Автор: Шушпанова Елена Викторовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ Катуаровская СОШ Населённый пункт: п. Некрасовский Дмитровского района Московской области Наименование материала: статья Тема: Коммуникативная культура педагога Раздел: полное образование
1
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА
Учитель математики
МОУ Катуаровская СОШ Дмитровского района
Московской области
Шушпанова Елена Викторовна
2
Введение
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий
зависит
будущее
человеческой
цивилизации.
Профессиональный
педагог
-
это
единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и
обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно
наступит
кризис.
Новые
поколения
из-за
отсутствия
конкретных
знаний
не
смогут
поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс.
Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-
педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает
овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере
умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек»
(по типологии отечественного психолога Е.А. Климова), и поэтому умение общаться
является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.
Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с
учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная
мотивация.
Стиль
педагогического
общения
в
значительной
мере
определяет
результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на
культуру
межличностных
отношений,
создает
соответствующий
морально-
психологический
климат
учебного
процесса.
Общение
является
важным
условием
социализации личности.
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ
Коммуникабельность (от лат. соединенный, сообщающийся) – способность к
общению, общительность.
Коммуникация (от лат. сообщение, связь, делаю общим) – каналы передачи
информации
в
процессе
общения,
смысловой
аспект
общения
и
социального
взаимодействия.
Коммуникативный компонент личности учителя включает в себя установление и
поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно
отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской
деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют
пять
типов
эмоциональных
отношений
учителей
к
учащимся:
эмоционально-
3
положительный
активный,
эмоционально-положительный
пассивный,
эмоционально-
отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный.
Оказывается,
что
взаимоотношения
детей
в
классе
в
большинстве
случаев
соответствует
тому
или
другому
эмоциональному
стилю,
которым
характеризуется
поведение
учителя.
Так,
у
учителя
эмоционально-неуравновешенного,
который
то
подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно
поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу.
Коммуникативная
сторона
педагогической
деятельности
проявляется
во
всем
педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода, как одной из сторон
коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его работы. Учитель
должен заметить и учесть особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и
соответственно
реагировать
на
них.
Так,
медлительность
ученика,
связанная
с
его
темпераментом,
требует
терпения
и
такта
учителя.
Надо
помнить,
что
именно
коммуникативные компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются
причиной отклонений в результатах обучения.
Педагогическое
общение
-
это
важный
компонент
труда
учителя,
создающий
атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать
спокойную
рабочую
обстановку,
атмосферу
уважения,
активности
ребенка
предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но перегружены,
скованы, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее
педагогической
технологии.
Педагогическое
общение
должно
быть
личностно
развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:
взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и
ярких качеств учеников и учителя;
взаимодействие и организация совместной деятельности;
разумная,
педагогически
целесообразная
самопрезентация
личности
учителя и учащихся;
взаимная удовлетворенность участников общения.
Проблема формирования коммуникативной культуры учителя выступает одним из
основных требований к личности педагога.
Рассматривая культуру и образование как взаимообусловленные феномены, мы
отмечаем их общность - диалогичность. Диалог выступает средством познания мира,
принятием друг друга и соотнесенности себя в этом мире. Диалог является показателем
высокоразвитой культуры человека. Формирование готовности к диалогу и способности
4
вести
диалог
выступает
важной
педагогической
проблемой
и
основным
способом
деятельности педагога.
Освоение способами коммуникации является показателем педагогического
мастерства и творчества учителя.
Учитель, овладевший коммуникациями, решает многообразные задачи:
открывает творческие
способности, формирует
активную
позицию
учащегося,
и
духовное
богатство
личности
зависит
от
многообразия
межличностных
взаимоотношений и от уровня коммуникативной культуры обучающихся.
Коммуникативная культура рассматривается как составная часть педагогической
культуры учителя, как ведущее требование современного образования.
