Автор: Кораблина Елена Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ ЦО № 39 имени героя Советского Союза А.А.Рогожина Населённый пункт: город Тула Наименование материала: обобщение опыта Тема: "Формирование УУД на уроках русского языка" Раздел: дошкольное образование
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.РОГОЖИНА»
Обобщение опыта по теме
«Формирование УУД на уроках русского языка
(банк типовых заданий, направленных на формирование
УУД в начальной школе)
Работу выполнил:
Кораблина Е.В., учитель начальных классов
г. Тула
2016 г.
Добрый день (вечер), уважаемые коллеги! Сегодня мы отправимся в необычное путеше-
ствие по малоизведанному маршруту. Надеюсь, что наша встреча будет полезна и интересна.
Знакома ли вам аббревиатура “ФГОС”? Расшифруем ее. (ФГОС – Федеральный государ-
ственный образовательный стандарт). Этот новый стандарт в профессиональной среде называ-
ют стандартом трех “Т”. Почему? О каких трёх “Т” идет речь?
- Требования к условиям,
- требования к структуре образовательных программ,
- требования к результатам.
Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек,
сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” ушёл в прошлое, и требования
предъявляются иные. Каким ребёнок стал после того, как прошел через эти уроки. Какие уме -
ния у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к
практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформирован -
ности личности в целом.
Два года назад передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные осо-
бенности по сравнению с прежним стандартом. Для этого я прошла курсы «Моделирование об-
разовательной среды «Новая школа» на Тульском школьном портале в рамках городской творче-
ской лаборатории «Новые походы в обучении: системно-деятельностный метод»,
изучила доку-
менты и дополнительную литературу; посещала уроки коллег, разработала рабочие программы
по предметам.
Я поняла, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД.
В
широком смысле
УУД – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального
опыта.
В узком смысле УУД - это совокупность способов действия учащегося (а также связан-
ных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых зна -
ний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Личност-
- Целеполагание – Планирование – Прогнозирование – Контроль – Коррекция – Оценка - Само -
регуляция
Познавательные
– Общеучебные – Логические - Постановка и решение проблем
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
-контроль, коррекция, оценка действий партнера;
-умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни-
кации;
-владение монологической и диалогической формами речи
Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию
УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Передо мной возник вопрос: как
правильно построить урок, который формировал бы у учащихся не только предметные ре-
зультаты, но и универсальные учебные действия.
Итак, главная цель сегодня – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому
ребенку в России тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не
только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому целью своей деятельности определила
создания банка типовых заданий, направленных на развитие УУД.
Итак, не вдаваясь в теорию, перейдём к практике.
Примеры вопросов для формирования личностных УУД
Многие тексты упражнений несут духовно-нравственный смысл, работая с ними, нельзя
пройти мимо нравственной оценки поступков героев «Подходит ли заглавие к тексту?
Почему? Докажи». Такие задания формируют умение доказывать свою позицию.
Чувство необходимости учения
Организационный момент
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
-Успеха и удачи вам!
- «Помоги герою
объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать
что-то, или ответить на данный вопрос».
«Ты соглашаешься с героем?» «Как ты ответишь герою?» - «С каким суждением ты со-
гласишься:…» «Ты соглашаешься с героем или хочешь что-то уточнить?»
«Герой говорит, что это одна и та же форма: "стёкла". По какому признаку он судит?
Докажите, что слова – помощники пишутся со словами – названиями предметов раздель-
но! Маша начала доказывать так:- Между словом – помощником и словом – названием
предмета можно вставить слово – название признака. Например: Аист живет на большом
дереве. Помоги Маше доказать это на других примерах.
Какие звуки в именах Маша и Миша разные? - В именах разные гласные и разные со -
гласные звуки, - ответила Маша. Права ли Маша? Сравни звуковую запись этих слов и
назови эти звуки.
«Ты можешь помочь Маше и Мише, если внимательно посмотришь на рисунок и...».
«Выбери для Миши один из ответов» .«Помоги Мише узнать, правильно ли он подобрал
однокоренные слова
».
«Продолжи ответ Маши, опираясь на следующее соотноше-
ние…».
Формирование у учащихся регулятивных УУД.
Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с ти -
повыми заданиями
Учебные действия
Типовые задания
Целеполагания
Поиск
ответа
на
вопрос
«Для
чего
необходимо
знать
(уметь)?»
Планирование
«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы по-
лучился правильный результат?»
Осуществления
учебных
действий
«Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про
себя…», поиск лишнего слова
Прогнозирование
«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как ду-
маешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Ка-
кие трудности могут возникнуть и почему?»
Контроль и самоконтроль:
Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?»,
«Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли
это делается?», «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадя-
ми, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…».
