КВЕСТ-ИГРА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
Автор: Ермолюк Наталья Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ Домодедовская гимназия №5 Населённый пункт: г/о Домодедово Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: КВЕСТ-ИГРА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ Раздел: полное образование
КВЕСТ-ИГРА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА
К ЧТЕНИЮ
Ермолюк Наталья Анатольевна
МАОУ Домодедовская гимназия № 5,
учитель русского языка и литературы
Россия, г. Домодедово
Аннотация: В статье представлена популярная среди современных школьников
форма квест-игры. Автор делится опытом, как можно активизировать знания
обучающихся, прививать вкус к интеллектуальному досугу, развивать навыки
коллективизма, учить взаимо и самоуважению. Эта форма обучения сочетает в
себе полезные свойства отдельных игр: задачи на знания, логику и смекалку;
физическую активность. Поэтапно рассматривая задания квест-игры, мы видим,
что 5-классники за определенное время проходят по запланированному сюжету,
стремясь выполнить поручения и в результате достичь поставленной цели.
Ключевые слова: одаренные дети; чтение; квест-игра.
Василий Андреевич Сухомлинский говорил: «Одаренность человека – это
маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать
все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Выявление одаренных
детей, организация системной работы – одна из главных задач современной
школы
и
образовательной
практики
в
условиях
модернизации
российской
системы образования. Задача каждого учителя состоит в том, чтобы выявить как
можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные
условия
для
совершенствования
присущих
им
видов
деятельности.
Дополнительной мотивацией для такой работы для учителя русского языка и
литературы стала реабилитация предмета «литература», написание сочинения-
допуска к обязательному государственному экзамену по русскому языку в 11
классе. Согласимся, что велика роль внеурочной деятельности в воспитании
учащихся как творческих читателей. Воспитание «читателя - творца» должно
быть
системным
и,
безусловно,
творческим.
Для
наилучшего
выявления
одаренности необходимо стараться вовлекать ребенка в те формы активности,
которые соответствуют его склонностям и интересам. В старшем и среднем
звене – в проектную и исследовательскую деятельность. В раннем возрасте – в
игровые ситуации. Все это органично согласуется с требованиями ФГОС, в
основе
которого
лежит
системно-деятельностный
подход.
Среди
множества
планируемых
результатов
он
предполагает
воспитание
и
развитие
качеств
личности,
отвечающих
требованиям
современного
общества;
учет
индивидуальных
особенностей
учащихся,
разнообразие
их
развития;
обеспечение
роста
творческого
потенциала
и
познавательных
мотивов.
Изменились требования к планируемым результатам: вместо ЗУН новая школа
должна
обеспечить
формирование
ПРЕДМЕТНЫХ,
ЛИЧНОСТНЫХ
и
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД (универсальных учебных действий).
Повсеместно приступили к обучению по новым стандартам ученики начального
звена. Сегодня в среднюю школу уже пришел Ученик, свободно владеющий
компьютером, интерактивной доской и навыками исследовательской работы.
Чем встретим его мы,
учителя средней школы? Думается, в педарсенале
учительства
найдутся
средства,
отвечающие
современным
требованиям.
Создание системы внеурочной работы с обучающимися, развитие массовых,
групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности может помочь в
воспитании культурного читателя, умеющего понимать текст. Эта работа может
проводиться на разном литературном материале и в разных формах, одна из них
– квест – игра.
Слово квест переводится как поиск. Определений квеста существует несколько,
но все они схожи в одном: это разновидность игр, виртуальных или реальных, в
которых герой за определенное время проходит по запланированному сюжету,
стремясь выполнить какие-то поручения и в результате достичь поставленной
цели. Эта форма обучения сочетает в себе полезные свойства отдельных игр:
задачи на знания, логику и смекалку; физическую активность и присущий детям
азарт. В квест можно играть одному, малой группой в 2-4 участника и большой
группой до 100 человек. Не правда ли, здорово напоминает любимую старшим
поколением «Зарницу»? И сегодня квесты - очень популярная форма досуга
молодежи: это и городское ориентирование, и «Бегущий город», и квесты в
комнатах.
В
апреле
в
рамках
традиционной
акции
«Ночь
в
библиотеке»
прошли
всевозможные
тематические
квесты
в
Москве
и
других
городах
России.
Мы
решили
использовать
секрет
популярности
квеста
для
популяризации детского чтения и уроков литературы. На этапе обобщения и
контроля по теме «Жанры УНТ» в 5 классе вместо фронтального опроса и
контрольного теста ребятам была предложена квест-игры. УУД определились
следующим образом:
Предметные : знать произведения УНТ, уметь классифицировать их по
жанрам;
Личностные:
уметь
проводить
самооценку
и
оценку
деятельности
группы на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на занятии
с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии;
оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД : уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать
и
понимать
речь
других;
совместно
договариваться
о
правилах
поведения и общения на занятии и следовать им.
