"Социальное партнерство детского сада, родителей и библиотеки"
Автор: Уткина Людмила Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ СПДС "Колосок" Населённый пункт: с.Жигули Самарской области Наименование материала: методическая разработка Тема: "Социальное партнерство детского сада, родителей и библиотеки" Раздел: дошкольное образование
ГБОУ ООШ СПДС «Колосок»
с. Жигули Самарской области, Ставропольского района
Автор:
Уткина Людмила Витальевна – воспитатель
Тема: «Социальное партнерство детского сада, родителей и библиотеки»
Социальное партнерство, как и сама деятельность достаточно новое явление для системы
образования. В широком смысле определяет как совместную коллективную
распределительную деятельность различных социальных групп, которая приводит к
позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания
дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов
является институт социально партнерства.
Социологические исследования в нашей стране выявили такие негативные тенденции как:
- заметное снижение интереса к чтению у детей;
- резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени у детей из-за
популярности телевидения, аудиокниг, компьютера и т.д.;
- подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры
и т.д. Таким
образом, организация социального партнерства должна быть направлена на пропаганду
чтения, привлечения читателей с самого раннего возраста.
Актуальность этой проблемы стало причиной сотрудничества детского сада с сельской
библиотекой.
Социальное партнерство ДОУ и библиотеки – это совместная деятельность ДОУ,
воспитателей, детей, родителей и библиотеки, основанная на взаимной
заинтересованности указанных сторон и направлена на достижение общих целей.
В концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными
учреждениями ставится триединая цель:
- воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
- свободного гражданина (субъекта истории, общества);
- творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
- воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в
основных формах человеческой деятельности;
- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
- развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения,
освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений; становление
потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и
идеалов, прав свободного человека.
Сущность деятельности библиотеки и ДОУ не должна противоречить содержанию
программы воспитания и обучения детей, которая реализуется в детском саду, а напротив,
должна дополнять ее. При этом следует учитывать психологические особенности детей
старшего дошкольного возраста. Организовывать работу с детьми следует в русле
основного вида деятельности - игры.
Для реализации целей и задач по социальному партнерству с библиотекой в нашем
детском саду был разработан проект «Ребенок и книга», который реализуется по двум
направлениям.
1 . Повышение эффективности работы по приобщению детей к книге
2 . Взаимодействие ДОУ с семьей культурными и общественными организациями
(библиотекой), способствующими воспитанию у детей интересов к художественной
литературе.
Мероприятие проекта проходит в четыре этапа:
Первый этап : подготовительный.
Второй этап : внедрение.
Третий этап : презентация «Книжкиной недели».
Четвертый этап : итоговый.
Планируемый результат проекта:
повышение интереса детей к художественной литературе;
разработка системы работы с книгой;
возрождение домашнего чтения;
повышение культуры речи педагогов, родителей и детей;
координация деятельности ДОУ, родителей и библиотеки.
В рамках проекта в детском саду проходят интересные мероприятия, позволяющие и
взрослым и детям окунуться в волшебный мир книги. Каждый день на «Книжкиной
неделе» - новая встреча, новый сказочный герой, новая сказка. В проекте участвуют все. В
группе раннего возраста был разработан мини – проект «Новая книжка для петушка»,
основная цель которого воспитание у малышей бережного отношения к книге. Во всех
возрастных группах проходят викторины и конкурсы, занятия – развлечения, проводятся
логоритмические занятия и «путешествие по сказкам». Совместно с родителями
провидятся литературно – спортивные праздники.
На «Книжкиной неделе» воспитанники ходят в гости в библиотеку, где с ними проводят
викторины, вечера сказок и загадок. В библиотеке дети узнают, как хранятся книги, как
нужно бережно относиться к книгам, узнают много нового и интересного о книгах и
литературных героях. Двери детского сада гостеприимно открыты для мам, пап, бабушек и
дедушек. Совместно с родителями дети подготовительной группы оформляли альбом
«Любимая домашняя книга».
План действий в рамках социального партнерство ДОУ, семьи и библиотеки
Педагоги и родители нашего детского сада видят положительные моменты в
сотрудничестве с детской библиотекой. В первую очередь они указывают на огромную
роль библиотеки в процессе привлечения детей к чтению. Сотрудничество с детской
библиотекой влечет за собой духовно-нравственное развитие детей, обеспечивает более
успешную социализацию.
Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять воспитательную и
культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения
различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты
образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является
ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное
на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и
взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и
педагогов.
Работа с детьми
Работа с родителями и
библиотекой
с сотрудниками ГИБДД
Работа с педагогами
Экскурсия в библиотеку.
Подбор и установка книги
в группе «Книжный
уголок».
Чтение любимых книг,
рассматривание
иллюстраций.
Проведение викторин по
авторским книгам.
Вечера сказок, загадок,
юмора.
Театрализованные игры.
Творчество детей
(
выставки детских
рисунков и поделок
).
Выпуск фотогазеты.
Выставка «Любимая
домашняя книга»
Изготовление «книжек –
малышек».
Посещение
библиотеки
родителей и детей.
Подбор
художественной
литературы с учетом
возрастных
особенностей детей.
Участие родителей в
литературно –
спортивных
праздниках.
Помощь родителей в
изготовлении
«Книжки- малышки»
Совместные
мероприятия
сотрудников
библиотеки и
родителей.
Подбор художественной
литературы с учетом
возрастных
особенностей детей.
Консультации.
Подбор методической
литературы и
дидактического
материала.
Семинары.
Открытые игровые
занятия с
использованием детской
художественной
литературы.
Создание педагогической
мастерской в группах.
Виды деятельности