Напоминание

КВЕСТ-ИГРА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ


Автор: Ермолюк Наталья Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Домодедовская гимназия №5
Населённый пункт: г/о Домодедово
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: КВЕСТ-ИГРА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
Раздел: полное образование





Назад





КВЕСТ-ИГРА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА

К ЧТЕНИЮ
Ермолюк Наталья Анатольевна МАОУ Домодедовская гимназия № 5, учитель русского языка и литературы Россия, г. Домодедово Аннотация: В статье представлена популярная среди современных школьников форма квест-игры. Автор делится опытом, как можно активизировать знания обучающихся, прививать вкус к интеллектуальному досугу, развивать навыки коллективизма, учить взаимо и самоуважению. Эта форма обучения сочетает в себе полезные свойства отдельных игр: задачи на знания, логику и смекалку; физическую активность. Поэтапно рассматривая задания квест-игры, мы видим, что 5-классники за определенное время проходят по запланированному сюжету, стремясь выполнить поручения и в результате достичь поставленной цели. Ключевые слова: одаренные дети; чтение; квест-игра. Василий Андреевич Сухомлинский говорил: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Выявление одаренных детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Задача каждого учителя состоит в том, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности. Дополнительной мотивацией для такой работы для учителя русского языка и литературы стала реабилитация предмета «литература», написание сочинения-
допуска к обязательному государственному экзамену по русскому языку в 11 классе. Согласимся, что велика роль внеурочной деятельности в воспитании учащихся как творческих читателей. Воспитание «читателя - творца» должно быть системным и, безусловно, творческим. Для наилучшего выявления одаренности необходимо стараться вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам. В старшем и среднем звене – в проектную и исследовательскую деятельность. В раннем возрасте – в игровые ситуации. Все это органично согласуется с требованиями ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Среди множества планируемых результатов он предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учет индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития; обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. Изменились требования к планируемым результатам: вместо ЗУН новая школа должна обеспечить формирование ПРЕДМЕТНЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ и МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД (универсальных учебных действий). Повсеместно приступили к обучению по новым стандартам ученики начального звена. Сегодня в среднюю школу уже пришел Ученик, свободно владеющий компьютером, интерактивной доской и навыками исследовательской работы. Чем встретим его мы, учителя средней школы? Думается, в педарсенале учительства найдутся средства, отвечающие современным требованиям. Создание системы внеурочной работы с обучающимися, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности может помочь в воспитании культурного читателя, умеющего понимать текст. Эта работа может проводиться на разном литературном материале и в разных формах, одна из них – квест – игра. Слово квест переводится как поиск. Определений квеста существует несколько, но все они схожи в одном: это разновидность игр, виртуальных или реальных, в которых герой за определенное время проходит по запланированному сюжету,
стремясь выполнить какие-то поручения и в результате достичь поставленной цели. Эта форма обучения сочетает в себе полезные свойства отдельных игр: задачи на знания, логику и смекалку; физическую активность и присущий детям азарт. В квест можно играть одному, малой группой в 2-4 участника и большой группой до 100 человек. Не правда ли, здорово напоминает любимую старшим поколением «Зарницу»? И сегодня квесты - очень популярная форма досуга молодежи: это и городское ориентирование, и «Бегущий город», и квесты в комнатах. В апреле в рамках традиционной акции «Ночь в библиотеке» прошли всевозможные тематические квесты в Москве и других городах России. Мы решили использовать секрет популярности квеста для популяризации детского чтения и уроков литературы. На этапе обобщения и контроля по теме «Жанры УНТ» в 5 классе вместо фронтального опроса и контрольного теста ребятам была предложена квест-игры. УУД определились следующим образом:
Предметные
: знать произведения УНТ, уметь классифицировать их по жанрам;
Личностные:
уметь проводить самооценку и оценку деятельности группы на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:

Регулятивные УУД
: уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД
: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на занятии и следовать им.
Познавательные УУД
: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. Начали игру СКОМОРОХИ, встречающие детей: - Проходи, честной народ! Интересное вас ждет! - Проходите, торопитесь, наши милые друзья! Отдыхайте, веселитесь, здесь скучать никак нельзя! Учитель мотивировал пятиклассников на активное участие в квесте (Ну, ребята, постарайтесь,// Будет вас награда ждать.// Если класс наш будет дружный-// Все сумеем отыскать!) и объяснил правила игры. Задание первое: придумать название вашей команды, да не простое, а сказочное, а также приветствие вашим соперникам - доброе пожелание пройти весь путь до конца! По истечении 5 минут участники обменялись приветствиями и получили в награду молодильные яблочки и допуск к следующему заданию – «отправиться в путь-дорогу» к заветному камню и разгадать древние письмена. «Кто сумеет разгадать эти письмена, тот наберется мудрости и силы народной». Справившись с заданием, команды получили допуск к следующему этапу. Дальше нужно было, используя полученные на уроках литературы знания о считалках, поговорках, прибаутках, пословицах, закличках, пестушках, былинах, потешках, разгадать кроссворд «Угадай жанры фольклора». Прочитав примеры устного народного творчества и записав названия жанров в клетки кроссворда по цифрам, ребята получили слово, обозначающее следующее задание. Показав свое знание народных и современных частушек, команды перешли к пословицам и поговоркам, состязались в умении подобрать к зарубежной пословице соответствующую ей по смыслу русскую.Например: Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не догонишь. - Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. По правилам квеста
участники имеют право на подсказки ведущего. Одна из пословиц была ключом к следующему заданию. В пословице «Что написано пером, того не вырубишь топором» слово писать подсказывало, что можно писать еще и кистью. Так ребята догадались, что следующее задание связано с картинами. Многие художники писали свои картины, прочитав русские сказки. Одним из таких художников был Василий Васнецов. Каждая команда, посовещавшись, должна была изобразить картину, репродукцию которой подготовили ведущие. «Ожившая картина» - загадка для команды-соперницы. А задание отгадать народные загадки – испытание для обеих команд. Напоследок – загадка- подсказка от учителя. Оглядите вы дворец И найдите … - Молодец! Холодец! Приз! – кричат распаленные игрой ребята. А прикрепленный изнутри скотчем к крышке парты, их дожидается …сказочный
меч-кладенец
! Вынув меч из ножен, участники получают дальнейшее указание к действию, где искать клад. В указанном месте обнаруживают кусочки карты. Складывают как пазл, бегут по карте в актовый зал. Там находят слово ТРАПЕЗА. И тут каким-то чудом дети догадываются, что надо отправляться в школьную столовую, где уже накрыт родителями стол с бубликами и чаем. В столовой скоморохи считают молодильные яблочки, которые команды зарабатывали во время квеста и складывали в корзинки, и объявляют команду- победителя. В психологии есть понятие позитивного стресса. Благодаря ему увеличиваются внутренние резервы организма, улучшается память, способность к концентрации. Он поднимает жизненный тонус и дает возможность для самореализации. Психологи утверждают: победа даже в игре — это способ выработать у ребенка привычку к успеху. Даже если в реальной жизни больших побед не так много, нужно позволить ученику насладиться чувством триумфа и
радости в игре. Совместная трапеза примиряет всех: «
Веселым пирком да за

дружным столом!»
Наш опыт показал: квест – отличный способ повторения пройденного материала и пример группового взаимодействия. Важно, что такие игры создают командную атмосферу, помогают каждому из участников раскрыть свой потенциал и раскрепощают даже самых стеснительных. Научив детей ценить свои достижения в играх, мы активизируем их знания, побуждаем к интеллектуальному досугу, развиваем навыки коллективизма, учим взаимо и самоуважению.


В раздел образования