Коррекция
«Установи правильный порядок предложений в тексте»
Оценка
«Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я
хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне
было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня
было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»
Саморегуляция
«Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вер-
шины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражне-
ния психологического характера (например, установка «Раз,
два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём
сейчас!»), дыхательная гимнастика
Примеры заданий, которые формируют регулятивные УУД
Задание 1
Спиши предложения, исправляя ошибки.
Во дворе растут кусты маленькая птичька села на ветку рыжий кот крадется к нейсережа
прогнал кота.
(Умение контролировать и корректировать запись)
Задание 2
На доске написаны заглавные буквы: К Р В Ф Д А
- Что вы можете сказать об этих буквах?
Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке.
(Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)
- Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажи-
те: какие буквы не получились, что не получилось?
(Дети рассматривают буквы, проверяют написание букв на доске, рассказывают о том, что в них
не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя.
Задание 3
Подчеркни буквы мягких согласных звуков. Проверь свою работу.
случай, отец, сыночек, жизнь
(Умение контролировать результат работы с эталоном на доске)
Задание 4
Выпишите слова, в которых все согласные твердые. Проверь свою работу.
Парк, машина, орех, астра, лыжи, стул.
( Умение контролировать результат работы с эталоном на доске)
Задание 5.
Раздели слова на слоги.
Сова, урок, книга, ежи, ёлка.
Задание 6.
Из данных слогов составьте слова
Ша ба ры ка мыш ран
(шары, баран, камыш)
Задание 7.
Переставь буквы так, чтобы получилось новое слово
Колос- сокол сон- нос грива- враги
Исток- кости сила-лиса числа- силач
Задание 8.
Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте возможные в них
ошибки.
ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака)
МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь)
Примеры заданий, которые формируют познавательные УУД
Задание 1.
Прочитай транскрипции. Запиши слова буквами.
[й'ош ]– ёж, [сапаг'и]- сапоги , [л'иса] - лиса, [стол] –стол.
( Знаково-символические, умение находить различия в произношении и написании)
Задание 2.
Найдите и подчеркните одинаковый звук в словах ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук, лыжи.
Задание 3.
Раздели текст на предложения.
Стоит жара Глеб и Олег бегут на пляж на волнах плывет белый парус морская вода моет берег
(Умение находить части в целом)
Задание 4.
Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу.
ВСЕГДАОЛЕНЬБЕРЕТТРУДТОЛЬКОДАЕТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЕТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЕТ).
(Умение находить части в целом)
Задание 5.
Исправьте ошибки.
бабушка поля вернулась с поля.
коля арбузов принёс домой пять арбузов.
Запишите в тетрадь любое предложение. Подчеркните опасные места.
(Дети учитывают выделенные учителем ориентиры действия, строят рассуждения, устанавлива-
ют аналогии, выполняют учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные
УУД).
Задание 6 .
Из букв данного слова составь новые слова
Ловкость – вол, кость, кол, сок, лоск.
Задание 7 .
Составьте и запишите слова
Каран-, порт-, клуб-, гряд-, пас-, аз-, -фель, -ка, -даш, -тух,- бука,-ника.
Задание 8
Одной из часто применяемых техник считается прием повтора с контролем. Дети составляют
перечни вопросов по всей изученной теме. Одни обучающиеся задают вопросы, а другие (по
вызову спрашивающего одноклассника или преподавателя) отвечают. Можно также провести
конкурс на лучший перечень. К примеру, при изучении имен существительных дети ставят та -
кие вопросы:
Что такое имя существительное?
Что оно обозначает?
Какие имена существительные характеризуют одушевленные предметы?
Как изменяются существительные?
На какие вопросы могут отвечать неодушевленные имена существительные?
Как определяется род?
Какие правила правописания используются для имен собственных?
Задание 9
Блицконтрольные. В течение 7-10 минут учителем проводится письменный опрос в быстром
темпе. Таким образом, определяется уровень усвоения навыков, которые необходимы для после-
дующей результативной работы. Сдаваться ответы могут учителю. Также эффективна в этом
случае и самопроверка, когда педагог показывает или диктует правильные ответы. В таких
блицконтрольных очень важно установить нормы, по которым будет происходить оценивание. К
примеру, если из 7 заданий 6-7 верные, то оценка 5, если 4 правильные, то, соответственно, 4.
