Напоминание

" Королевство шахмат"


Автор: Кучува Заира Байрамбеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ д/с "Белочка"
Населённый пункт: г.Пыть-Ях
Наименование материала: конспект
Тема: " Королевство шахмат"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию старшей группы «А» «Королевство шахмат» Подготовила: Воспитатель Кучува З.Б. Пыть - Ях 2016 г

Тема:
«Шахматное Королевство»
Форма:
групповая
Цель:
создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи:

Образовательные:
Расширять представление об игре в шахматы. Закреплять названия шахматных фигур. Формировать представления о шахматной фигуре пешка, месте пешки в начальном положении, ходе пешки.
Развивающие:
Активизировать мыслительную деятельность в решении шахматных задач. Развивать логическое мышление, любознательность и потребность в приобретении новых знаний.
Воспитывающие:
Укреплять партнерские отношения между детьми и взрослыми. Формировать у детей навыки сотрудничества и взаимодействия в разных ситуациях внимания, умение договариваться друг с другом .
Виды детской деятельности:
Игровая,познавательно-исследовательская,двигательная,коммуникативная,трудовая .
И н т е г р а ц и я

о б р а з о в а т е л ь н ы х

о б л а с т е й
: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная

работа:
подготовка стихов, загадок, атрибутов, костюмов для шахматных фигур. Заранее познакомить детей с правилами проведения Подготовить дипломы, карточки с именами детей. Подготовить музыкальное сопровождение для занятия, оформить группу, подготовить столы для проведения мероприятия.
Возраст участников:
старший дошкольный возраст .
Формы и методы: :
словесные (беседа, стихи),игровые (дидактические игры),наглядные (картинки).
Материалы и оборудование:
демонстрационная доска, комплекты шахмат.
Целевые ориентиры:
дети проявляют любознательность, устойчивый интерес к различным видам деятельности, полученные знания смогут использовать в повседневной жизни.
Материалы и оборудование:
демонстрационная доска, комплекты шахмат ,слайды с изображением шахматных фигур, костюм « Шахматной Королевы», силуэты шахматных фигур из картона.

П/п



Этапы непосредственно-образовательной

деятельности

Время
1. Организационный момент 1 мин. 2. Актуализация 4 мин. 3. Восприятие и усвоение нового материала 7 мин. 4. Динамическая пауза 1 мин. 5. Практическая работа 10 мин. 6. Пальчиковая гимнастика 1 мин 7 Заключительная часть/Рефлексия 1 мин. Итого: 25 мин.
Хронометраж НОД