Коммуникативная культура выступает важным условием в формировании образа
человека культуры и нравственности, требованием к личности педагога и показателем
уровня
организации
им
педагогической
деятельности,
характеризует
содержательные
смыслы личности, способы и средства, обеспечивающие понимание и взаимодействие
педагога и ребенка.
Педагогическое общение – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников,
содержанием которого является обмен информацией (прежде всего, учебной), познание
личности
партнера
по
педагогическому
общению,
а
также
организация
совместной
деятельности. При этом информация передается как вербальными (речевыми), так и
невербальными средствами. Речевое общение – это общение посредством слова. А.С.
Макаренко
считал,
что
педагогом-мастером
учитель
может
стать
лишь
тогда,
когда
научится произносить даже самые простые слова и фразы (например, «иди сюда») с 15 –
20 интонационными оттенками.
Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и
переживания
педагога
невербальные
средства
(взгляд,
мимика
лица,
движение
рук).
Исследования показали, что до 50 % информации в общении передается при помощи
мимики
и
жестов.
В
то
же
время
далеко
не
вся
вербализованная
информация
воспринимается слушателем.
Умение
пользоваться
словом,
эмоционально
выражать
свои
мысли
–
важная
сторона коммуникации. Но для учителя не менее значима и другая сторона – умение
слушать. Психологи утверждают, что лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо
говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Это позволяет педагогу не только понимать
ученика, но и чувствовать его состояние, настроение, отношение к учебному материалу и
учебному процессу в целом.
5
Механизмом
познания
и
понимания
воспитанников
является
педагогическая
эмпатия. Она проявляется в умении учителя мысленно поставить себя на место ученика,
проникнуться его состоянием, понять его, сопереживать ему. Но это возможно лишь тогда,
когда педагог понимает самого себя, объективно анализирует свои мысли, действия,
отношения между людьми, т.е. если у него развита рефлексия. Учитель, владеющий
рефлексией
и
эмпатийно
воспринимающий
воспитанников,
может
успешно
строить
педагогическое общение, корректировать его, управлять им.
Важной
функцией
общения
является
организация
совместной
деятельности.
Общение сопровождает профессиональную деятельность учителя. Урок – это, прежде
всего,
общение;
классный
час,
экскурсия,
литературная
гостиная
–
тоже
общение.
Успешность всех форм учебной деятельности определяется продуманным общением, а
также тем, как учитель настроил учащихся на совместную работу, как строилось общение
в процессе ее организации, завершения, при подведении итогов.
Выделение названных функций общения – условно; в реальном педагогическом
процессе все они взаимосвязаны.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПЕДАГОГА
Специфика педагогического образования состоит в направленности на широкую
общекультурную подготовку. Общекультурная подготовка предполагает введение целого
ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в
данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной
специализации.
Таким образом, педагог должен быть погружен в контекст:
общечеловеческой культуры;
различных языков;
видов искусства;
способов деятельности во всем их своеобразии.
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными
у м е н и я м и
и
р а з в и т и е
к о м м у н и к а т и в н ы х
с п о с о б н о с т е й .
К коммуникативным умениям педагога можно отнести:
умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
умения управлять своими эмоциями;
наблюдательность и переключаемость внимания;
социальная перцепция , т.е. понимание психологического состояния ученика по
внешним признакам;
умение "подавать себя" в общении с учащимися;
речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации
В
своей
совокупности
такие
умения
и
способности
составляют технику
педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной
к у л ь т у р ы
п е д а г о г а .
Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:
1.
умения
быстро
и
правильно
ориентироваться
в
условиях
внешней
ситуации
общения;
6
2.
умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;
3.
умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон,
нужные слова и т.д.);
4.
умения обеспечивать обратную связь.
Высокий
уровень
развития
коммуникативной
культуры
педагога
предполагает
наличие у него:
экспрессивных умений и способностей:
o
выразительность речи,
o
выразительность жестов,
o
выразительность мимики,
o
выразительность внешнего облика;
умений и способностей:
o
умение понять состояние ученика,
o
умение установить с учеником контакт,
умение и способность составить адекватный образ ученика и т.д.
