Автор: Ломакина Елена Константиновна Должность: учитель Учебное заведение: ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат г. Петушки" Населённый пункт: Владимирская область, город Петушки Наименование материала: Открытый урок математики Тема: "В гостях у сказки" Раздел: начальное образование
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат г. Петушки»
Открытый урок математики
«В гостях у сказки»
3,4 классы
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Ломакина Е. К.
2016-2017 уч. г.
Тема: « Сложение и вычитание чисел» .
Тип урока: урок закрепления.
Форма урока: урок-путешествие.
Методы и приёмы : словесные, наглядные, практические.
Цель: закрепить умения учащихся выполнять сложение и вычитание чисел с
переходом через десяток.
Задачи:
1. Образовательные: совершенствовать умение выполнять сложение и
вычитание чисел; развивать умение решать задачи.
2. Развивающие: корригировать зрительное и слуховое восприятие, память;
логическое мышление на основе операции сравнения, решения задачи;
аналитико-синтетическую деятельность.
3. Воспитательные: воспитывать аккуратность и положительную мотивацию
к учению, дисциплинированность.
Оборудование : иллюстрации со сказочными героями в виде презентации,
индивидуальные карточки с заданиями, чертёжные инструменты.
I
. Организационный момент.
Психологический настрой.
- Читаем хором:
Каждый день, всегда, везде,
На уроках и в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
(Слайд 1)
II. Введение в тему.
1. Сообщение темы урока.
- Тему сегодняшнего урока прочитаем хором.
(Слайд 2)
2. Беседа.
- Любите ли вы сказки?
- Назовите любимую сказку.
-Вам поведаю сейчас
Удивительный рассказ.
(Слайд 3)
Жил-был царь в далеком царстве,
В стародавнем государстве.
(Слайд 4)
Дочка у царя была
И умна, и весела.
Как-то раз, в глухую ночь
Кто-то выкрал царску дочь.
3. Упражнение на коррекцию аналитико-синтетической деятельности .
- Дети, как вы думаете: кто этот злодей? (дети называют похитителей).
4. Слово учителя
(Слайд 5)
А теперь я повторю.
-Как-то раз, в глухую ночь
Змей Горыныч выкрал дочь.
Утром царь бояр собрал.
Кликнуть Ваню приказал.
(Слайд 6)
По приказу во дворец
Прибыл Ваня–молодец.
(Слайд 7)
Там в доспехи обрядился.
На добра коня садился
И поехал в дальний путь,
Чтобы дочь царю вернуть…
Я хочу, ребята, знать
Будем Ване помогать?
III. Практическая работа.
1. Пальчиковая гимнастика.
-Что бы Ване помогать,
Нужно пальчики размять, т.к. нам предстоит работа в тетрадях.
Упражнение «Колечки»
2. Работа в тетрадях.
(Слайд 8)
а). Запись числа, вид работы.
б). Математический диктант.
- Записать число, которое стоит за числом 7; (8)
- Записать число, которое следует за числом 18; (19)
- Записать число, которое стоит перед числом 15;
(14)
- Записать число, которое стоит между числами 8 и 10; (9)
- Записать самое маленькое двузначное число; (10)
4 кл – карточки для самост. работы.
в). Взаимопроверка.
(Поменялись тетрадями, взяли в руки простой карандаш, можно поставить
оценку).
3. Слово учителя.
-Ну, а где же наш Иван?
На коне как ураган
Мчится ночь, и мчится день.
Вдруг Иван увидел пень
Среди топкого болота.
4. Упражнение на коррекцию аналитико-синтетической деятельности.
-Кто на пне сидит узнаешь,
Если слово прочитаешь
ВОДА-А+Я+НОЙ= ВОДЯНОЙ
(Слайд 9)
Слово учителя.
(Слайд 10)
Тут Иван остановился,
Водяному поклонился.
-Здравствуй, водный господин!
Что скучаешь здесь один?
-Некогда, Иван, скучать.
Мне бы слуг всех сосчитать,
Комаров и мелких мошек,
И лягушек, и рыбешек.
Коль окажешь мне услугу-
Помогу тебе как другу.
5. Решение примеров.
(Слайд 11)
-Эй, ребята, не зевайте,
Быстро всех пересчитайте
9 + 2 17 + 71
11 – 3 24 + 8
14 - 6 47 – 19
Проверка: 2 ученика у доски (стереть с доски)
-У кого не правильные ответ – поднимите руку.
6. Слово учителя.
Вот, спасибо, удружил.
Ты награду заслужил.
Прежде, чем с тобой проститься
Дам попить живой водицы… ЗАКРЫТЬ ПРОЭКТОР
IV. Коррекционные упражнения.
1. Упражнение на развитие мышления.
-Вы, ребята, не зевайте
Поскорее угадайте:
-В каком кувшине живая вода?
(дети определяют методом исключения из четырех кувшинов на
индивидуальных карточках).
2. Слово учителя.
Ваня той воды испил
И набрался новых сил.
Водяному поклонился.
Быстро на коня садился
И поехал в дальний путь.
Надо ж дочь царю вернуть.
Впереди, вдруг, лес густой
Вырос, будто сам собой.
