Напоминание

"Декоративно-прикладное искусство"


Автор: Потапова Галина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Павловская ООШ Рамонского района Воронежской области
Населённый пункт: село Гремячье, Воронежская область
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Декоративно-прикладное искусство"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Павловская основная общеобразовательная школа Рамонского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
педсоветом зам. директора по УВР приказом №______ протокол № _____ _________/Потапова/ от «___»_____ 2016 г. от «___»_____ 2016 г. от «___»_____ 2016 г. Директор ОУ _______/Середов/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» 1-5 классы Составитель программы: учитель начальных классов Потапова Г.А. 2016 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной рабочей программы «
«Декоративно-прикладное

искусство»
автор Кожина О.А. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011)
.
Данная программа разработана для занятий с учащимися 1,5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. Рабочая программа имеет художественно- эстетическую направленность.
Цель

программы:
развитие интеллектуально-творческого потенциала детей через обучение основам декоративно-прикладного творчества, освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами, познание и развитие собственных возможностей и способностей, развитие инициативности, изобретательности, гибкости мышления, воспитание у детей интереса к активному познанию истории культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Задачи:
- помочь детям проявить индивидуальные способности: фант азию, наблюдательность и творчество; - познакомить с правилами и нормами общения в коллективе, формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; - пробудить интерес к познанию, развивать художественный вкус, образное и пространственное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, моторику рук, глазомер, сформировать познавательные интересы; - помочь детям овладеть технологическими приёмами при работе с разнообразными материалами. Задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы. В программе используется поэтапное обучение, построенного по принципу от общего к частному, которое переориентирует ребенка от направленности на чисто практический результат (конкретная поделка) к осознанию способов конструирования как средства изготовления новых и интересных поделок. На первом этапе способы конструирования выносятся из контекста практической деятельности конкретного характера (лодочка, собачка), отрабатываются, а затем каждый из них вводится в процесс изготовления различных поделок. При этом используются игровые ситуации. На втором этапе ставится задача проблемного характера: соотнесите усвоенные способы с новыми условиями и перенесите их в другую ситуацию либо прямо, либо трансформировано. Таким образом, обеспечивается их обобщение. На третьем этапе предусмотрено создание условий для самостоятельного конструирования. В результате формируется умение конструировать самостоятельно и творчески, то есть претворять на практике новые оригинальные замыслы, находить
нестандартные решения. Таким образом, данная методика позволяет постепенно вовлечь детей в волшебный мир творчества. Система занятий предусматривает: - сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет организовать содержательное общение детей; - взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности – игрой, рисованием, математикой, развитием речи, музыкой; - использование перед началом каждого занятия пальчиковой гимнастики; - реализацию для детей определенных эмоциональных условий (создание атмосферы принятия ребенка, обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью, исключение психического перенасыщения ребенка, признание его права на самостоятельность, выбор, собственную жизнь); - использование приемов и методов общепедагогического влияния (поощрение достижений ребенка, подтверждение его уникальности, закрепление веры в успех); - развитие сотрудничества с родителями. Родители охотно подключаются к этой деятельности: собирают книги, альбомы, журналы по декоративно-прикладному творчеству, тем самым формируется информационный банк. Родители видят результаты детской деятельности, учатся взаимодействию со своими детьми и организации домашнего досуга. Также программа дополнена заданиями информационно - практического характера, связанными с работой на компьютере. Детям предлагается поиск информации в Интернете. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 занятия в год, продолжительность занятий 40-50 мин.
Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные
результаты освоения программы внеурочной деятельности:
У обучающегося будут сформированы:
 широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;  интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;  устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;  стремление к творческой реализации средствами художественной деятельности; эстетическое отношение к красоте окружающего мира;  чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;  выраженной познавательной мотивации;  устойчивого интереса к новым способам познания;  адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности 
Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
 принимать и сохранять учебно-творческую задачу;  учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
 планировать свои действия;  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;  адекватно воспринимать оценку учителя;  различать способ и результат действия;  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
 проявлять познавательную инициативу;  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;  преобразовывать практическую задачу в познавательную;  самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:
 допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;  учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться, приходить к общему решению;  соблюдать корректность в высказываниях;  задавать вопросы по существу;  использовать речь для регуляции своего действия;  контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;  с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;  владеть монологической и диалогической формой речи.  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
 осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно- творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;  использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;  высказываться в устной и письменной форме;  анализировать объекты, выделять главное;  осуществлять синтез (целое из частей);  проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;  устанавливать причинно-следственные связи;  строить рассуждения об объекте;  о обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);  подводить под понятие;  устанавливать аналогии;
 проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.  готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;  стремление к творческой реализации средствами художественной деятельности; эстетическое отношение к красоте окружающего мира;  чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Предметными
результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:  умение определять и стилизовать под руководством учителя самые простые и общие природные формы;  умение осознанно использовать образно-выразитеные средства для решения творческой задачи. После обучения дети должны
знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены; - правила пользования инструментами – ножницами, иглой, карандашом, линейкой; - различать материалы и инструменты, знать их назначения (инструменты: ножницы, карандаш, линейка, кисточка, игла, шило; материалы: листья и семена растений, бумага, картон, нитки, пластилин, проволока, ракушки, пробки, коктейльные трубочки, ватные диски); - понятия: оригами, аппликация, композиция, фон, основа, шаблон, трафарет; - традиционные и современные материалы для прикладного творчества; - технологические приемы обработки различных материалов;
уметь:
- пользоваться инструментами (ножницами, карандашом, иголкой, кисточкой для клея); - выполнять разметку по шаблону; - выполнять операции по обработке бумаги (складывание, вырезание, склеивание); - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы; - создавать полезные и практичные изделия. Учащиеся получают возможность: - совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; - оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- сформировать систему универсальных учебных действий; - сформировать навыки работы с информацией.
Формы учёта знаний, умений.
1. Тематические выставки согласно тематического плана. 2. Традиционные выставки, приуроченные к календарным праздникам. 3. Выполнение самостоятельной творческой работы.
Содержание курса