Задание 10
Игра "да и нет" способствует связыванию разрозненных фактов в одно целое. Познавательные
УУД такого типа ставят детей в активную позицию. Они учатся систематизировать полученные
сведения, слушать и вникать в слова одноклассников. Суть игры состоит в том, что преподава -
тель загадывает предмет, число или какого-либо исторического/литературного героя. Обучаю-
щимся нужно его узнать. При этом они могут задавать вопросы, которые предполагают ответы
"да" или "нет". Рассказа "по цепочке". Преподаватель начинает опрос, с одного ученика. На
определенном месте он прерывает его жестом, предлагая другому ребенку продолжить.
Задание 11
«Найди отличия»
Съезд-въезд
Задание 12
«Поиск лишнего»
Читать, писать, мать, рисовать.
Задание 13
составление схем-опор
Задание 14 (различные виды классификаций)
Расскажите, на какие группы делятся звуки речи в русском языке. Приведите примеры на каж-
дую группу.
Звуки речи
Гласные
Ударные безударные
Согласные
Сонорные звонкие глухие |твердые мягкие
Задание 15 (Градация – это расположение слов по нарастанию или убыванию их значе-
ния .)
Выберите из данных слов синонимы и запишите отдельно каждую группу синонимов, располо -
жив их по нарастанию.
Бежать, лететь, мчаться;
Беспокойный, тревожный
Бросать, кидать, швырять;
Большой, огромный, громадный.
Задание 16 (Сравнение-это логический прием, направленный на установление признаков
сходства и различия между предметами и явлениями. )
Задание: Подбери антонимы.
Я антоним в слову ЗНОЙ.
Я в реке, в тени густой,
Я в бутылках лимонада,
А зовут меня (ПРОХЛАДА).
Я антоним к слову СМЕХ.
Хоть смеяться и не грех,
Я бываю поневоле
От несчастий, неудач.
Догадались? Это (ПЛАЧ).
Задание: продолжите предложение, вставив вместо многоточия какие-нибудь оригинальные
сравнения
Поверхность озера сверкала под ослепительными лучами солнц, как стекло.
Белая лодка неслась по морской глади, как метеорит.
Задание: Подбери к каждому из слов антоним
Работа Влажный
Первый Зной
Грубый Ласковый
Грусть Близко
День Начало
Задание: Если в следующих парах второе слово – синоним первого, замените его антонимом и
наоборот:
Грусть – тоска Ложь – вымысел
Мрак – темнота Жара – холод
Близко – рядом Работать – трудиться
Задание: подбери к каждому из выражений в первой колонке противоположные по значению из
второй колонки.
1
2
3
4
5
6
7
8
Светло, хоть иголки собирай
Заварить кашу
В час по чайной ложке
Коломенская верста
Чуть свет
Повесить нос
Жит душа в душу
Сидеть сложа руки
1
2
3
4
5
6
7
8
Воспрянуть духом
Не зги не видно
Одним махом
Как кошка с собакой
Не покладая рук
Расхлебывать кашу
От горшка два вершка
На ночь глядя
Задание 17 (Синтез-создание нового путём объединения существовавших ранее компонен-
тов)
Задание : Составить слово
Корень мой находится в ЦЕНЕ,
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем.,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка)
Задание: Составь слово
1.
Выписать из предложения подлежащее: С обрыва открывался чудесный вид.
2.
К полученному слову добавить безударную гласную корня сказуемого : Зимой светает
поздно.
3.
Дописать окончание глагола петь.
4.
Взять приставку от сказуемого: Зимний лес удивляет своей красотой.
Задание 18 (Использование нестандартных упражнений)
Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую
в психологии называют продуктивной», творческой.
Из нестандартных заданий можно отметить следующие:
• "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;"перевод" текстов,
составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля
• угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
• расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.
Пример. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
- Противопоставление контрастных понятий для создания художественного образа (антитеза).
Пример. Какие пословицы, поговорки здесь зашифрованы? Объясните смысл.
- Она пуще неволи.
- Суп, сваренный Демьяном.
- Мельник, работающий неделями.
Примеры заданий, которые формируют коммуникативные УУД
Задание 1.
Один ученик пишет слова с твердой согласной, второй — с мягкой согласной и потом проверя -
ют работу друг друга.
Мыл-мял, нос-нёс, ложка-лиса, коса- киска
( Таким образом, каждый повторяет твердость и мягкость согласных звуков, оказывают взаи-
мопомощь.)
Задание 2.
Построение плана работы учащимися нацелено на формирование у них коммуникативных учеб -
ных действий.
-Рассмотрите рисунки (схемы, условные обозначения) на этих страницах.
-Как думаете, что будем делать?
(Составляем совместно с детьми план действий на уроке)
Задание 3.
Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга. В
конце уроке ученики оценивают свою работу и работу друг друга
-Кому бы вы поставили такую отметку?
-Кому не поставили? Почему?
Задание 4.
-Ребята, как жужжит жук? [ж-ж-ж] Наберите воздух и покажите, как жужжит жук.
