Создание ситуации успеха у младших школьников в условиях введения ФГОС
Автор: Пудова Наталья Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Новобатуринская СОШ" Населённый пункт: п.Новобатурино Наименование материала: статья Тема: Создание ситуации успеха у младших школьников в условиях введения ФГОС Раздел: начальное образование
в условиях введения ФГОС
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках.
Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает
заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого
светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения.
Над этой проблемой работали не только наши современники, но и педагоги
прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д. Ушинский. В
своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении”
К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к
учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости
от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться. В.А. Сухомлинский
утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес
у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл
деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное,
организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь
значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и
коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику
ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация –
это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной
ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости,
успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача
учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность
пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
-повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику
почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
-стимулирует к высокой результативности труда;
-корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность,
самооценку;
-развивает инициативность, креативность, активность;
-поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Технологические операции создания ситуации успеха
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным
занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом
обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений,
психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и
другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха –
субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно
выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций,
которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые
вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами.
Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность
обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании
благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной
перед ними задачей.
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь
самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то
получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.
“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую
убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это,
в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас
обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности –
помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно,
лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта
деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам
не справиться…”
Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей
или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу
доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению
конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее
увидеть…”
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а
какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего
мне в твоей работе понравилось…”
Система методов создания ситуации успеха на уроке.
Деятельность учителя – преподавание, строится на основе систем методов.
Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для
переживания учащимися ситуации успеха.
Методы дифференцированного обучения
Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из
того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием
окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность
учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и
вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому
ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует
повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на
“сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего
класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои
творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение
изученного материала.
Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего
средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет
возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное
закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество
примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий,
опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работать в меру
своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой
деятельности.
Осуществление разноуровнего контроля – создание групп учащихся, каждая из
которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее
членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на
программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания, выполненные сверх
обязательного минимума, оценивается учителем отдельно.
Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление
обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно
предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема,
разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности.
Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает
каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он
справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально
готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать
самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы
потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь
значение). Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой
ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни,
кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.
Ситуация выбора:
-выбор содержания обучения;
-выбор содержания домашнего задания;
-выбор задачи или упражнения для выполнения в классе;
-выбор уровня сложности задания.
Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются
способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение
объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется
доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление
класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.
Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-
воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует
принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко
коллективу. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети
получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок
коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет
возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.
Но прежде, чем ввести этот вид деятельности, в первом классе дети знакомятся
правилами дружной работы «Учимся работать дружно».
.
Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является
сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески –
воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех
этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся
на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы,
устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на
занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам
почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.
Использование проектного метода в обучении школьников
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на
интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это
самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты
могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.
Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:
-развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности,
инициативности;
-воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;
-повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;
-построение учебного процесса с опорой на интересы детей.
Осуществление диагностики эмоционального состояния обучающихся в ходе
учебно-воспитательного процесса.
Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе
в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения
обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся,
подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в
течение урока.
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности
на уроке учащихся необходимо учить с первого класса. На уроках применяю методику
безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман: «1) отметка как социальный
инструмент манипуляции детьми отменяется, а содержательная оценка работы должна
быть
предельно
дифференцирована,
чтобы
каждое
усилие
ученика
было
оценено
отдельно,
2)
оценка
учителя
–
это,
прежде
всего
средство
выращивания
здоровой
самооценки
ребенка,
поэтому
ученики
должны
получить
от
учителя
однозначные,
предельно четкие критерии оценки, 3) самооценка ребенка должна предшествовать оценке
учителя,
лишь
тогда
оценочные
отношения
перестанут
быть
односторонними,
своеобразной
игрой
в
одни
ворота»
(Цукерман, Г. А. Оценка
без
отметки
[Текст]
/
Г. А. Цукерман. – М. – Рига : Пед. центр «Эксперимент»).