1.

Вводное занятие
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Основные материалы и инструменты, используемые в начальном декоративно- прикладном творчестве. Правила безопасности и личной гигиены.
Практическая работа
Поиск информации в Интернете.
Работа с природными материалами
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Техника безопасности при работе с природным материалом. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа
Сбор природного материала(осенние листья, крылатки клена, шишки, жёлуди, занятные веточки и корешки различных растений, мох, цветы); работа с гербариями; создание букета из сухих цветов, тематических композиций, изготовление поделок из шишек и желудей. Способы заготовки и хранения соломы. Обработка соломы.
2.

Модульное оригами
Знакомство с историей искусства оригами. Свойства бумаги. Волшебные превращения бумажного квадрата. Освоение техники конструирования изделий из модулей. Эта техника несёт большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности и художественно-образное мышление, ведь освоив основные базовые приёмы, дети сами смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.
Практическая работа
Разучивание разминки для пальчиков. Опыты с бумагой. Объёмные фигуры в технике модульного оригами на основе базовых форм.
3.

Волшебная изонить
Знакомство с историей возникновения ниткографии, освоение техники изонити – вышивки по картону. Работа со схемами, освоение техники заполнения нитками геометрических форм (угла и круга).
Практическая работа
Рассматривание картин, заполнение нитками угла и круга. Вышивка картин, открытки-валентинки. Оформление пасхальной открытки.
4.

Остров ненужных вещей
Беседа «Что можно сделать из ненужных вещей?» Знакомство с новым материалом для детского творчества – ватными дисками. Нетрадиционные бросовые материалы в детском творчестве: пластиковые бутылки, пуговицы, пробки, коктейльные трубочки, медная проволока.
Практическая работа
Изготовление бабочки и птички из фантиков. Аппликация из ватных дисков. Зверушки из пробок. Изготовление карандашницы и рамочки для фото из коктейльных трубочек.

5.

Морские пришельцы (работа с ракушками)
Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки.
Практическая работа
Сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление рамок для картин, для фотографий.
7. Моделирование из помпонов
Пряжа. Техника изготовления помпонов. Изготовление игрушек из помпонов.
8.

