Профориентация детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Автор: Батурина Виктория Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №124 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: статья Тема: Профориентация детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Раздел: дошкольное образование
сюжетно-ролевой игре.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в
психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим
миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через
сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о
разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических
особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития
ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях,
интересы и отношение к определенным видам деятельности.
«Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до
непосредственного выбора профессии остается еще много лет.
Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с
миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и
опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности
(в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.).
В развитие идеи непрерывной профессиональной ориентации при
введении вариативного и профильного обучения целесообразно, учитывая
особенности психологического развития ребенка, осуществлять раннюю
профессиональную ориентацию ребенка в условиях дошкольного
образовательного учреждения. Разработчики программ дошкольного
образования включают в различные разделы этого документа сведения о
деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование
трудовых навыков и т. п. с целью общего развития детей и ориентации их в
профессиональной деятельности взрослых.
Однако психологическое и педагогическое понятие «ранняя
профессиональная ориентация», отнесенное к детям дошкольного возраста
(3--7 лет), психологами и педагогами видимо не сформулировано, так как в
научной психологической и педагогической литературе оно не встречается.
Однако в публицистической литературе выражение «ранняя
профессиональная ориентация» встречается как раз применительно к
данному возрасту.
Дошкольный возраст характеризуется малодифференцированными
представлениями детей о мире профессий, известных лишь по названиям и
некоторым внешним признакам (по форме одежды, манере поведения,
оценкам окружающих людей и т.д.). Другая черта этого возраста --
неадекватное, часто неопределенное, ситуативное представление о
собственном ресурсе и возможностях его развития, к тому же связанное с
неумением сопоставить его с условиями и требованиями профессиональной
деятельности.
Развитие ребенка, как известно, представляет собой взаимодействие, в
котором ребенок является одной из сторон. Второй стороной в этом процессе
на первых порах является, по крайней мере, один взрослый.
Потребность действовать «как взрослый», который является для ребенка
исходным «образом мира», и может быть удовлетворена не только в ролевой
игре, но и в доступном силам ребенка общественно полезном труде. И особо
подчеркивает, что позиция второго участника взаимодействия -- взрослого --
имеет решающее значение как на начальных этапах формирования человека
как субъекта труда -- в виде конкретных осознанных (или стихийных)
педагогических (или антипедагогических) воздействий взрослых на детей,
так и в развитых формах труда взрослых-профессионалов -- в виде позиции
общества по отношению к ним.
Также взрослым следует работать над формированием положительной
оценки старшими дошкольниками труда взрослых. Простой анализ
общественных ситуаций ролевой игры, посредством которой дошкольники,
как правило, реализуют эту потребность, показывает, что основное место в
них занимают именно трудовые и профессиональные действия взрослых
(играющий ребенок водит машину «как папа», готовит еду «как мама», лечит
«как доктор», учит «как учительница» и т.д.), бытовые и производственные
сюжеты, социальные профессиональные роли.
Известное противоречие между потребностью ребенка-дошкольника
действовать «как взрослый» и невозможностью ее адекватного
удовлетворения в самостоятельной деятельности обусловлено рядом причин:
а) недостатком физических сил для пользования предметами и средствами
труда;
б) отсутствием знаний и умений;
в) отсутствием материальных условий;
г) запретом взрослых и др.
Очевидно, что причины б), в), г) устранимы при соответствующей позиции
взрослых, которые могут научить, создать материальные возможности, снять
запрет, разъяснить и оказать помощь на первых порах, т.е. иными словами
создать «зону ближайшего развития» ребенка как субъекта труда.
Можно предположить, что естественная потребность ребенка действовать
«как взрослый», находя реализацию в совместной со взрослыми трудовой
деятельности и сюжетно-ролевой игре, содержащих объективные
возможности для развития всех психологических признаков субъектов труда.
Для того, чтобы старшие дошкольники понимали, всю важность трудовой
деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует
работать над формированием представлений старших дошкольников на мир
профессий.
.
Изучение педагогической литературы показало, что на формирование
положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные
факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его
общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и
навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы
педагогического воздействия.
В рамках работы в целях формирования у старших дошкольников
положительного отношения к труду взрослых, можно порекомендовать
программы по формированию представлений детей о труде взрослых в
процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент
формирования представлений о мире профессий. Работа с детьми должна
знакомить детей 5--7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их
профессиями (от 2 до 12 профессий). В целом же наиболее распространенные
в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом
взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а
попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из
программ не нацеливается на более полное использование возможностей
игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о
мире профессий.
Программа должна включать в себя введение, формулировку задач и путей их
реализации по годам жизни ребенка, рекомендованный перечень игр и
примерный уровень представлений о профессиональной деятельности
взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-
ролевых игр.
Подборка игр должна производиться по возрастным диапазонам и может
варьироваться сообразно местным условиям. Игры включают ролевое
участие детей в максимальном числе понимаемых для данного возраста
профессий по типам и классам с опорой как на профессии ближайшего
окружения, так и на «экзотические» профессии (с системой обязательной
предварительной подготовки детей). Тематика игр должна частично
повторяться в каждой возрастной группе в более расширенном и
усложненном виде.
Программа должна учитывать всю тематику сюжетно-ролевых игр с
производственными и бытовыми сюжетами основной и других программ
ДОУ и дополняться значительным количеством сюжетно-ролевых игр
профориентационной направленности. . Она должна учитывать соответствие
возрастной динамики развития детей и смысловое содержание сюжетно-
ролевых игр. Каждая игра должна предусматривать для каждой роли полный
цикл «профессиональных действий» и их логическую завершенность. Игры
группируется как с учетом требований основной программы, так и с учетом
сезонного труда взрослых и пр. В программу должны быть введены игры,
отражающие современные социально-экономические отношения и новые
профессии, связанные с элементами рыночной экономики.
В старшей группе (5--6 лет) поощряются игры, показывающие работу
учреждений (магазин, почта, аптека, поликлиника и т.п.), совершенствуются
игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона,
актера, врача, повара, милиционера, шофера, моряка, летчика и т.п.). В играх
на тему «Транспорт» совершенствуются знания правил движения. Дети
учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети
стараются изобразить профессии родителей, моделируют их
профессиональное поведение.
И, наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в
сюжетно-ролевой игре работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и
углубляются представления о разных специальностях: на самолетах летают
пилоты, но могут быть и механики, радисты, штурманы; на пароходах есть
капитаны, штурманы, рулевые, матросы и т. д. Развивается способность детей
самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои
непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из
рассказов, картин, книг. Они выбирают роли, обмениваются ролями,
«вживаются» в роль.
Мы рекомендуем, чтобы все результаты наблюдений за детьми в игре
заносить в творческую книжку дошкольника, анализировать. На основе
данных наблюдений проектировать дальнейшую развивающую работу с
детьми.
Итак, на основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра –
основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные
знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для
трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с
другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и
работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам
поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений,
согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь,
- все это способствует формированию у детей нравственных качеств,
дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей
профессиональной деятельности человека.