Показателем успешного общения педагога с учащимися является благо приятный
морально-психологический климат в классе, учебной группе, учебном заведении в целом.
Добиться
успеха
в
воспитании
и
обучении
педагог
может,
только
если
он
выстраивает эти процессы на личностной основе, начинает общение с установления
эмоционально благоприятных взаимоотношений с учащимися.
Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?
В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в
отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами,
движениями,
приемами
воздействия
на
другого
человека,
приемами
саморегуляции,
создания рабочего творческого самочувствия.
Общительность педагога
Ведущее профессиональное качество учителя - общительность. Его наличие его у
педагога служит показателем высокого коммуникативного потенциала. Умение слушать,
быть
внимательным,
понимать
состояние
говорящего
-важнейшие
составляющие
педагогической общительности. Они проявляются тогда, когда есть интерес к внутреннему
миру ученика, потребность в общении с ним на духовном уровне.
Общительность как свойство личности включает в себя:
- коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
- социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
- альтруистические тенденции - эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и
идентификацию как умение "погружаться" в мир другого человека.
Педагогическая культура подразумевает и другие качества личности, необходимые
в
общении:
справедливость,
открытость,
искренность,
терпимость,
выдержка,
самообладание, требовательность, тактичность.
Педагогический такт
7
Учащиеся высоко ценят в педагоге интеллигентность, тактичность и деликатность,
умение
быть
вежливым,
проявлять
хорошие
манеры;
замечают,
насколько
его
требовательность, принципиальность соблюдаются им самим в общении с коллегами,
родителями, учениками других классов.
Педагогический
такт
проявляется
в
формах
обращения
педагога,
в
умении
разговаривать,
не
задевая
самолюбия
учеников,
организовывать
их
деятельность
и
контролировать
ее
исполнение,
в
умении
педагога
"держать
себя",
в
оценочных
суждениях, интонациях, в умении поощрять и наказывать учащихся. Педагогический такт
подсказывает педагогу выбор места для общения с учащимся - в присутствии класса или
один на один, в учебном заведении или по дороге домой; позволяет определить время
общения
-
отреагировать
немедленно
или
подождать,
дать
учащемуся
возможность
обдумать
свой
поступок;
позволяет
найти
нужный
тон
разговора;
помогает
педагогу
управлять
своим
состоянием
во
время
разговора,
быть
внимательным,
сдержанным,
терпеливым и т. д. Деликатность также помогает педагогу решить самые сложные задачи
построения личных взаимоотношений с учащимися.
Вербальная культура общения педагога
Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного
слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 25-50% учебного
времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи
педагога.
Обучаемые
очень
чутки
к
речевым
особенностям
учителя.
Неправильное
произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а
неоправданная патетика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает
недоверие к говорящему. Поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть своим
голосом.
Правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услы шать, чтобы
процесс слушания не вызывал у школьников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в мин.
4.
Для
достижения
выразительности
звучания
важно
уметь
пользоваться
паузами
-
логическими
и
психологическими.
Без
логических
пауз
речь
безграмотна,
без
психологических - бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения,
выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. 6. Мелодичность придает
голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное
самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика
рождается в опоре на гласные звуки.
Невербальная культура общения педагога
8
Невербальное
общение
-
это
неречевая
форма,
которая
передает
образное
и
эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и
прикосновения.
Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о
том,
что
в
беседе
45%
информации
передается
словами,
а
55%
-
невербальными
средствами.
Невербальное
поведение
педагога
связано
с
его
психическими
состояниями
и
служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства
общения.
Роль мимики в передаче информации
Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица.
Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если
лицо лектора неподвижно - теряется до 10-15% информации.
Подвижность
мимики
обусловлена
профессиональной
необходимостью
реагирования
педагога
на
многообразие
текущей
деятельности,
непредсказуемые
обстоятельства,
поведение
окружающих
людей,
результаты
совместной
работы.
