Напоминание

Дифференцированное обучение.


Автор: Никонова Людмила Ивановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №35
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дифференцированное обучение.
Раздел: полное образование





Назад





Никонова Л.И.
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №35 с углубленным изучением немецкого языка имени Героя Советского Союза Григория Александровича Абызова города Севастополя.
Дифференцированное обучение как одно из условий повышения

качества образования на уроках истории.

Аннотация.
В статье исследуется методика преподавания истории, принципы развивающего обучения, как вызвать ученика на сотворчество, создать условия для его развития, построить взаимодействие всех обучающихся, включая педагога.
Ключевые слова:
педагогическое взаимодействие, развивающее обучение, деловое общение детей, обеспечение эффективности образования, формирование и развитие интеллектуальной деятельности.
Keywords:
pedagogical interaction, , the developing training, business obshcheniyedety, ensuring efficiency of education, formation and development of intellectual activity. Основными составляющими образовательного процесса являются обучающая деятельность учителя, учебная деятельность учащихся и их педагогическое взаимодействие по формированию ключевых компетенций последних. Сегодня учителю приходится искать ответы на следующие вопросы: «Как педагогу мотивировать ученика, организовать такую деятельность, чтобы ребенок был продуктивно активен? Как преподавать историю в школе, чтобы изложение материала учителем не наталкивалось на безразличие и тоску в глазах учеников?» 1
Я решаю эти задачи, используя в своей работе методику преподавания общественно - социальных наук, основанную на принципах развивающего обучения. Система развивающего обучения поощряет коллективное мышление, диалог, дискуссию, деловое общение детей, проблемное изложение знаний, когда учитель идёт на урок не с готовыми знаниями, а с проблемными вопросами, ставит учебные задачи. На таких уроках учитель превращается из лектора в руководителя, консультанта и контролёра процесса получения новых знаний учащимися. Задача учителя — вызвать ученика на сотворчество, организовать его, создать условия для его развития. Выпускники 21 века должны ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий, Педагоги призваны обеспечить индивидуализацию обучения, развитие самостоятельности учащихся, Этим требованиям отвечают интерактивные методы. При пассивном методе преподавания учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, они должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем - источником знаний. Основные методы - это лекция, чтение, опрос. При активном методе обучения учащиеся выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Интерактивное обучение построено на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эта методика позволяет обратиться к личностно-ориентированному подходу, предполагает сообучение. Педагог выступает в роли организатора процесса обучения, создает условия для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на диалоге, требует умения слушать и слышать, говорить и быть понятым. [2 , 5]. 2
Такая стратегия обеспечивает эффективность преподавания. Использование активных и интерактивных методов в учебном процессе способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся, формированию и развитию интеллектуальной деятельности, раскрытию практической ценности знаний и повышению успеваемости. Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”. Интерактивные методы требуют большой подготовки учителя: найти информацию, подготовить раздаточный материал, оборудование урока. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Такие методы обучения очень эффективны, они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Учащиеся добывают знания самостоятельно, переживают шаги обучения, такая методика способствует прочному усвоению материала. Именно интерактивные методы позволяют ребятам почувствовать свои силы, способности, повысить самооценку. Активные и интерактивные методы обучения способствуют воспитанию взаимоуважения, умению работать в команде. [4, 4]. При подготовке к уроку я планирую включать в работу не только мотивированных учащихся, но и равнодушных, пассивных. Далее я приведу некоторые примеры из своей практики:  интерактивное обучение начинаю с работы в парах Так, в курсе 8 класса в обобщающем уроке по главе «Рождение 3
Российской империи» интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное на уроке. Начинаем урок с взаимопроверки знания исторических дат. Задания может подготовить учитель, после заполнения карточек учащиеся оценивают друг друга.  при проверке самостоятельного поиска новой информации, изучения нового материла (небольшого пункта параграфа) использую прием «колючий стул», когда ученики, читая материал, готовят 2-3 вопроса, вызванный ученик садится на «горячий» стул перед классом, отвечает на вопросы одноклассников, затем ученики его оценивают, он выбирает самый интересный для него вопрос - при этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу), особенно удачно этот прием проходит в 5-6 классах;  проверка усвоенного учеником материла (изучения новой темы, домашнего чтения) может быть организована в форме игры «Хочу спросить» или «Перестрелка вопросами»: ученик задает любому из класса свой вопрос со словами «хочу спросить (кого-то)». Ученик, не давший правильного ответа, выбывает из игры, игра детям очень нравится, полезна при проверке домашнего чтения; Контролируя знание понятий и терминов, я делаю заготовки с двумя-тремя новыми словами, учащиеся объединяют их в предложения. Самые сложные вопросы могут быть предложены учащимся в рубрике «Наедине со всеми». Эта часть урока является проверкой опережающего задания к пройденной главе. Например, к главе второй истории 8 класса «Россия в 1725-1762 годах» учащемуся могут быть предложены так называемые главные вопросы главы: Можно ли сравнить по масштабам и значению Северную войну и русско-шведскую войну 4
1741-1743 г.г.? Активными участниками Семилетней войны оказались не только Пруссия и Россия, но и Англия и Австрия. Вспомните особенности развития этих стран и подумайте, почему они стали союзниками Пруссии, а не России. При разборе таких вопросов вполне уместна помощь учащихся, которые готовили вопрос. В этом случае опрос носит обучающий характер. Особым интересом у школьников пользуется работа с источниками. Так, по теме «Россия в1725 – 1762 г.г.» учитель может предложить учащимся работу по «Кондициям, подписанным Анной Иоанновной». В чьи руки переходила реальная власть в соответствии с Кондициями? В каких статьях Кондиций идет речь о внешней политике страны? Какова политика по отношению к дворянству? Какие положения Кондиций регулируют личную жизнь Анны Иоанновны? Почему этот документ так и не вступил в силу? Допустимы обсуждения различных точек зрения. Учитель готовит учащихся мотивировать свое мнение, апеллировать историческими фактами. При работе с этим документом учащимся предлагается воспроизвести сцену публичного обвинения «верховников» в обмане. Ребята с удовольствием инсценируют, как члены Верховного тайного совета побоялись возражать, т.к. за спиной племянницы Петра Великого стояло дворянство и как Анна просто надорвала Кондиции и бросила их на пол Лефортовского дворца. Самодержавие было восстановлено. Возможна ситуация выбора, диспута, дебата по вопросу «Согласны ли вы с тем, что правление Анна Иоанновны - это период проведения Россией неудачной внутренней и внешней политики?» или «Назовите общие черты правлений Екатерины l, Петра ll и Анны Иоанновны.» 5
Проблемно-познавательные, логические задания уместны при обсуждении главного вопроса урока. Здесь познавательные задачи могут способствовать становлению различных мыслительных умений: - Что бы случилось, если бы? - Что ты имеешь в виду? - Что было бы, если не … При организации интерактивного обучения на уроках в работу должны быть вовлечены все ученики. Важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность участия в решении по проблеме. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что
все
участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения. Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности. Надо позаботиться о поощрении учеников за активное участие в работе, Возможно дать ученикам предварительное задание – подготовить сценку по определенной теме. Погружению в тему способствуют так называемые «Несуществующие диалоги».
Сценка «Несуществующие диалоги».
В данном случае допускается не полное соответствие цитат, но без изменения смысла. В «комнате» несколько человек, они слушают новое стихотворение К.С.Аксакова. 6