Познавательные УУД : уметь ориентироваться в своей системе знаний;
отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятиях.
Начали игру СКОМОРОХИ, встречающие детей:
- Проходи, честной народ!
Интересное вас ждет!
- Проходите, торопитесь, наши милые друзья!
Отдыхайте, веселитесь, здесь скучать никак нельзя!
Учитель мотивировал пятиклассников на активное участие в квесте (Ну, ребята,
постарайтесь,// Будет вас награда ждать.// Если класс наш будет дружный-// Все
сумеем отыскать!) и объяснил правила игры.
Задание
первое:
придумать
название
вашей
команды,
да
не
простое,
а
сказочное, а также приветствие вашим соперникам - доброе пожелание пройти
весь
путь
до
конца!
По
истечении
5
минут
участники
обменялись
приветствиями
и
получили
в
награду
молодильные
яблочки
и
допуск
к
следующему заданию – «отправиться в путь-дорогу» к заветному камню и
разгадать древние письмена. «Кто сумеет разгадать эти письмена, тот наберется
мудрости
и
силы
народной».
Справившись
с
заданием,
команды
получили
допуск к следующему этапу. Дальше нужно было, используя полученные на
уроках литературы знания о считалках, поговорках, прибаутках, пословицах,
закличках, пестушках, былинах, потешках, разгадать кроссворд «Угадай жанры
фольклора».
Прочитав
примеры
устного
народного
творчества
и
записав
названия жанров в клетки кроссворда по цифрам, ребята
получили слово,
обозначающее
следующее
задание.
Показав
свое
знание
народных
и
современных
частушек,
команды
перешли
к
пословицам
и
поговоркам,
состязались в умении подобрать к зарубежной пословице соответствующую ей
по смыслу русскую.Например: Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не
догонишь. - Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. По правилам квеста
участники имеют право на подсказки ведущего. Одна из пословиц была ключом
к следующему заданию. В пословице «Что написано пером, того не вырубишь
топором» слово писать подсказывало, что можно писать еще и кистью. Так
ребята догадались, что следующее задание связано с картинами.
Многие художники писали свои картины, прочитав русские сказки. Одним из
таких художников был Василий Васнецов. Каждая команда, посовещавшись,
должна была изобразить картину, репродукцию которой подготовили ведущие.
«Ожившая картина» - загадка для команды-соперницы. А задание отгадать
народные
загадки
–
испытание
для
обеих
команд.
Напоследок
–
загадка-
подсказка от учителя.
Оглядите вы дворец
И найдите …
-
Молодец!
Холодец!
Приз!
–
кричат
распаленные
игрой
ребята.
А
прикрепленный изнутри скотчем к крышке парты, их дожидается …сказочный
меч-кладенец ! Вынув меч из ножен, участники получают дальнейшее указание
к действию, где искать клад. В указанном месте обнаруживают кусочки карты.
Складывают
как
пазл,
бегут
по
карте
в
актовый
зал.
Там
находят
слово
ТРАПЕЗА. И тут каким-то чудом дети догадываются, что надо отправляться в
школьную столовую, где уже накрыт родителями стол с бубликами и чаем. В
столовой
скоморохи
считают
молодильные
яблочки,
которые
команды
зарабатывали во время квеста и складывали в корзинки, и объявляют команду-
победителя.
В психологии есть понятие позитивного стресса. Благодаря ему увеличиваются
внутренние
резервы
организма,
улучшается
память,
способность
к
концентрации.
Он
поднимает
жизненный
тонус
и
дает
возможность
для
самореализации. Психологи утверждают: победа
даже в игре — это способ
выработать у ребенка привычку к успеху. Даже если в реальной жизни больших
побед не так много, нужно позволить ученику насладиться чувством триумфа и
радости в игре. Совместная трапеза примиряет всех: « Веселым пирком да за
дружным столом!»
Наш
опыт
показал:
квест
–
отличный
способ
повторения
пройденного
материала
и
пример
группового
взаимодействия.
Важно,
что
такие
игры
создают командную атмосферу, помогают каждому из участников раскрыть
свой потенциал и раскрепощают даже самых стеснительных. Научив детей
ценить свои достижения в играх, мы активизируем их знания, побуждаем к
интеллектуальному досугу, развиваем навыки коллективизма, учим взаимо и
самоуважению.