Отчётная выставка детских работ
Подведение итогов. Организация и подготовка итоговой выставки детских работ.
Практическая работа
Проведение итоговой выставки детских работ.
Тематическое планирование

Тематическое

планирование

Колич

ество

часов

Основные виды деятельности учащихся
Вводное занятие 1
Познакомиться
с произведениями декоративно- прикладного искусства.
Осуще ствлять
поиск н е о б х о д и м о й и н ф о р м а ц и и о н а р о д н ы х художественных промыслах, т радиционном крестьянском искусстве и современном декоративном искусстве, используя Интернет.
Знать
необходимые инструменты, материалы и приемы работы, используемые в начальном декоративно-прикладном творчестве.
Соблюдать
правила безопасности и личной гигиены.
Отвечать
на вопросы по материалу. Работа с природными материалами 8
Исследовать,

наблюдать,

с р а в н и в ат ь ,

сопоставлять
природные материалы, их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.).
Осваивать
правила сбора и хранения природных материалов.
Осмысливать
значение бережного отношения к природе.
Сравнивать
свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов.
Соотносить
форму и цвет природных м ат е р и а л о в с р е а л ь н ы м и о б ъ е к т а м и ,
отбирать
необходимые материалы для выполнения изделия.
Составлять
композицию их природных материалов
.

Выполнять
практическую работу из природных материалов: сбор природного материала(осенние листья, крылатки клена, шишки, жёлуди, занятные веточки и корешки различных растений, мох, цветы); работа с гербариями; создание букета из сухих цветов, тематических композиций, изготовление поделок из шишек и желудей.
Осваивать
способы подготовки и приёмы работы с с ол ом ко й .
Н а б л юд а т ь
и
исследовать
е е с в о йс т в а и особенности использования в декоративно- прикладном искусс т ве .
Использовать
технологию подготовки соломки для изготовления изделия.
Составлять
композицию с учётом особенностей
соломк и ,
подбирать
материал по цвету, размеру.
Анализировать
п л а н р абот ы по с о з д а н и ю аппликации из соломки.
Соотносить
план с собственными действиями.
Выполнять
упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Соблюдать
технику безопасности при работе с природным материалом. Модульное оригами 6
Знакомиться
с историей искусства оригами.
И с с л е д о в а т ь ,

н а б л юд а т ь ,

с р а в н и в а т ь ,

сопоставлять
свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине.
Использовать
навыки работы с бумагой
А н а л и з и р о в а т ь
и з д е л и е ,
планировать
п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь е г о в ы п о л н е н и я .
Организовывать
рабочее место, с
облюдать
технику безопасности при работе с бумагой.
Осваивать
приемы создания изделия в технике модульного ори г а ми .
Изготавливать
объёмные фигуры в технике модульного оригами на основе базовых форм.
Конструировать
изделия по своему выбору.
Слушать
собеседника,
излагать
свое мнение. Волшебная изонить 7
Знакомиться
с историей возникновения ниткографии.
Исследовать
виды ниток и
определять
с помощью учителя их назначение.
Использовать
правила работы иглой и шилом,
организовывать
рабочее место.
Осваивать
технику изонити – вышивки по картону.
Выполнять
работу со схемами, осваивать технику заполнения нитками геометрических форм (угла и круга).
Выполнять
практическую работу: рассматривание картин, заполнение нитками угла и круга; вышивка картин, открытки-валентинки; оформление пасхальной открытки.
Контролировать
и
корректировать
последовательность выполнения работы. Остров ненужных вещей 6
Знакомиться
с новым материалом для детского творчества – ватными дисками.
Наблюдать
и
исследовать
особенности работы с нетрадиционными бросовыми материалами в детском творчестве: пластиковые бутылки, пуговицы, пробки, коктейльные трубочки, медная проволока,
делать