К.С,Аксаков (славянофил), стихотворение «Петру1» читает.
Могучий муж! Желал ты блага, Ты мысль великую питал, В тебе и сила и отвага И дух высокий обитал; Но истребляя зло в отчизне, Ты всю отчизну оскорбил; Гоня пороки русской жизни, Ты жизнь безжалостно давил… Вся Русь, вся жизнь ее доселе Тобою презрена была, И, на твоем Великом деле, Печать проклятия легла.
Грановский
(западник) : - Позвольте с Вами, милостивый государь не согласиться. Я – историк, много изучал, да и путешествовал не мало, и не 7
могу принять вашу оценку деятельности Петра. Куда мы без Европы? А, именно Петр, туда «окошко – то» и «прорубил».
Хомяков
(славянофил): - А головушек русских, вместе с этим «окном» сколько слетело? Нет уж, нечего нам в хвосте Запада обретаться, объедками, да подачками их, питаться. У нас свой путь, особенный, Петр начал его ломать, а нам доламывать не след.
Кавелин
(западник): - Не о старине седой, нужно думать, не жалеть, а по пути прогресса, господа, следовать. А прогресс и Запад – это одно и тоже сейчас. Как нам без Запада!
Бердяев:
- Да, историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой (не только при Петре), и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации.
Чаадаев:
- А я, господа, вообще считаю, что мы не входим составной частью в человечество, мы принадлежим к тем, кто существует лишь для того, чтобы быть предостережением и уроком всему миру. Но, в будущим у России, предназначение Высокое… После этих слов из комнаты все уходят… Такие сценки способствуют образному восприятию событий. На основе предоставленной информации учащиеся должны сделать вывод о том, какие пути развития Российской цивилизации, обсуждались писателями, философами, историками в 19 веке? Обсуждению сложных дискуссионных проблем способствует интерактивное упражнение. [2, 2]. В ролевой игре «Ваше мнение»