Язык
мимики
зачастую
выразительнее
вербальных
средств,
он
расширяет
педагогический
спектр
влияний,
дополняет
речевой
язык
тончайшими
нюансами
информации
о
проживаемых эмоциях. Учащиеся говорят про педагога: "Она нас любит", или "Она нас не
любит". На вопрос: "Почему вы так думаете?" можно услышать ответ: "Так видно же по
лицу".
Позитивный мимический портрет педагога складывается из расположенности к
обучающимся, ожидания доброго с их стороны, веры в их благородство, интереса к тому,
что они делают и говорят.
Когда учащиеся характеризуют учителя словами "Он добрый, мы к нему всегда
можем обратиться", "Он строгий", "Он красивый", то имеется в виду именно такой
портрет педагога.
Исследования показали, что все люди, независимо от национальности культуры, в
которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют
мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Интересно отметить,
что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).
Выразительность пластики тела
Лицо, является главным источником информации о психологических состояниях
человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку
мимические выражения лица можно сознательно контролировать, а телодвижения выдают
иногда
те
эмоции,
которые
педагог
хочет
скрыть.
Учащиеся
легко
прочитывают
по
пластике телодвижений истинные чувства педагога.
9
Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она
оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика.
Открытая пластическая поз а имеет для педагога чрезвычайно важное значение:
позволяет
ученику
свободно
и
безбоязненно
вступать
с
ним
в
общение.
Открытая
пластическая поза - это внешнее проявление доброжелательности по отношению к людям.
Поза
педагога
должна
быть
свободной,
без
зажатости,
психологической
скованности,
"окаменелости"
(например,
жесткая
стойка
со
скрещенными
на
груди
руками). Ученики должны видеть, что педагог не испытывает стеснения, он непринужден
и полностью владеет собой.
Педагог, находящийся в свободной позе, по ощущениям учеников, не пугается
вопросов, коллизий, сюрпризов - ему легко переключить внимание и усилия на другие
объекты. Обучающиеся в таких условиях тоже спокойны и благожелательно настроены.
При общении необходимо следовать некоторым принципам:
- принимать ученика таким, каков он есть, помнить, что каждый человек самобытен;
- верить в способности учеников, стимулировать их творческую активность;
- уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого;
- не унижать достоинства ученика;
- не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
- помнить, что любой может ошибаться;
-не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над
суждениями окружающих.
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Эффективность
педагогического
труда
во
многом
определяется
стилем
педагогического общения. Стилевые особенности педагогического общения зависят, с
одной
стороны,
от
индивидуальности
учителя,
определяются
его
коммуникативной
культурой;
с
другой
стороны,
–
от
особенностей
учащихся,
их
возраста,
пола,
воспитанности.
Характеристику типичных стилей общения дал психолог А.А. Кан-Калик. Он
выделяет:
общение
на
основе
увлеченности
совместной
деятельностью ,
предполагающее
содружество, заинтересованность, сотворчество;
общение
на
основе
дружеского
расположения ,
при
котором
важна
м ер а,
целесообразность дружественности.
В основе этих стилей – единство высокого профессионализма педагога и его
этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском –
результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его
отношения к педагогической деятельности в целом.
10
Такой стиль общения отличал деятельность В.А.Сухомлинского. На этой основе
формируют свою систему взаимоотношении с детьми В.Ф.Шаталов. Этот стиль общения
можно
рассматривать
как
предпосылку
успешной
совместной
учебно-воспитательной
деятельности. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно
дружественность,
помноженная
на
заинтересованность
работой,
рождает
совместный
увлеченный
поиск.
Говоря
о
системе
взаимоотношений
педагога
с
воспитанниками,
А.С.Макаренко
утверждал,
что
педагог,
с
одной
стороны,
должен
быть
старшим
товарищем
и
наставником,
а
с
другой
–
соучастником
совместной
деятельности.
Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога
с коллективом.