Таким образом, безотметочное обучение отменяет только фиксированную отметку,
выставляемую
учителем,
предполагая
целенаправленное
ф о рм и р о ва н и е
дифференцированных, адекватных, осознанных конкретных самооценок ребенка.
Уже в первые две недели учебы ребенка в школе, учитель должен предпринять два
важных действия: организовать работу с самооценкой учащихся и определить разные
пространства действий ребенка, способов и средств контроля и оценки на уроке.
При организации работы с самооценкой учащихся необходимо учитывать, что
первокласснику
свойственно
смешивать
оцениваемые
качества.
Например:
«Я
плохо
читаю» значит «Я плохой ученик». Оценка успеваемости в начальной школе, по существу
является оценкой личности в целом и определяет статус ребенка. Это требует от учителя
особого внимания к средствам дифференцирования и шкалирования любого оценочного
качества. Для этого с детьми на уроке изобретается специальная шкала – «волшебные
линеечки» и определяются критерии, по которым можно оценить любые действия или
объект
(правильность
решения
учебной
задачи,
аккуратность,
уровень
сложности,
заинтересованность и т. д.).
Оценочная шкала
Такая оценка:
позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по
которому можно оценить успешность обучающегося;
носит информативный характер;
грамотность
способствует формированию позитивной самооценки.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение учеников в освоении всех умений,
заносятся
в
специальный
«Лист
индивидуальных
достижений»,
который
заведен
на
каждого ученика. Это позволяет ребенку (и родителям) прослеживать динамику учебной
успешности относительно его самого.
Учащиеся пробуют оценивать, прежде всего, себя и свои действия по критериям,
которые либо задал учитель, либо учащиеся выработали совместно. Учитель и ученики
оценивают каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом.
Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок
своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок учится видеть свою
работу как сумму многих умений, каждый из которых имеет свой критерий оценивания.
Необходимо
иметь
в
виду,
что
у
детей
есть
свои
критерии
оценки.
В
своих
исследованиях
А.И.Липкина
показала:
младшие
школьники
высоко
оценивают
свою
работу,
если
они
потратили
на
нее
много
времени,
вложили
много
сил,
старания,
независимо от полученного результата.
Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на
уроках стало, прежде всего, то, что к концу учебного года практически все ребята
научились давать объективную оценку своим письменным работам
При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом
классе предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения
или прочитанного отрывка по следующим критериям:
1. Громко – тихо.
2. С запинками – без запинок.
3. Выразительно – нет.
4. Понравилось – нет.
При этом необходимо учить, в первую очередь, отмечать положительное в ответе
учащегося,
а
о
недочётах
высказаться
с
позиции
пожеланий.
Надо
отметить,
что
в
результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать
говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко великолепное чтение
наизусть
стихотворения
ребята
сопровождают
аплодисментами,
что
создаёт
доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе. Что же касается этапа рефлексии,
то в конце урока предлагаю учащимся ответить на вопросы (тип и тема урока определяют
содержание вопросов):
После чего
ребята могут оценить своё настроение или свою работу на уроке
смайликом:
Жёлтый цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился
самостоятельно»;
Зелёный цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но
я всё равно справился с заданиями»;
Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»
Еще один интересный прием – «солнышко настроения”, которое так же используется как
диагностический инструмент для определения настроения, эмоционального фона
учащихся в течение учебного дня.
Акцентирование успехов каждого ученика, отслеживание продвижение его в
учебной деятельности.
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое
подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности
ребенка, признание его успехов. С этой целью с первого класса каждым ребенком
заводится папка, название которое каждый ученик выбирает индивидуально “Мои
успехи”, “Мои достижения”, “Мое творчество”. С папку вкладываются все работы
ученика, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих.
Портфолио состоит из нескольких разделов, которые ведут ученики, родители и учителя.
Эти разделы включают в себя: “портфолио документов”, “портфолио работ” и “портфолио
отзывов”. Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика,
проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с
папками продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Сколько сил и
старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка
была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в
дальнейшем реализовать их.
В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный
желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только
семью, но и школу, и ее методы обучения. Успех является источником внутренних сил
ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок
испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого,
можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!