необходимо разделить класс на две группы: которые будут искать влияние «Востока» и «Запада» 1. Прочитайте приведенные ниже примеры из истории, когда Россия, по своей воле или нет, оказывалась под влиянием «Запада» или «Востока», 8
дополните сами этот список. 1. призвание варягов 2. принятие христианства 3. монголо-татарское иго 4. реформы Ивана Грозного 5. опричнина 6. преобразования Петра 1 2. Познакомьтесь со стихами В.Я. Брюсова: Не надо несбыточных грез, Не надо красивых утопий, Мы снова решаем вопрос, Кто мы в этой старой Европе? 9
Как вы считаете, нужно ли нам сейчас думать об интеграции с европейскими странами или нам следует ее избегать? После выполнения заданий в группах, учащимся предоставляется возможность поделиться результатами работы. Интерактивный урок предполагает широкое использование разнообразных приемов. Назову еще приемы, которые прочно вошли в практику моей работы: 2. «Минута разминки»: часто урок начинаем с разминки, готовят ее ученики по очереди. Формы могут быть разные: блиц-опрос, «хронологический диктант», кроссворд, тест и др. 3. «Огонь по стоящим»- вопросы задаются стоящим у доски нескольким ученикам. 4. «Повторение с расширением»: ученики самостоятельно готовят и задают вопросы учителю или одноклассникам, расширяющие и дополняющие изучаемый материал. 5. 5-минутное эссе: ученику дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку. Итак, используемые мной интерактивные технологии в обучении истории направлены на взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой. Один из главных принципов интерактивного обучения – учимся сообща, учимся общаясь. [3, 15]. При интерактивном обучении традиционные знания становятся средством для формирования общеучебных умений и навыков. Это позволяет определить необходимый и достаточный объем учебного материала, предотвращая перегрузку учащихся. Через приемы интерактивного обучения учащиеся учатся различать исторические факты, выполнять задания на основе известных и 10
собственных алгоритмов действий, а через рефлексивную деятельность учатся осознавать сферу своих познавательных интересов, источники трудностей. Несмотря на все то обилие технологий, что есть в современной педагогике, нужно подходить разумно к использованию тех или иных методов и приемов. Оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методик способствует успешному процессу обучения истории в школе. Одним из технологических приёмов, который я использую - это создание ситуации выбора, диспут или дебаты: в 6 классе по теме «Внешняя и внутренняя политика Ивана Грозного» можно устроить диспут или дебаты по проблеме «Иван IV – фигура в истории России положительная или отрицательная» или «Иван Грозный – тиран или…» какой точке зрения вы отдаете предпочтение? Почему? Беседа исторического лица: В 6 классе по теме "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" происходит беседа великого князя Дмитрия Ивановича с современными репортёрами, в основе которой лежит текст. Перед работой с текстом перед учащимися ставится задача - восстановить, добыть информацию, выстроить в схему, дать осмысленные ответы на предложенные вопросы; Интервью с исторической личностью: учащимся предлагается инсценировать интервью с исторической личностью, это могут быть Иван Грозный, Петр I, А.Суворов, Степан Разин и др. Задание выполняют два человека, из которых один – исторический герой, а другой – журналист; 11
Сочинение-рассуждение: письма, сказки, сочинение стихов, синквейна. Этот вид работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания. " Я, Владимир (Красное Солнышко), ввёл христианство на Руси, так как...", «Бизнес – это удел молодых, так как…» и т.п; Сочинить сказку: при изучении темы «Возникновение земледелия и скотоводства» пятиклассникам предлагается сочинить сказку: «Однажды со мной случилась интереснейшая история: я очутился в незнакомом месте …» Лото. В 6 классе по теме «Киевская Русь» в плане закрепления предлагается игровая карточка 882 г. Нестор Князь Игорь 911 г. Ольга Князь Олег 1072 г. Князь Владимир Рюрик Борис и Глеб Владимир Мономах Князь Святослав 1097 г. Ярослав Мудрый 1113 г. и карточки со словами: установлены нормы дани, разгромил Хазарию, принял «Русскую правду», строительство крепостей на левобережье Днепра, разгромил половцев, первые русские святые, крестил Русь, автор «Поучения детям», убит в землях древлян в 945 г., автор «Повести временных лет», годы правления 1019-1054, предупреждал «Иду на вы», восстание в Киеве, основатель династии и др. Всю информацию необходимо систематизировать. Урок – экскурсия. 12
При изучении темы «Крымская война» учащиеся посетили учебную экскурсию «Панорама «Обороны Севастополя 1854-1855 г.г». Франца Алексеевича Рубо - памятник воинской славы. Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии: Положительные стороны Отрицательные стороны Расширение ресурсной базы Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся Высокая степень мотивации Трудности установления дисциплины и ее поддержания Максимальная индивидуализация обучения Строгий лимит обучающихся Акцент на деятельность, практику Объем изучаемого материала небольшой Широкие возможности для творчества Требуется большое количество времени Прочность усвоения материала Сложность индивидуального оценивания В заключении хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории интерактивных методов обучения способствуют 13
повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.
Литература:
1.И. Веременникова. Интегрированные технологии обучения на уроках русского языка и литературы/Учитель-2016 -№4-С.17-20. 2.Ж.Юркова. Педагогическая мастерская как творческий процесс/Учитель -2016-№6-С.2-3. 3. Л. Чеботарева. Систематизация знаний в преподавании курса истории /Учитель- 2014- №5-С.14-17. 4.Л.Вербицкая. «Человек должен учиться с рождения до самой смерти»/Учитель-2014-№6-С.2-4. 5.Л.Корещкова. Гуманистический подход: создание условий развития интеллектуальных способностей школьников/Учитель-2015-№1-С.12-18. 14


В раздел образования