Автор: Жестакова Ольга Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ ЦО №39 имени героя Советского Союза А.А.Рогожина Населённый пункт: г. Тула Наименование материала: обобщение опыта Тема: "Технология оценивания образовательных достижений учащихся" Раздел: начальное образование
начальной школе
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к
системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с
ними система оценки должна :
1. Фиксировать цели оценочной деятельности :
а) ориентировать на достижение результата
- духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
- формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
- освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатово бразования
(предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной
информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия
педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом
классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её
результатов .
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки .
Основные направления и функции оценочной деятельности
Основным направлением оценочной деятельности в образовательном учреждении является
оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки
выпускников на ступени начального общего образования.
Основными функциями системы оценкиявляются:
•
ориентация
образовательного
процесса
на
духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся и на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО;
•
обеспечение
эффективной
«обратной
связи»,
позволяющей
осуществлять регулирование
системы
образования
на
основании
полученной
информации
о
достижении
обучающимися
планируемых результатов освоения ООП НОО.
Основным объектом итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального
общего образования выступают все три группы планируемых результатов освоения обучающимися
ООП НОО (личностные, метапредметныеи предметные)
Виды оценивания
Внутренняя оценка выставляется педагогом или общеобразовательным учреждением. Внешняя
оценка осуществляется как в форме мониторинговых исследований, так и в форме итоговых
проверочных работ.
Процедура оценивания
внешняя оценка
(государственные
службы)
итоговые работы
мониторинг
Учитель для оценки подготовки обучающихся использует стартовую диагностику, текущее и
промежуточное оценивание и итоговую оценку.
Стартовая диагностика
Стартовая диагностика в 1 классах основывается на результатах мониторинга общей
готовности первоклассников к обучению в школе и предметной
стартовой диагностики .
Мониторинг общей готовности проводится совместно со школьным психологом,
выясняется уровень готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных
особенностей.
Текущее оценивание
В текущем оценивании предметом оценки выступают образовательные предметные и
метапредметные результаты. Личностные результаты отслеживаются в ходе различных
мониторинговых исследований, проводимых психологической службой.
Оценка УУД
В процедуре текущего оценивания результатов формирования УУД принимают участие учитель
и психолог.
Деятельность учителя. У учителя и у обучающихся в дневнике есть таблица достижений по
УУД.
Сформированность ряда познавательных и регулятивных УУД можно оценить по результатам
выполнения некоторых заданий контрольных работ (предметных и комплексных). Точно так же,
как и при оценке предметных умений, учитель сначала определяет, какие метапредметные
учебные действия будут оцениваться. Анализируя успешность выполнения заданий
контрольных работ, учитель фиксирует уровень овладения УУД знаками «+» и «-» в таблице. В
заданиях с открытым ответом можно оценить коммуникативное умение оформлять свою мысль
в письменной форме.
На промежуточное оценивание выносятся предметные и метапредметные результаты.
Контроль за предметными результатами и уровнем сформированности метапредметных УУД
осуществляется в следующей форме и со следующей периодичностью :
Форма
Примерная периодичность
Предметные контрольные работы
(русский язык, математика)
В конце каждого полугодия
Комплексная проверочная работа
(на межпредметной основе)
1-2 раза в год
Контрольная работа по УУД
1-2 раза в год
Работа с текстом
В конце каждого полугодия
Уровень овладения предметными и метапредметными учебными действиями
фиксируется в
таблицах фиксации, анализа и интерпретации результатов выполнения работ.
Итоговое оценивание
Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе. На итоговую оценку на
ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о
возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования,
выносятся только предметные и метапредметные результаты.
Предметом
итоговой
оценки
является способность
обучающихся
решать на
основе
метапредметных действий учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на
материале опорной системы знаний.
Итоговая оценка формируется на основе следующих результатов:
Накопленной в форме «Портфеля достижений» оценки по УУД и по 4 основным
учебным предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир);
Оценок
за
выполнение трёх
итоговых
работ
(по
русскому
языку,
математике,
комплексной итоговой проверочной работы на межпредметной основе).