(Слайд 12)
По лесу прошел немножко
Глядь, изба на курьих ножках
Стоит прямо на пути-
Не проехать, не пройти.
На пороге дремлет кошка.
Кто же там глядит в окошко? (вопрос детям)
Это Бабушка Яга
Костяная та нога.
-Эй, Ванюша, не робей
Заходи ко мне скорей.
Да попей чайку с вареньем.
Не побрезгуй угощеньем.
Так что, Ваня, гостем будь.
Тебе нужно отдохнуть.
Вы, ребята, не зевайте
Поскорее с мест вставайте.
ЗАКРЫТЬ ПРОЭКТОР
Физминутка.
На носочках поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Руку влево - в кулачок.
Руку вправо - в кулачок.
Разожми и на бочок.
Упражнение на дыхание.
На «вдох» - руки вверх, на «выдох» - медленно опустить (Повторить 2раза).
V. Закрепление пройденного материала.
1.Решение задачи.
1). Устные простые задачи.
- Сколько костяных ножек у Бабы Яги? (1). А у пяти Бабок Ёжек? (5)
- Кощей Бессмертный и Баба Яга выпили по 2 ведра Пепси-колы. Сколько
всего ведер Пепси-колы они выпили?
(Слайд 13)
- Прочитайте, чем угощала Баба Яга Ивана:
Испекла Баба-Яга
медового печенья 7 штук,
сливочного печенья на 6 штук больше, чем медового,
а сахарного на 5 штук меньше, чем сливочного.
-Сколько штук сахарного печенья испекла Баба Яга?
Разбор задачи
-Какое печенье испекла Баба Яга?
-Сколько штук медового печенья?
-Что сказано про сливочное печенье?
-Что известно о сахарном печенье?
-Прочитайте вопрос задачи?
- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Возьмите черновики и попробуйте составить краткую запись задачи.
(составление краткой записи и решения на доске с частичной помощью
учителя)
(Слайд 14)
- Чего не хватает в краткой записи? (стрелочек)
Решение:
- Что будем находить первым действием?
1) 7 + 6 = 13(шт.) – сливочное печенье
2) 13 – 5 = 8(шт.) – сахарное печенье
- Ребята 4 кл., а что ещё можно узнать в этой задаче? (Можно узнать: сколько
всего штук печенья испекла Баба Яга? Для этого поставим фигурную скобку.)
3) 7 + 13 + 8 = 28(шт.) - всего
Ответ: 28 штук печенья.
2. Слово учителя.
(Cлайд 15)
-Отдохнувши, наш Иван
Мчится, словно ураган.
Уж Иван и конь в пыли…
Вдруг замок видится вдали.
(Слайд 16)
К замку Ваня подъезжает.
Тут сам Змей его встречает.
-Драться, мы, Иван не будем.
Давай миром все обсудим.
Коли сделаешь ты дело-
Забирай царевну смело.
Если нет, куда деваться,
Ей придется здесь остаться.
Делать нечего. Ванюша
Согласился Змея слушать.
В поле ты, Иван. пойди
Да все камни убери.
Буду я пахать землицу,
Да выращивать пшеницу.
-Эй, ребята, не зевайте,
А работу начинайте.
С поля уберем мы камни,
Если выполним заданье.
3. Решение примеров (по индивидуальным карточкам: убирают камни).
13 + 7 -12
6 + 3 + 11
8 + 1 + 0
16 – 12 - 4
Гимнастика для глаз.
4. Геометрический материал.
Вот Иван тебе платок
От него отрежь чуток.
Чтобы стал платок квадратным.
- Начертите прямоугольник со сторонами 5см и 4 см.
- Проведите линию по длине так, чтобы он стал квадратом.
- Какое решение мы должны выполнить?
Решение: 5см – 4см = 1см
(Слайд 17)
5. Слово учителя.
Змей Горыныч говорит:
-Молодец, Иван, толковый.
И свое сдержу я слово.
-Вспомните и скажите. Что обещал Змей Горыныч Ивану?
(Слайд 18)
Иван девицу забрал,
На коня скорей сажал.
Не настала еще ночь,
Как доставил царю дочь.
(Слайд 19)
Ваню царь благодарил
И по-царски наградил.
VI. Итог урока. Оценки.
- Чему учились на уроке?
Сообщение оценок.
Оценка эмоционального состояния детей.
VII. Домашнее задание.
Математический кроссворд «Баба Яга»
- Герои сказки добрые или злые?
В любой сказке добро побеждает зло. В нашей сказке даже самые злые
герои стали добрыми.
- Я вам желаю, чтобы и вы после сегодняшнего урока стали немножко
добрее к окружающим.
- Улыбнемся и похлопаем друг другу.
(Слайд 20)
13 + 7 -12
6 + 3 + 11
8 + 1 + 0
16 – 12 – 4
13 + 7 -12
6 + 3 + 11
8 + 1 + 0
16 – 12 – 4
13 + 7 -12
6 + 3 + 11
8 + 1 + 0
16 – 12 – 4
13 + 7 -12
6 + 3 + 11
8 + 1 + 0
16 – 12 – 4
13 + 7 -12
6 + 3 + 11
8 + 1 + 0
16 – 12 – 4