выводы
о возможности применения их в изделиях детского творчества.
Составлять
самостоятельно эскиз композиции. На основе анализа эскиза
планировать
изготовление изделия,
выбирать
мате- риалы,
отбирать
необходимые инструменты,
определять
приёмы и способы работы с ними.
Находить
и рационально
располагать
на рабочем месте необходимые инструменты и материалы.
Применять
при изготовлении изделия правила безопасной работы.
Выполнять
практическую работу: изготовление бабочки и птички из фантиков; аппликация из ватных дисков; зверушки из пробок; изготовление карандашницы и рамочки для фото из коктейльных трубочек.
Морские пришельцы (работа с ракушками) 3
Познакомиться
с видами ракушек, правилами их хранения и обработки.
Наблюдать
и
исследовать
их свойс т ва и о с о бе н н о с т и и с п ол ь з о ва н и я в декоративно-прикладном искусстве.
Осваивать
приемы работы с ракушками.
Использовать
ракушки для создания композиций аппликации.
Осваивать
технологию конструирования объёмных изделий из ракушек.
Оформлять
объёмные поделки с использованием разных видов и размеров ракушек.
Выполнять
практическую работу: сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление рамок для картин, для фотографий.
Пр и м е н я т ь
п р а в и л а техники безопасности при работе с ракушками.
Слушать
собеседника,
излагать
свое мнение.
Выполнять
упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Моделирование из помпонов 2
И с с л е д о в а т ь

( н а б л юд а т ь ,

с р а в н и в а т ь ,

сопоставлять)
свойства пряжи.
Систематизировать
сведения о видах пряжи.
Осуществлять
подбор пряжи.
Определять
инструменты и приспособления необходимые для работы.
О с в а и в ат ь
технику изготовления помпона. Самостоятельно
создавать
эскиз и на его основе
создавать
изделие.
Оформлять
изделия по собственному замыслу (цветовое р е ш е н и е , учёт национальных т р а д и ц и й).
Осуществлять
самоконтроль и взаимоконтроль и
корректировать
работу над изделием.


Соблюдать
пра в ила бе зопа с ной ра бот ы .
В ы п о л н я т ь
практическую работу: изготовление игрушек из помпонов.
Слушать
собеседника,
излагать
свое мнение. Отчётная выставка детских работ 1 Подведение итогов. Организация и подготовка итоговой выставки детских работ. И т о г о 34

Календарно-тематическое планирование.



п\п

Темы занятий

Практическая работа

Материалы

Кол

-во

ч.