При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых
результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А
оценки
за
итоговые
работы
характеризуют
уровень
усвоения
обучающимися опорной системы
знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.
Итоговая оценка фиксируется в форме характеристики выпускника начальной школы.
Формы и методы контроля достижений
текущая аттестация
(обязательная)
Итоговая
( ч е т в е р т ь , г о д )
аттестация
(обязательная)
урочная деятельность
внеурочная
деятельность
- устный опрос
-письменная
самостоятельная работа
- диктанты
-контрольное
списывание
- тестовые задания
- графическая работа
- изложение
-
диагностическая
-
контрольная работа
- диктанты
- изложение
-
контроль
техники
чтения
П и с ь м е н н ы й
и
у с т н ы й
о п р о с ,
тестовые
задания,
самостоятельные,
п р а к т и ч е с к и е
и
лабораторные
работы, экскурсии.
- участие в
выставках,
конкурсах,
соревнованиях,
фестивалях,
конференциях;
- активность в
проектах и
- портфолио, карта успеха
-
анализ
психолого-педагогиче ских
исследований
Специфика оценивания МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов.
Главное средство контроля – специальные диагностические работы:
Задания по отдельным универсальным учебным действиям;
Комплексные задания, требующие одновременного применения различных
УУД.
Дополнительные средства контроля метапредметных и личностных результатов – это -
педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего коммуникативных УУД
Экспертная оценка по результатам многолетних наблюдений за
деятельностью ученика (учитель, педагог-воспитатель);
Самооценка ученика и внешняя оценка педагогом отдельных материалов
«Портфеля достижений».
Контроль и оценивание успехов/неуспехов учащихся младших классов являются важной
составляющей процесса обучения и одной из главных задач педагогической деятельности
учителя. Вместе с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание,
методы, средства, формы организации) этот компонент должен соответствовать современной
педагогической и методической наукам, требованиям общества, основным приоритетам и целям
образования в начальном звене школы.
Основная цель новой системы оценивания обучения – сделать оценку учащихся более
содержательной, объективной и дифференцированной. В соответствии с этими целями система
оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся- обрести
уверенность в своих познавательных возможностях, родителям отслеживать процесс и результат
обучения и развития своего ребёнка, учителям- оценить успешность собственной
педагогической деятельности
Большое значение в системе оценки уделяется самоконтролю и самооценке- одним из важных
видов учебной деятельности. Необходимо детей научить оценивать свои действия, их
результаты, своё продвижение вперёд. Способность контролировать и оценивать свои действия
создаёт мотивацию для самостоятельного совершенствования своих действий. Если научить
детей разным способам самооценки и самоконтроля, то возрастёт познавательная активность и
как следствие качество образования.
В своей работе я использую следующие приемы самооценки и самоконтроля:
1. Словесные приемы
а) для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:
– Что ты узнал на уроке?
– Чему научился?
– За что можешь похвалить себя?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания вызвали интерес?
– Какие задания оказались трудными?
– Достигнута ли поставленная в начале урока цель?
б) использую наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений:
«Сегодня на уроке я…»
«Мне удалось…»
«Я могу похвалить…»
«Я недостаточно…»
«Я старался…»
2 .Рисунки
Свою работу за определенный отрезок времени (неделя, месяц) можно оценить с помощью
рисунка. Учащиеся на подсознательном уровне изображают свою самооценку в выборе цвета, в
изображении чего-либо. Например, можно изобразить дерево настроения, цветок настроения,
облачко настроения или раскрасить в цвете какой-либо предмет;
3. «Светофор»
Применяется для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по
отношению к выполняемым на уроке заданиям. В первом классе предлагаю детям зажигать
цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не
испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует
на полях зеленый кружок: «Можно идти дальше».
Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или
что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь».
Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой
задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!». Хочу отметить, что этим
приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех четырех лет обучения в
начальной школе.
4. «Говорящие рисунки»
Если ученик доволен собой, у него все получалось, то он рисует улыбающееся лицо.