Размышляя о вариантах взаимоотношений педагога с детьми, А.С.Макаренко
отмечал: «Во всяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со
своей
стороны
тона
фривольного:
зубоскальства,
рассказывания
анекдотов,
никаких
вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно
недопустимо,
чтобы
педагоги
и
руководство
в
присутствии
воспитанников
были
угрюмыми, раздражительными, крикливыми».
Это – стили гуманистически направленного общения. Они создают ситуацию
комфортности, способствуют развитию и проявлению индивидуальности учеников. Сюда
же можно отнести и стиль общения – диалог. В системе взаимоотношений «учитель –
ученик» А.А. Кан-Калик выделяет также стиль общения-дистанции . Для педагога важно
уметь
устанавливать
дистанцию,
избегать
фамильярности
в
общении,
но
и
не
отгораживаться от детей.
Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть
его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве
ограничителя
выступает
дистанция.
Но
и
здесь
нужно
соблюдать
меру.
Гипертрофирование
дистанции
ведет
к
формализации
всей
системы
социально
–
психологического
взаимодействия
учителя
и
учеников
и
не
способствует
созданию
истинно творческой атмосферы.
Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она
необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не
диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель
ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя
нередко
считают,
что
общение-дистанция
помогает
им
сразу
же
утвердить
себя
как
педагога,
и
поэтому
используют
этот
стиль
в
известной
мере
как
средство
11
самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев
использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.
Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой
негативной форме общения, как общение-устрашение .
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя,
связан
в
основном
с
неумением
организовать
продуктивное
общение
на
основе
увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и
молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-
устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.
В
творческом
отношении
общение-устрашение
вообще
бесперспективно.
В
сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей
творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не
на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение
дружественности,
на
которой
зиждется
взаимопонимание,
так
необходимое
для
совместной творческой деятельности.
Общение
–
заигрывание .
Опять-таки
характерное,
в
основном,
для
молодых
учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение.
По
существу,
этот
тип
общения
отвечает
стремлению
завоевать
ложный,
дешевый
авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого
стиля
общения
вызвано,
с
одной
стороны,
стремлением
молодого
учителя
быстро
установить
контакт
с
детьми,
желанием
понравиться
классу,
а
с
другой
стороны
–
отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и
навыков
педагогического
общения,
опыта
профессиональной
коммуникативной
деятельности.
А.С.Макаренко резко осуждал такую «погоню за любовью». Он говорил: «Я уважал
своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал,
что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался
детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного
удовольствия, является преступлением…
Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит
большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого
привеска… не должно быть в нашей жизни…
Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в
любви, то это только вред…»
12
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают
все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В
его
спектре
возможны
самые
различные
нюансы,
дающие
неожиданные
эффекты,
устанавливающие
или
разрушающие
взаимодействие
партнеров.
Как
правило,
они
находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения
одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко
проявляется индивидуальность личности.
Искусство общения во многом определяет профессиональные успехи и обусловлено
развитием у учителя комплекса умений: умения управлять своим поведением, чувствами;
умения
наблюдать,
переключать
внимание,
понимать
душевное
состояние
другого
человека; умения «читать по лицу», устанавливать вербальный и невербальный контакт с
учащимися.
Заключение.
Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов
профессионально-педагогической
культуры.
Необходимость
ее
формирования
обусловлена
тем,
что
учитель
постоянно
включен
в
процесс
общения,
предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится
партнером
по
контакту:
с
учениками,
их
родителями,
коллегами.
Эти
отношения
возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием
осуществления которой является общение.
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных
задач,
как
социально-психологическое
обеспечение
воспитательного
процесса
и
как
способ организации взаимоотношений педагога и детей, обеспечивающий успешность
обучения и воспитания.
Коммуникативная
культура
педагога
–
это
культура
его
профессионально-
педагогического
общения
с
другими
субъектами
учебно-воспитательного
процесса.
Необходимым
уровнем
коммуникативной
культуры
следует
признать
такой,
который
позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает
безусловное достижение целей воспитания и обучения.