1. Поговорите с учителем.
2. Устроите скандал родителям «малолетнего преступника».
3. Посоветуете ребенку дать сдачи.
ХVII. Какой, по-вашему, Вы человек?
1. Средний.
2. Самоуверенный.
3. Пробивной.
XVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях
учреждения, если он начал извиняться перед вами?
1. «Простите, это моя вина».
2. «Ничего, пустяки».
3. «А повнимательней Вы быть не можете?!»
XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди
молодежи?
1. «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!»
2. «Надо бы ввести телесные наказания.»
3. «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!»
XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным.
Какое животное Вы предпочтете?
1. Тигра или леопарда.
2. Домашнюю кошку.
3. Медведя.
Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера
ответов.
36-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни,
поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
45 и более очков. Вы излишне агрессивны и при этом нередко бываете
неуравновешенным и чрезмерно жестким по отношению к другим людям. Вы
надеетесь
добраться
до
управленческих
«верхов»,
рассчитывая
на
собственные
методы,
и
добиться
успеха,
жертвуя
интересами
домашних,
окружающих.
Поэтому
Вас
не
удивляет
неприязнь
сослуживцев,
но
при
малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.
35
и
менее
очков.
Вы
чрезмерно
миролюбивы,
что
обусловлено
недостаточной
уверенностью
в
собственных
силах
и
возможностях.
Это,
конечно, не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком... И все
же побольше решительности Вам не помешает!
Если по семи и более вопросам вы набрали по три очка и менее чем по семи
вопросам - по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее
разрушительный,
чем
конструктивный
характер.
Вы
склонны
к
непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к
людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные
ситуации, которых вполне могли бы избежать.
Если же по семи и более вопросам вы получите по одному очку и менее, чем
по семи вопросам - по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит,
что Вам не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их уж слиш-
ком тщательно.