Напоминание

Конспект интегрированного занятия по изодеятельности и развитию речи в подготовительной группе. Тема: “Русский народный костюм”


Автор: Ковальчук Галина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №26 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект интегрированного занятия по изодеятельности и развитию речи в подготовительной группе. Тема: “Русский народный костюм”
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект интегрированного занятия по изодеятельности

и развитию речи в подготовительной группе

Тема: “Русский народный костюм”
Программное содержание: 1. Учить создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорную полосу на подоле сорочки, сарафана, епанички. 2. Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме. 3. Закрепить умение работать цветными фломастерами. 4. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 5. Совершенствовать речь детей, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков через чистоговорку. 6. Продолжать формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение. Материал: силуэты сорочки, сарафана, еп
а
нички из белого и цветного картона /набор на каждого ребёнка/; иллюстрации с изображением русской девушки в нарядной старинной одежде /национальный костюм/; набор открыток “Русский орнамент; магнитофонная кассета с записью мелодий старинных русских северных хороводов; наборы цветных фломастеров; карточки с символами-знаками /из орнамента/.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию изображения русской девушки в праздничной старинной одежде. Воспитатель: “Кто изображён на рисунке? Посмотрите, какая эта девушка стройная, изящная. Настоящая русская красавица! Как раньше в народе называли таких красавиц? /Лебёдушка, берёзонька, пава, ягодка/. А какими именами их называли в русских сказках? /Василиса Прекрасная; Варвара-краса, длинная коса; Марья-искусница; Елена Премудрая; Марьюшка - Ягодка лесная, рукодельница/. Наша красавица собралась идти на ярмарку. Раньше была такая традиция: в дни праздников устраивали ярмарки, и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду. Что это за одежда? /Сорочка, сарафан, душегрея, епаничка; кокошник, платок/. Когда девушка в таком наряде шла на ярмарку, то все восхищались её красотой и говорили: “А идёт-то, а идёт, как лебёдушка плывёт; говорит, то говорит, словно реченька журчит. Или ещё так говорили: “Как красива, величала, выступает будто пава!” /Воспитатель предлагает девочкам показать, как ходить павой/. Воспитатель: “Вы заметили, какой интересный узор вышит на одежде девушки? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определённый смысл, значение. Например, знак солнца... Девочки выберите, пожалуйста, карточки с этим символом и покажите всем. Что солнце дарит людям? /Тепло, свет, плодородие/. /Поэтому и сам этот знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.
На что похож этот знак? /На волны, на реку, на ручеёк/. Это знак воды. Ручеёк журчит и веселит нас, несёт радость, веселье. Другой знак — засеянное поле. Мальчики, выберите и покажите всем, пожалуйста, карточки с этим знаком. Он приносит счастье, достаток в дом, богатство. Вспомните и назовите, символы на других карточках. /Дети показывают и называют: знак огня; символ земли, пропитанной водой; знаки небосвода с водой; символы семян, цветов, проросшей почки; знак земли и воды/. Узор в орнаменте мог быть вышит однотонными или цветными нитями. И это не просто так. Каждый цвет в одежде обозначает что-то своё: красный - благополучие, любовь, красоту; жёлтый - тепло и ласку; синий - радость; зелёный - мир; чёрный - богатство. А знаете ли вы, для чего вышивали символы? (Они оберегали человека). Поэтому их называют оберегами. В зимнее время года одежду праздничную шили, украшали вышивкой, а весной юноши и девушки наряжались и выходили погулять: песни пели, хороводы водили, в игры играли. Давайте и мы с вами немного поиграем. Воспитатель: “Журавли летят - весну на крыльях несут!” Дети за ведущим ребёнком идут по кругу, выполняя движения и говоря слова чистоговорки: “Жура-жура-журавель! Облетел он сто земель. Облетел, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: “Где же лучшая земля?” Отвечал он, пролетая: “Лучше нет родного края!” Воспитатель: “Сегодня мы с вами будем украшать одежду старинным русским орнаментом. Свою работу с символами-пожеланиями вы сможете потом подарить своим друзьям. Рисовать - “вышивать будем фломастерами. Не торопитесь, обереги - знаки прорисовывайте чётко, аккуратно, чтобы друзья легко могли прочитать в орнаменте ваше пожелание. Работать будем под музыку. Когда музыка закончится, то вы принесёте свои работы на выставку. Приступайте к составлению узора”. Воспитатель включает музыку. В конце занятия воспитатель предлагает каждому ребёнку рассказать, что он пожелал своим друзьям через орнамент.


В раздел образования