Ход занятия

1 Организационный момент
Чтобы в шахматы играть, Надо все законы знать: Как поставить доску нам, По каким ходить ходам Где ладья стоит, где слон, Где король воссел на трон. Конь с ферзем дополнит ряд, Пешек их прикрыл отряд, Вот и армия в строю, Не уронит честь в бою. Шахматы - это интересно, И для головы полезно, Шахматы - это обучение, Шахматы - это развлечение, Это множество друзей, Вместе с другом веселей.
Ведущая:
Добрый день, уважаемые гости и ребята. Сегодня мы с вами совершим волшебное путешествие в Королевство Шахмат. Чтобы попасть туда, нам надо произнести волшебные слова: «Раз, два, три закружились - в королевстве очутились» Все вы знаете эти игры, но мало кто умеет в них играть. Ребята, на занятие к нам пришла очень важная гостья. А вот кто, вы должны догадаться сами. Итак, встречаем. Под музыку входит Шахматная королева.
2 Актуализация
.
Шахматная Королева
: Здравствуйте, ребята! Вы догадались кто я? Я - Королева Шахмат, И в Шахматной стране, Я правлю королевством, Здесь всё подвластно мне! Просмотр презентации «
История шахмат
» Комментарии по ходу слайдов Я - Шахматная Королева! Я пришла к вам, чтобы рассказать вам одну древнейшую легенду. Когда-то давным-давно в Персии жил Хан. Он провёл много войн. И наконец-то понял, что все ближайшие территории завоёваны. Что же делать? Ему стало скучно. Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Пустились визири во все страны искать занятие для своего господина. И вот, наконец, первый визирь приехал и привё
з
Хану необыкновенную птицу с золотым оперением и чудесным голосом. Хан обрадовался, но птица ему быстро надоела. Тогда второй визирь привёз хану кеглю золотую с камнями и научил новой игре, но и эта забава быстро наскучила Хану. Третий визирь вышел вперёд, положил перед Ханом необычную доску с чёрно-белыми квадратами и начал расставлять перед ним фигурки, объясняя: «Хан, больше всего тебе нравится воевать, но все территории завоёваны, и много твоих подданных потеряно, много крови пролито.
Вот тебе твоё войско. «Снова в бой ведёт войска - деревянная доска». Здесь есть всё: и твой визирь и башни и конница и слоны, попробуй выиграть сражение. И начал объяснять правила игры
3.Восприятие и усвоение нового материала
Просмотр презентации « Шахматы» Комментарии по ходу слайдов Под музыку входят дети в зал в шахматных костюмах (ободки с шахматными фигурами).
Чтение стихов.
Вся в квадратах - белых, черных - Деревянная доска, А ряды фигур точеных- Деревянные войска. Люди их передвигают, Коротают вечера Дети в шахматы играют- Гениальная игра. (Читает ребёнок в костюме шахматной доски) Пешка, маленький солдат, Лишь команды ждет, Чтоб с квадрата на квадрат Отправиться вперед. На войну, не на парад Пешка держит путь Ей нельзя пойти назад, В сторону свернуть. (Читает ребёнок в костюме пешки) Стою на самом краю, Путь откроют – пойду, Только прямо хожу, Как зовут, не скажу. (Читает ребёнок в костюме Ладьи) Не живет в зверинце, Не берет гостинцы, По косой он ходит, Хоботом он водит. (Читает ребёнок в костюме слона) Прыгнет Конь. Подковы звяк. Необычен каждый шаг! Буква «Г» и так и сяк. Получается зигзаг! И повадки у лошадки Необычны и смешны! Притаится, словно в прятки, И скакнет из-за спины. (Читает ребёнок в костюме Коня)
Ведущая:
Шахматная королева, но здесь не все шахматные фигуры.
Шахматная Королева
: Да, да. Не все. Сейчас я проверю, как ваши дети знают названия фигур. Игра «Волшебный мешочек»
Ведущая
: Ребята, чтобы побеждать в сражениях, воины какими должны быть?
Дети:
Сильными, ловкими, смелыми и выносливыми
Шахматная Королева
: Я предлагаю немножко поиграть
.


4.Динамическая пауза «
Мы поднялись, потянулись – Это раз!» Мы поднялись, потянулись – Это раз! Наклонились и прогнулись – Это два! И в ладоши три хлопка – Это три! Руки в стороны по шире – Вот четыре! На носочки встать и руками помахать – Это пять! И опять за столик сесть – Это шесть! Молодцы ребята, садитесь, пожалуйста, на стульчики .
Ведущая

:
Ребята, нам пора возвращаться ,а перед тем как вернутся давайте приготовим подарок для Шахматной Королевы.
5.Практическая часть.

Ведущая

:
А сейчас ребята я предлагаю выбрать кто в какой мастерской будет заниматься. Кто хочет украсить наши коня с помощью метода обрывания- берут белый квадрат ( первый ряд), а те кто слона с помощью пластилина берут черный квадрат(второй ряд). Молодцы ребята вы сделали свой выбор и мы можем приступать к работе. Но сначала вспомним как мы сидим за столом и сделаем пальчиковую гимнастику. Садитесь ребята за столы, но прежде чем приступить давайте мы поиграем с нашими пальчиками
6.Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика: Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки) Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу) Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе) А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами) Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок) Необычен каждый шаг! (указательный палец) А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу Ходит только прямо! вперёд) Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе) Им начинать этот сказочный бой.
Ведущая

:
Молодцы ребята, а теперь ребята приступим к нашей работе.
1 мастерская:
Для украшения коня из цветной бумаги берем фон с готовым изображением коня и цветную бумагу. Дети обрывают листья цветной бумаги любого цвета и беспорядочно приклеивают их к заготовленному фону. В конце работы берем влажную салфетку и протираем руки.
2 мастерская:
Для украшения слона с помощью пластилина берем фон с готовым изображением и пластилин нужного цвета. Начинаем наносить выбранный цвет на нужные детали рисунка с той стороны, на которой рисовали эскиз. Равномерно распределяем пальцем пластилин , не выходя за линии эскиза. Толщина слоя не более 2-3 мм. Картина готова берем влажную салфетку и протираем руки.
Ведущая

:
Ребята! Смотрите какие красивые подарки
у
нас получились . А нам пора возвращаться. «Раз, два, три закружились - в группе очутились»
7. Рефлексия

- Ребята скажите о чем мы с вами говорили? -Ребята, что вам больше всего запомнилось? Что больше всего понравилось? - Вы у меня молодцы сегодня. Мне понравилось как вы сегодня отвечали, думали и мастерили.


В раздел образования