Дата

план факт

Вводное занятие
– 1 ч. 1 Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Поиск информации в Интернете. 1
Работа с природными материалами – 8 ч.
2 Экскурсия в природу. Заготовка материалов 1 3 Рассматривание и сортировка собранного материала. Аппликация из засушенных листьев. Засушенные листья, клей ПВА, картон 1 4 Хвойные и лиственные деревья. Плоды и семена. Изготовление поделок из шишек и желудей (Бабочка. Лягушонок.) Шишки, жёлуди, клей ПВА 1 5 Изготовление объемных цветов из крылаток клена. Коллективная работ а «Букет». К р ы л а т к и к л е н а , пластилин, клей ПВА, картон, проволока 1 6 Знакомство с семенами растений. Выполнение композиции вдавливанием семян в пластилин. С е м е н а р а с т е н и й , пластилин, картон 1 7, 8, 9 Изготовление поделок из соломы Аппликация из соломки Солома, картон, клей ПВА, ножницы 3
Модульное оригами – 6 ч.
10 Знакомство с историей искусства оригами, условными знаками, базовыми формами. Свойства бумаги. Разучивание разминки для пальчиков. Опыты с бумагой. Приготовление квадратов Бумага 1 11 Освоение базовых форм «Книжка», «Дверь», «Треугольник» Изделие «Снежинки» Бумага голубая, белая 1 12, 13 Волшебные превращения бумажного квадрата. Коллективная работ а настенное панно «Букет гвоздик» Бумага красная, розовая, малиновая, зелёная, картон, декоративная лента, клей ПВА 2 14, 15 16 Модульное оригами Коллективная работ а Мод уль н о е о р и г а м и «Лебедь» Бумага белая 3
Волшебная изонить – 7 ч
17 Б е с е д а « И з о н и т ь – вышивка по картону» Рассматривание картин, знакомство с техникой ниткографии, заполнение нитками угла и круга Картон, цветные нитки, игла, скотч, ножницы, циркуль 1 18, 19 Работа со схемами Вышивка картины «Кораблик» Картон, схема, цветные нитки, игла, скотч, ножницы 2 20, 21 Цветок (валентинка) Вышивка открытки- валентинки «Цветок» Открытки-валентинки, схема, цветные нитки, игла, скотч, ножницы 2
22, 23 Пасхальный с у в е н и р «Цыплёнок» Оформление пасхальной открытки Картон гофрированный жёлтый, открытка из картона цветные нитки, игла, скотч, ножницы 2
Остров ненужных вещей – 6 ч.
24 Беседа «Что можно сделать из ненужных вещей?» Поделки из пробок Изготовление бабочки и птички из фантиков. Зверушки из пробок Фантики, нитки, проволока. Пробки, гуашь, бусины, проволока 1 25, 26 Знакомство с новым материалом для детского творчества – ватными дисками Аппликация из ватных дисков Ватные диски, картон, клей ПВА 2 27 Поделки из коктейльных трубочек Карандашница Коктейльные трубочки, баночки, двусторонний скотч, тесьма 1 28 Поделки из коктейльных трубочек Рамочки для фото и картин Коктейльные трубочки, двусторонний скотч, клей ПВА, рамки, кисть, карандаш, линейка, ножницы 1
Морские пришельцы (работа с ракушками) – 3 ч.
29 Беседа «Что можно сделать из ракушек?» Техника безопасности при работе с ракушками. Сортировка и систематизация ракушек Ракушки, коробочки для сортировки и хранения 1 30 Использование ракушек для создания композиций аппликации. Аппликация из ракушек Ракушки, клей «Титан», картон 1 31 Ракушка как дополнительный материал для поделки. Оформление рамки для фото и картин Рамки, ракушки, клей «Титан» 1
Моделирование из помпонов – 2 ч
32 Пряжа. Техника изготовления помпонов. Знакомство с разновидностями пряжи, техникой изготовления помпонов. Разноцветные нити, картон, ножницы. 1 33 Игрушки из помпонов. «Утиное семейство» - коллективная работа Жёлтая, серая, бежевая, зелёная нити, картон, ножницы. 1
Отчётная выставка детских работ -1 ч.
34 Подведение итогов. Организация и подготовка итоговой выставки детских работ. Подготовка и проведение выставки Детские работы 1

Материально – техническое обеспечение

1.

Литература

2.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.
3.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из природных материалов. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007.
4.
Артманова Е.В. Симпатичные самоделки из природных материалов для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2006.
5.
Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
6.
Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителя. – М.: «Первое сентября», 2002.
7.
Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. – М.: «Первое сентября», 2002.
8.
Гомозова, В.С., Филиппова, Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. – Ярославль: Академия развития, 2000.
9.
Грушина Л.В. Живые игрушки. – Смоленск : ООО «Карапуз-дидактика», 2006.
10.
Иванова Г.В. Поделки на прогулке. – СПб: ООО «Издательство «Тригон», 2007.
11.
Кирьянова О.Н. Бумажные фантазии: изонить, оригами, бумагопластика. – М.: Профиздат, 2006.
12.
Мешакина Л.В. Мозаика из яичной скорлупы. – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2010.
13.
Соколова С.В. Оригами для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
14.
Юрюм Я. Зверушки из помпонов. – М: АРТ РОДНИК, 2012.
2. Интернет-ресурсы.

3. Технические средства обучения
– магнитная доска; – персональный компьютер с принтером; – мультимедийный проектор; – экспозиционный экран.
4. Материалы:
- бумага: цветная, бархатная, писчая, альбомная, гофрированная, тетрадная; открытки, фантики; картон цветной, гофрированный, тонкий, упаковочный; - нитки: катушечные № 10, 20, 30, мулине, «ирис», шерстяная пряжа, веревки, шнуры, тесьма, сутаж, цветные ленты; - ватные диски, коктейльные трубочки, пробки, палочки от мороженого, яйца от киндер- сюрприза; - проволока, пластилин; - природный материал: листья, цветы, семена, шишки, жёлуди, ракушки; - клей ПВА, «Момент», скотч. - карандаши, фломастеры
5. Инструменты, приспособления:
- линейки, иголки, ножницы, кусачки, шило, циркуль.


В раздел образования