Напоминание

"Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования".


Автор: Холенкова Ольга Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 12 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г.Таштагол Кемеровской области
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Золотой ключик».
Консультация
для педагогов ДОУ на тему:
«Актуальные вопросы введения ФГОС

дошкольного образования».
Старший воспитатель: Холенкова О.С. Таштагол 2016

«Актуальные вопросы введения ФГОС

дошкольного образования».
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который внес ряд существенных изменений в систему образования РФ, и в частности, в дошкольное образование, которое стало новой ступенью образования. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. По словам Александра Асмолова, который возглавил рабочую группу по разработке стандарта дошкольного образования, «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства», или: «Стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования». Так почему возникла необходимость разработки ФГОС для дошкольных учреждений? Ведь только недавно ДОУ начали работать по ФГТ. Да потому, что федеральные государственные требования (ФГТ) были разработаны
на основе «старого»
Закона РФ «Об образовании», который был принят 10 июля 1992 года N 3266-1. Поэтому федеральные государственные требования уже стали неактуальны. Сейчас у нас «новый», Федеральный закон "Об образовании (в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ). И
ФГОС - требование этого нового закона,
в котором дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в
соответствии со стандартами. Стандарты разрабатываются, чтобы придать российскому образованию единство.
В основе ФГОС ДО заложены принципы,
которые важно понимать и реализовать каждому педагогу. 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (это новация) 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования, т.е. учёт возрастных особенностей детей (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. Пока каждый педагог не будет реализовывать в своей работе эти основополагающие принципы стандарта, мы не сможем сказать, что ФГОС ДО внедрен в практику нашей образовательной деятельности. Как в любом дошкольном учреждении, так и в нашем, составлен

план-график мероприятий по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, согласно которому практически все педагоги нашего ДОУ прошли курсы повышения квалификации педагогических работников в
контексте требований ФГОС дошкольного образования, также разработана и составлена форма написания календарных планов в каждой возрастной группе и разработана Основная Образовательная Программа (ООП), которая реализуется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. За счет каких форм должна реализоваться в ДОУ ООП? Это не только занятия, ведь они в режиме дня занимают очень незначительное время. Следовательно, нужны и другие формы организации детей. Так как дошкольный ребёнок – человек играющий, то главная форма реализации образовательной программы – это, конечно же, игра. Обучение может происходить и во время игры, но сделать нужно так, чтобы в процессе игры ребенок даже не догадывался, что его обучают. Кроме игры есть и другие формы, которые позволяют сделать жизнь ребенка в детском саду интересной и насыщенной. Например: 1. Викторины и конкурсы 2. Проектная деятельность 3. Чтение 4. Ситуации 5. Коллекционирование 6. Экспериментирование и исследование 7. Беседа, загадка, рассказ, разговор 8. Мастерская 9. Игровое упражнение 10. Формы совместной музыкально-художественной деятельности
Одно из условий выполнения ФГОС - это организация

развивающей предметно – пространственной среды.
В ФГОС отмечается, что предметно – развивающая среда должна быть направлена: ➢ на создание условий для развития ребенка, ➢ на личностное развитие, ➢ на развитие инициативы ➢ на развитие творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками. Поэтому организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
К организации предметно - развивающей среды в ДОУ ФГОС

предъявляет определенные требования :
предметно – пространственная среда должна быть:  содержательно- насыщенной,  трансформируемой,  доступной,  вариативной,  полифункциональной,  безопасной,  практичной Требования к организации предметно – развивающей среды отражены в пункт 3.3.Федерального государственного образовательного стандарта. Предметно-развивающая среда должна быть организована так , чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять.
В скором времени все детские сады начнут работать по новому стандарту. Что мы все (родители, педагоги и дети) ждем от введения ФГОС? Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всей системе образования - на педагогах, на детях, на семье:  В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса;  В детских садах должны укорениться специфические атрибуты детства: игра, как ведущая деятельность, экспериментирование, исследовательская деятельность;  Обозначена и будет решаться проблема преемственности содержания дошкольного и начального общего образования;  Главным должно стать воспитание и развитие детей (а не обучение!) на основе духовно-нравственных ценностей в интересах человека, семьи, общества;  Должно произойти повышение социального статуса дошкольного образования и профессии «воспитатель». Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Детей в садике не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию. И если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно. Поэтому к педагогам ДО предъявляются высокие требования, которые прописаны в «Профессиональном стандарте педагога» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013. № 544н). Педагог обязан знать нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей, соблюдать требования профессиональной этики, правовые, нравственные и этические нормы.


В раздел образования