(Владение определёнными вербальными и не вербальными средствами общения)
Задание 5
устные творческие задания:
коллективный рассказ по сюжетным картинкам;
придумай историю к заданному концу (началу, середине);
перескажи историю от лица разных героев сказки/рассказа;
драматизация диалога (с разными эмоциями (удивление, страх, недоумение и т.д.);
драматизация рассказа/отрывка из пьесы;
придумай сказку с определенными персонажами;
переведи поэзию в прозу;
перескажи произведение, написанное «старым» языком на современный русский.
письменные творческие задания:
придумай рекламу нашему учебнику (школы, праздника, школьной столовой, библиоте -
ки);
напиши объявление от лица литературного героя или анимационного персонажа;
придумай текст приглашения на свой день рождения для своих друзей;
отредактируй инструкцию;
напиши инструкцию:
как подготовить домашнее задание;
как выучить стихотворение наизусть;
как пользоваться общественным транспортом;
сочинения:
Что я знаю о … (кошках, чае, своём городе , Новом годе, Рождестве, Масленице, Пасхе и
т.д.). Тему ученик выбирает сам.
Расскажу вам о себе.
Мое любимое занятие.
Самая интересная книга.
Любимый литературный герой.
Советы нашим учителям.
Я описала только небольшую часть заданий по формированию УУД. Если описанный вид
работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь
не формируются. Необходимо подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование их
происходит на протяжении всего урока.
Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока, можно выделить те уни-
версальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельно-
сти учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности
учащихся, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстри-
рует таблица
«Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД».
Этапы урока
Формируемые универсаль-
ные учебные действия
Методы,
приёмы,
средства
обучения; формы организации
деятельности учащихся; педа-
гогические технологии
1. Мотивация к учебной дея-
тельности.
Личностные
Эмоциональный настрой,
2. Актуализация и фиксиро-
вание
затруднения
в
проб-
ном учебном действии
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Постановка
проблемного
во-
проса,
организация
проблем-
ной ситуации
3. Выявление места и при-
чины затруднения.
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Проблемный диалог, техноло-
гия проблемного обучения
4. Построение проекта вы-
хода
из
затруднения
(цель,
план, способ, средства)
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные
Карта
урока,
интерактивные
плакаты, презентация, проект-
ная
деятельность,
задания
типа: «Поставь
вопросы,
на
которые ты знаешь ответы»
5. Реализация построенного
проекта.
Личностные, Познаватель-
ные,
Регулятивные,
Ком-
муникативные
Проектная деятельность.
Частично поисковая, исследо-
вательская деятельность
Проведение
дидактических
игр.
Работа с учебником, выполне-
ние тренировочных заданий.
Работа с интерактивными тре-
нажёрами
6. Первичное закрепление с
проговариванием
во
внеш-
ней речи
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Применение
энциклопедий,
словарей, справочников, ИКТ
– технологий.
Групповая, парная работа.
Работа с учебником, выполне-
ние тренировочных заданий.
7. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
Регулятивные
Личностные
Познавательные
Используются
самоконтроль,
взаимоконтроль
8. Включение в систему зна-
ний и повторение.
Познавательные,
Комму-
никативные
Личностные
Групповая, парная работа
взаимопомощь, работа по па-
мяткам
9.
Рефлексия
учебной
дея-
тельности
на
уроке
(итог
урока).
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Самоанализ, самооценка
Приёмы
«ладошка»,
смайли-
ки,
карты
обратной
связи
и
т.д.
Конечно, в таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии
представлены в обобщённой форме - это не шаблон, не эталон. Больше конкретики будет при
отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу конкрет-
ного урока. И всё же данная таблица позволяет мне, как учителю, уже при планировании видеть,
на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности уча-
щихся.
Надеюсь, что путешествие по маршруту ФГОС – УУД – УЧЕНИК было для вас практи -
чески наполненным. Буду рада, если что-то пригодится в Вашей педагогической деятельности.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
второго поколения. М., 2009.
2. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Ло-
гиновой. М., 2009.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В. Козлова, А.М.
Кондакова. М., 2009.
4. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты на-
чального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.
5. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной
школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010.
6. Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поко-
ления). М., 2009.
7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч.
1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
М., 2009.
8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:
проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение,
2008.
9. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидка-
систого, М. 2004, с.197.
10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная
школа / [Сост. Е.С. Савинов]. – М., 2010. – (Стандарты второго поколения.)
11. Дидактическая система деятельностного подхода. Разработана авторским коллективом Ассо -
циации «Школа 2000…» и апробированная на базе Департамента образования г. Москвы в 1998-
2006.