Если ученику на уроке было временами непросто, не все получалось, то он рисует спокойное
лицо.
Если учащемуся на уроке было сложно, многое не получалось, то он рисует соответственно
грустное лицо.
5. «Карточка сомнений»
+ — «Я понял все»;
- — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают
пометки:
V – «Уже знал это»
+ — «Новое знание»
? – «Не понял, есть вопросы»
0 – «Думал по-другому».
С введением ФГОС предлагается система оценки результатов в виде портфолио.
Портфель достижений – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс
и достижения ученика в разных областях, а также самоанализу учеником своих текущих
достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего
развития.
Портфель достижений – действенное средство для решения важных педагогических задач. С его
помощью можно:
Фиксировать достижение планируемых результатов освоения обучающимися ООП НО;
Выявлять
направления
индивидуальной
работы
с
ребёнком
с
учётом
его
достижений
и
проблем в развитии;
Накопить материал для аргументированной характеристики выпускника начальной школы.
Портфель достижений ученика начальных классов включает в себя следующие материалы:
Выборка детских работ (стартовая предметная диагностика; итоговые контрольные работы за
каждый класс по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, УУД;
комплексные проверочные работы);
Систематизированные материалы наблюдений (таблицы достижений за каждый класс по
математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, УУД);
Материалы,
характеризующие
достижения
обучающегося
во
внеучебной
деятельности
(грамоты, дипломы, сертификаты).
Итоговая оценка за ступень начальной школы - это словесная характеристика достижений
ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:
комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» совокупность всех
образовательных результатов);
результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение
опорной системы знаний – через решение задач);
результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой
комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с
предметными и надпредметными знаниями).
Вывод-оценка
(о возможности продолжения образования
на следующей ступени)
Показатели
(процентные показатели установлены авторами примерной
ООП)
Комплексная оценка
(данные «Портфеля
достижений»)
Итоговые работы
(русский язык, математика и
межпредметная работа)
1. Не овладел опорной системой знаний и
необходимыми учебными действиями
Не зафиксировано достижение
планируемых
результатов
по
всем разделам образовательной
программы
( п р е д м е т н ы е ,
метапредметные,
личностные
результаты)
Правильно
выполнено
менее
50%
заданий
необходимого
(базового) уровня
2.Овладел
опорной
системой
знаний
и
необходимыми
учебными
действиями,
способен
использовать
их
для
решения
простых стандартных задач
Достижение
планируемых
результатов по всем основным
разделам
образовательной
программы
как
минимум
с
оценкой
«зачтено»/«нормально»
Правильно
НЕ
менее
50%
заданий необходимого (базового)
уровня
3. Овладел опорной системой знаний на
уровне осознанного применения учебных
действий,
в
том
числе
при
решении
нестандартных задач
Достижение
планируемых
результатов НЕ менее чем по
п о л о в и н е
р а з д е л о в
образовательной программы с
о ц е н ко й
« х о р о ш о »
и л и
«отлично»
Правильно
не
менее
65%
заданий необходимого (базового)
уровня
и
не
менее
50%
от
м а к с и м а л ь н о г о
б а л л а
з а
в ы п о л н е н и е
з а д а н и й
повышенного уровня
Заключение
Новая система оценивания требует много дополнительной работы, однако позволяет в целом
отследить процесс обучения каждого ребёнка, увидеть его затруднения, определить программу
развития. Плюсами новой системы оценивания является возможность увидеть предметные и
метапредметные образовательные достижения каждого ученика в комплексе. Учитель имеет
возможность отследить процесс обучения каждого учащегося и определить программу его
дальнейшего развития.
Список использованной литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
второго поколения. М., 2009.
2.Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р. Х. Шакиров,
А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с.
1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.М., 2009
3.Портфолио достижений ученика - шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе
// Профильная школа. - 2004. - № 5. - С.65 – 67
4.Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М.:
Рассказов, 2002.
5.Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская.
- М.: Просвещение, 2013. - 80с. - (Работаем по новым стандартам)