Использование новых педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения у детей с ОВЗ
Автор: Решеткова Серафима Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 61 г. Челябинска" Населённый пункт: г. Челябинск Наименование материала: статья Тема: Использование новых педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения у детей с ОВЗ Раздел: начальное образование
Использование новых педагогических технологий на уроках в начальной школе как
средство повышения качества обучения у детей с ОВЗ
Учитель начальных классов МБОУ
«СОШ № 61 г. Челябинска»
Решеткова Серафима Ивановна
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для
последующего
освоения
знаний.
Основная
задача
Федерального
государственного
с т а н д а р т а
Н О О
с о с т о и т
в
т о м ,
ч т о б ы
о б е с п е ч и т ь
р е б е н к а
с
О В З
качественным образованием на первом уровне обучения.
В современной начальной школе ребенка с ОВЗ недостаточно обучить только чтению,
счету
и
письму.
Его
необходимо
обеспечить новыми
умениями. Это универсальные
учебные
действия,
составляющие
основу
умения
учиться,
а
также
сформированная
сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.
В
настоящее
время
особую
тревогу
вызывает
значительный
рост
числа
детей
с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для данной категории учащихся нужны
специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в коррекционных центрах,
где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции психического развития.
Необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей с ОВЗ
интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге
научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного
познания и от результата своего учебного труда.
При
работе
с
детьми,
имеющими
ограниченные
возможности
здоровья,
применяются
особые
коррекционно
-
развивающие
педагогические
технологии,
позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ
1. Технология разноуровневого обучения
2. Коррекционно - развивающие технологии
3. Технология проблемного обучения
4. Проектная деятельность
5. Игровые технологии
6. Информационно-коммуникационные технологии
7. Здоровьесберегающие технологии
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает
развитие
у
обучающихся
познавательной
активности,
творческих способностей,
школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе. В классно-урочной системе и
во
внеклассной
работе
я
применяю
объяснительно–иллюстративные
технологии.
Результатом
их
применения
является
экономия
времени,
сохранение
сил
учителя
и
учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Традиционные
технологии обучения в коррекционной р а б о т е
я в л я ю т с я
о с н о в н ы м и .
О н и
о с н о в а н ы
н а
п о с т о я н н о м
э м о ц и о н а л ь н о м
взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать
воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и
ч у в с т в е н н ы м
о п ы т о м ,
с т и м у л и р у ю т
р а з в и т и е
р е ч и
у ч а щ и х с я .
В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю. Необходимо пересмотреть
свою работу, освоить новые методы обучения современного младшего школьника, по-
новому взглянуть на само построение урока, форму его проведения.
Как известно, усвоение любого материала трудно дается школьникам, если они выступают
в
роли
пассивных
слушателей. Наоборот,
при
самостоятельной
работе
учащиеся
с
большим интересом и меньшими сложностями осваивают этот же материал.
Следовательно, задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на
уроках так, ч т о б ы
б о л ь ш а я
ч а с т ь
е г о
б ы л а
о с в о е н а школьниками
самостоятельно. «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать
учитель, это указать дорожки», считал английский писатель Р. Олдингтон.
Решению
этой
задачи
в
достаточной
мере
помогает
использование
в
учебном
процессе инновационно-педагогических технологий, при помощи которых учащиеся
с
ОВЗ
совершенствуют
навыки
самостоятельной
работы,
работы
с
текстом, речевой
деятельности, умения работать в паре и группе.
Для проверки усвоенных знаний в ходе самостоятельной групповой и индивидуальной
работы на этапе контроля можно использовать различные формы проверки. Это может
быть и тест, и небольшая проверочная работа, и карточка с заданиями.
Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для
учителя.
Зачастую
это
требует большого
количества
времени,
подготовки
большого
количества
материала.
Не
всегда
такой
урок
проходит
гладко,
особенно
в
процессе
апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном
процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой
урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением
технологии,
оправдывает
себя, так
как
позволяет
максимально
включить
учащихся
в
процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное,
позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала. Что, в свою очередь,
приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования
ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового
поколения.